Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Новости → Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий и митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий: «Святая Церковь уже две тысячи лет прославляет женщин в праздник Жен-Мироносиц, прославляет высокие идеалы христианской жизни»

Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий и митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий: «Святая Церковь уже две тысячи лет прославляет женщин в праздник Жен-Мироносиц, прославляет высокие идеалы христианской жизни»

Государствоу нас, конечно, светское, но страна — православная. А государство существуетдля служения обществу, нации.

Вместе с тем, бессмысленно праздновать принадлежностьчеловека к определенному биологическому полу, не находя с духовной точки зренияникаких особых преимуществ женщин как таковых, а тем более делать это в дниВеликого Поста.

Библейскаяистория знает немало женщин, причем каждая из них олицетворяет определеннуюмодель поведения, если так можно выразиться. Прародительница человеческого родаЕва отличилась непослушанием, даже тогда, когда пребывала с Адамом в Раю. МарияМагдалина, которую Христос исцелил от беснования, изгнав из нее семь бесов,сумела настолько изменить свой нрав, что сподобилась первой видеть воскресшегоГоспода. Пример удивительной, покаянной жизни и образец подлинного смирения— преподобная Мария Египетская. Марию же, мать Иисуса Христа, кротостью своейизумившую Ангелов, мы почитаем как Пресвятую Богородицу. Иродиада, незаконнаясупруга царя Ирода, и ее дочь Саломея вошли в историю как кровожадные губительницыпророка Иоанна Предтечи.

Тема такназываемого «праздника 8 марта» была затронута в программе «Архипастырь»,которая прошла в прямом эфире телекомпании «Союз» и радиоканала «Воскресение»вечером 4 марта. На вопросы телезрителей отвечали митрополит Черногорско-ПриморскийАмфилохий и архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий.

 Вопрос ВладыкеВикентию:

 - Есть одна проблемав современном российском обществе. Не так давно, 23 февраля был праздник. Онвыпадал как раз на Великий пост, на первую неделю причем. Грядет еще один праздник.Так называемый «праздник 8 марта», традиционно празднуемый в нашейстране так же выпадает на период Великого поста, и более того, вот Надежда Ивановнаиз г. Балаково Саратовской области уточняет еще, что 8 марта в этом году приходитсяна праздник обретения главы Иоанна Предтечи. Как к этому относиться? Как сочетатьВеликий пост, 8 марта? Что делать? У всех есть мамы.

- Я хотелнемножко сказать об этом событии, об этом празднике так называемом. Мы почемуи говорим о том, что есть православные праздники, которые мы почитаем, женщину,женский род, женщин, которые действительно делают очень многое для блага людейкак воспитательницы, как миссионеры, как проповедницы благочестия и веры Христовой.Мы празднуем такой праздник, как называется, «жен-мироносиц», которыммы прославляем их величайший подвиг, подвиг проповеди того высокого идеала христианскойжизни, который они восприняли в своем сердце и разделяли эти идеалы в своейличной жизни со своими детьми, со своими внуками, со своими близкими, родными.И, мы знаем, такие женщины, которые достигали высоких нравственных идеалов и совершенства. И есть у нас и равноапостольные женщины, равноапостольная Нина,равноапостольная Ольга, жены-мироносицы непосредственно, которые были ученикамиСпасителя. Вот на этих женщин нам нужно равняться и брать пример такой высокойблагочестивой жизни.

И СвятаяЦерковь уже две тысячи лет прославляет женщин, которые вот именно вели и ведутдо настоящего времени такой идеал христианской жизни. И поэтому, конечно, мы,когда видим, что этот праздник «8 марта» особенно попадает в дни Великогопоста, то для нас это, конечно, не совсем приятно, что в этот день совершаютсятакие большие бесчинства. Если этот праздник был бы такой серьезный праздник,когда мы четко обозначили идеалы женщины, как нравственные идеалы женщины, и нравственно отмечали эти нравственные идеалы, то еще более-менее проходило нормально.А когда в этот день совершаются такие страшные дела, блуд и развращенность,то это не есть то, что необходимо видеть в женщине. В женщине видят сейчас как предмет наслаждений, предмет удовольствий. Я не знаю, как сейчас женщина допустиласебя до такой степени, что ее сделали просто предметом посмешища. Ее раздевают,везде показывают голой, показывают ее какие-то достоинства. Просто потеряночувство стыда, совести, и такое развращенное отношение к такому великому сосудуБожию, который имеет особое предназначение.

Господь далженщине особое предназначение, как помощнице мужа. Дано ей родить, дает жизньновому поколению, потомству, которое должна воспитывать, которое должно приноситьпользу для нашего общества. А женщина сейчас стала в такой страшной деградации.Конечно, для нас это очень печально, особенно когда Церковь призывает к высокимнравственным идеалам воспитывать в себе. А в пост как раз наоборот, вот этивсе бесчинства именно сейчас и показываются. Хотя, конечно, я не могу сказать,что этот праздник, это только праздник такого бесчинного наслаждения. Есть,конечно, и здоровые такие направления, когда отмечают труд, подвиг, стараниеженщины. Но в нашей Церкви уже две тысячи лет этот праздник праздновался, егопочитали. И он должен продолжаться в нашей стране православной. И не нужно подменятьценности, которые у нас были или есть и должны развиваться в нашей жизни. Потомучто, действительно, женщина это есть носительница высокого нравственного идеала,и она должна быть такой. И праздники, которые отмечаются в честь женщины, должныименно отмечать вот эту главную суть этого праздника. Тем более, что еще и интересно,что в этом году совпало «8 марта» с первым, вторым обретением главыИоанна Предтечи. Ведь мы знаем историю этого праздника.

Ведь самИоанн Предтеча, почему он пострадал? Он был умерщвлен тем, что ему отрезалиголову. Это тоже он обличил бесчинство женщины. Обличил блуд и развращенность,когда Иродиада стала женой, бросила своего мужа, и женилась на брате своегомужа. И такое было кровосмешение, можно сказать, и в то же время такое бесчинство.И Иоанн Предтеча, конечно, обличил, что «не должно тебе иметь того, котороготы считаешь мужем». И, конечно, ей не нравилось это, и она злоумышляла,как бы каким-то образом Иоанна Предтечу наказать. Она наказала тем, что егопосадили в темницу. Но она не успокоилась этим. Когда ее дочь плясала и понравиласьцарю Ироду, то он сказал, что пол имения могу отдать, как благодарность за то плясание. И вот, Иродиада не пол имения хотела, она все имение хотела иметь.Вот такую как бы жадность имела, славолюбие, честолюбие, и такую жажду к богатству.И она говорит: «Дайте мне голову Иоанна Предтечи». Тем самым будетиметь все богатства мира. И мы знаем, что после этого Господь очень строго наказалее и дочку ее, и самого Ирода за такое преступление, которое совершили по отношениюк Иоанну Предтече. И вот если говорить словами святителя Иоанна Златоуста, то можно сказать, что «вновь Иродиада беснуется».

Вот в этотдень, когда будет «8 марта», будем отмечать первое, второе обретениеглавы Иоанна Предтечи, когда мы вспоминаем те трагические события именно из-за женщины, из-за ее страсти к блуду, страсти к наживе, страсти к богатству, к славе, к чести. И этот исторический пример должен нас учить воздержанию, а в этот день будут плясать, будут танцевать, будут веселиться и бесчинствоватьи т.д. То есть, продолжение того, что было в первом веке христианства нашейэры. Человек не вразумился за две тысячи лет, не вразумился тем, что случилосьв первом веке и какие наказания претерпели эти люди за то, что они совершилиэти бесчинства.

 Вопрос к ВладыкеАмфилохию:

 Ваше Высокопреосвященство,что вы думаете по этому поводу?

- «8марта» — это светский праздник. Значит, в принципе, это не церковный праздник.Церковь имеет свои праздники, которые веками прославляют женщину. Но не женщинув каком-то, как сказать, венерическом смысле, родовом или как это, физическом,как сказать, но Церковь прославляет, во-первых, отчество. Имея Отца Небесного,она дает смысл отчеству на земле. Имея Святое Материнство Матери Божьей, Котораяродила Бога и Человека, Она возвышает женское начало паче Херувим и Серафим,«Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим». Вот смотрите,какое место имеет жена в церковном самосознании. Вот, поэтому каждый праздникМатери Божьей, Ее Рождество, Ее Благовестие, Успение Матери Божьей, вот этопраздник, огромнейший праздник, именно который мы празднуем не как бы какое-то понятие, отлученное женщины, но матери.

У нас, в Сербской Церкви, есть праздник накануне Рождества Христова. Одна неделя посвященапраотцам по теле Господа Бога и Спаса нашего. Это прославление отчества, отцы.Есть праздник, где мы вспоминаем все эти женщины, матери по теле Матери Господаи Спаса нашего. Это «Материца», так называется у нас. Это прославлениеснова материнства. И есть тоже одна неделя, посвященная детям. Потому что этоприготовление для Рождения Сына Божьего, предвечного Бога, маленького Иисуса,Дитя, которое рождается от Богородицы. Значит, Церковь, прославляя женщину,прославляет ее участие в домостроительстве человеческого рода и спасения, и ее участие в прославлении человека, продолжении рода человеческого, наполненииземли. Она прославляет и указывает, что суть женственности, женского начала,женщины, это не какие-то отлученные права и только какие-то цветы, которые должендавать муж своей женщине, это жертвенность. Как сказал Святейший Патриарх Московский:«Суть семьи — это жертвенность». А мера измерения жертвенности, этоизмерение любви. Церковь, прославляя женщину, прославляет любовь, как началожизни, прославляет материнство, супружество прославляет. Прославляет служение,потому что служение — основная роль, в конце концов, и мужчины и женщины, служитьближнему своему. Служить, рождая детей, служить, как сказать, воспитывая детейстраху Божьему и мудрости. Поэтому этот светский праздник, ну вот может, ктохочет, его там прославлять, но если хочет подлинное достоинство женщины видетьи прославлять, пусть возвращается именно в этом церковном самосознании и достоинству,которое Церковь, непроходимому достоинству. Потому что красота внешняя, физическаякрасота, она сегодня есть, завтра больше нету.

Сегодня,прославляя женщину, прославляют Бриджит Бардо, Мерлин Монро и другие такие женщины,которые сомнительного и поведения, и жизни, и конца жизни. Какой образ можетбыть там? Какая-то актриса, которая окончила жизнь с наркотиками и самоубийством?Это должно служить как пример женщины? Нет. Матерь Божья, Ее целомудрие, Еекрасота, которая красота внутренняя, Божественная, вечная красота, Ее служениеи послушание Воле Божьей. Ее участие в судьбах мира, как Матери, как Сестры,как Супруги — вот что надо прославлять. А Церковь это прославляет. И во времяпоста всегда бывает Благовестие. Какая красота в этом празднике! Какое воздвижениеи достоинство, которое получает через Марию, Матерь Божью, каждая женщина в этом мире. Поэтому, снова скажу, пусть, если хочет, прославляет какой-то светскийпраздник, но лучше было бы всем нам, да и вам, русским женщинам, матерям, возвращатьсяименно к этому подлинному отношению к женщине, как матери, сестры, как супруги.И прославлять качества, бессмертные качества жены, ее роль и место, которыеБог ей дал в домостроительстве, в жизни рода человеческого. Как и многие другиесветские праздники, которые так появились, скажем, в начале ХХ века, связаныс разными движениями какими-то революционными. Вот имели какой-то смысл, но короткий смысл имели, потому что эти идеологии были короткие.

Так и этотпраздник. Я боюсь, что все-таки нету долгоденствия в этом празднике. «Многаялета» надо петь именно Богоматери, моей матери, твоей матери, сестре миленькой,которую имеешь. Муж супруге своей, которая становится матерью. И Матери Божьей,Которая освящает именно этот дар Божий помощника мужу, человеку, как это Богблагословил тут, на земле. Все-таки нам надо возвращаться к истокам. Церковьимеет мудрость, которая старше Маркса и Энгельса и, мы знаем такую, Розы Люксембург. Надо возвращаться к нашим святым. Ну святая Нина, равноапостольная. Тут, в Екатеринбурге,храм святой великомученице Екатерине знаменитой. Такая красота целомудрия. Свидетельвечного достоинства женщины построили поэтому тут, в Екатеринбурге, предки.Храм святой Екатерины. И мы надеемся, что когда я приеду после нескольких лет,мы снова найдем этот храм восстановленным. Таких-то женщин надо прославлять.Я так думаю. Я уверен, что так и есть.

 Вопрос ВладыкеАмфилохию:

 - В Сербии естьтакой праздник?

- У нас тоженаши социалисты там тоже навязали. Но все меньше и меньше его празднуют.

 Вопрос ВладыкеВикентию:

 - Владыка, а государственныепраздники, светские, они должны приходить в какую-то координацию, в один рядс праздниками церковными? Россию называли святой Русью. Когда мы празднуем 8марта, у кого-нибудь повернется язык России святой Русью назвать? Когда мы 8марта поздравляем женщин и празднуем. Вот я утром пойду в церковь схожу, в соборномбогослужении приму участие, отметим обретение главы Иоанна Предтечи, а вечеромпойду всех поздравлять. Это как-то должно соотноситься? Или нет? Все же говорят:«У нас государство светское. Церковь отделена от государства».

- Дело в том, что светскость государства это не значит, безобразие должно быть в государстве.Должен быть порядок. И Церковь как раз призывает к такому нравственному идеалу.И вот как сегодня, сейчас Владыка говорил, что если даже мы поздравляем в этотдень женщин, мы поздравляем именно с тем служением, высоким служением женщиныкак материнство, женщина как мать, как воспитательница, как пример высокой нравственнойжизни. Призывать к этому, как бы поправлять этот праздник именно в этом русле,в русле нравственном и духовном. Не том, светском, что как сейчас обычно говорят:«Вот ты какая красивая, какая ты страстная, или какая ты там сексуальная».И весь праздник. И вот она кокетничает и говорит: «Вот, да, действительно».И начинает там свои страсти еще больше распускать. Это не есть та нравственность,та духовность, которая требуется от этого праздника. Это как раз та распущенность,которая уже приносит нам такие неприятности как демография, вымирание нации,уничтожение страны и цивилизации русской. Вот от этого, такого, можно сказать,неправильного отношения к празднику этому, приводит вот к таким последствиям,что женщина теряет свой смысл, свое предназначение. Зачем ей быть матерью? Зачемей быть воспитательницей, когда она хочет быть страстной и развратной? И еедаже прославляют за это, ее даже поздравляют, почитают.

А труд матери— это есть подвиг, это жертвенность, это надо трудиться. И вот за этот трудмы и почитаем и преклоняемся и поздравляем. Именно вот, я говорю еще раз, выправлятьэтот праздник именно в этом русле. И, я думаю, что светские или не светские,церковные или не церковные, но Церковь имеет такое предназначение в жизни, в обществе, чтобы дать правильные направления жизни общества в том, которое быне разрушало общество, а созидало общество. Вот этот путь, который сейчас идетчерез прославление этого праздника, как раз как Владыка сейчас сказал, он ведетк разрушению. А когда если мы поправим в русло нравственное, духовное, и в томизвечном предназначении, которое Господь дал женщине, то, конечно, это будетто направление, которое будет созидать ту твердыню женского характера, котораябудет вести к созиданию семьи, созиданию института семьи, созиданию того, что укрепляет и оздоровляет нацию.

 

08 марта 2007

Март 2007
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс