Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Новости → Доклад Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Викентия, архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского, на XV Рождественских чтениях

Доклад Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Викентия, архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского, на XV Рождественских чтениях

Екатеринбург, 31 января, «Информационное агентство Екатеринбургскойепархии».

Ваше Высокопреосвященство! Всечестные отцы!

Уважаемые господа! Дорогие братья и сестры!

Забота о будущем нашей страны побуждает нас к поиску новых путей, методов приобщениядетей и юношества к духовно-нравственным истинам, способным дать прочное основаниедля создания твердых жизненных ориентиров.

Нам отрадно видеть усилия, предпринимаемыесветскими образовательными структурами в деле восстановления и преобразованиявоспитательной функции отечественной школы.

В исконнойотечественной культурно-педагогической традиции всегда было три составляющих— Семья, Школа и Церковь. И все они были едины в понимании процесса образованиякак процесса раскрытия образа Божия в человеке.

Победитьбезнравственность, падение морального уровня общества можно только всем вместе,в соработничестве. Недавно Его Святейшество, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II так сказал об этом: "…перед нами стоит задача духовная— помочь разрушить культ наслаждения и наживы, самодостаточности и самодовольства,вернуть в сознание людей стремление к добру и любви, жертвенности и правде,сделать так, чтобы само общество поощряло целомудрие, честность, скромность,,терпение, благонамеренность, великодушие."

История дорогоговсем нам Отечества началась и протекала в единении с просветительским и воспитательнымслужением Русской Православной Церкви. Духовноопределяющее и культурообразующеезначение Церкви имело своим впечатляющим итогом создание единого национальногоорганизма, в формировании светоносного пласта национальной культуры и, наконец,в явлении непостижимого для Запада евангельски просветленного типа русскогочеловека.

К началутретьего тысячелетия отечественная школа пришла духовно не определившейся, открытойлюбым идеологическим, в том числе мистическим, влияниям и веяниям.

Полноценноедуховно-нравственное воспитание в России сегодня должно иметь в своей основенравственные и этические ценности Православия.) И Православная Церковь, являющаясяхранительницей этих богатых сокровищ, готова поделиться ими со всеми.

Прошедшийв 2004 году Архиерейский Собор обратил особое внимание всей Церкви на проблемывоспитания подрастающего поколения: «Будущее наших народов во многом зависитот сохранения духовных традиций и православной веры молодыми поколениями. Этоневозможно без знакомства детей с основами православной культуры. Только заложивв души молодых людей истинные ценности как основные жизненные ориентиры, мынаучим их жить по основным христианским добродетелям, по законам любви, научимреализовать свои природные таланты и способности. И тогда наши дети смогут создатьхорошие семьи, смогут достойно воспитать своих детей, обеспечив тем самым дальнейшеепроцветание нашего Отечества».

В основусовременной системы образования должно лечь возрождение традиций русской педагогикиво всем её богатстве.

У каждогочеловека, заинтересованного в возрождении отечественного образования и не предвзятомыслящего, нет сомнения, что оно достижимо только на путях обращения к отечественнойкультуре, к отечественной педагогической традиции, к православным духовно-нравственнымценностям, лежащим в их основании.

Стремлениеруководителей образования, учителей, воспитателей избежать подлинной теоретическойпроработки основных педагогических проблем современности выливается в суетупедагогической моды, в захлестывающие все и вся волны новаторства, например,— «педагогика сотрудничества», «теория погружения», «личностно-ориентированноеобразование» и т.д. Волны новаций способны размыть старые педагогическиеустановки, но не способны стать основой созидания, поскольку в этих новацияхнет смысла, если дети вырастают без нравственного стержня, без той внутреннейдуховной опоры личности, которая и должна стать истинным плодом образования.

Верится,что теперь, когда современное образование находится в процессе поиска, оно найдетсвое творческое обновление и применение в обращении к русской педагогическойтрадиции, украшенной именами К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова, С.А. Рачинского, и других. В этом наше спасение от национальной обезличенности, утраты историческойпамяти и воли.

Поэтому насрадуют такие позитивные моменты, как обсуждение вопроса о преподавании основправославной культуры в Общественной Палате и внесение в Государственную Думупроекта поправок к Закону «О свободе совести», направленных на введениев базовый учебный план общеобразовательных школ курса «Основы православнойкультуры» как обязательного предмета.

Чтобы решитьпедагогическую задачу развития и воспитания личности ребенка, важно давать всемучащимся представление о религии наших предков, как о бесценном даре Божием,как о великом богатстве духовном, и учить их правильно применять во всех сторонахсвоей повседневной жизни тот богатый духовный опыт, который оставили нам нашиправославные предки. При этом нельзя превращать преподавание в сухое изложениефактов и отвлеченные рассуждения. В педагогическом же процессе важен искреннийдиалог ученика с учителем, возможность получения ответов на поставленные вопросыи личный пример человека веры. Это важно для всех детей как имеющих в семьеправославную традицию, так и принадлежащих к другим конфесиям.

Необходимолишь верно определить место и роль этого курса в общеобразовательном процессе.Кроме того, перед образованием всегда стояла и стоит задача воспроизводстванациональной культуры, что утверждается в Конвенции о правах ребенка. На это же нацеливает и национальная доктрина образования в Российской Федерации, гдев числе приоритетных задач -"сохранение, распространение и развитие национальнойкультуры».

Школа, не предоставляющая в своем учебном плане времени на изучение общенациональнойдуховной культуры, не выполняет свои задачи в полном объеме. Отказаться от этойчасти культуры нашей страны — означает отказаться от предоставления учащимсявозможности объективно познакомиться с культурой человечества вообще.

Считаю необходимымпривести мнение Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея РусиАлексия II по этому вопросу. «Педагогика ограничивается передачей нашимдетям определенных знаний, тогда как воспитательные функции школы выхолащиваются.Молодое поколение вырастает неподготовленным к столкновению с темными сторонамивзрослой жизни. Вот почему большинство родителей ратует за введение в школыОснов православной культуры. Наша страна за века своего существования накопилаглубокий разносторонний опыт. Достижения российской культуры и мировоззренияизучаются во всем мире, зачем же лишать этого опыта наших детей?"

Воспитательнаясоставляющая в учебной программе, формируемая на основе православной культуры,имеет своей конечной целью избавление всего нашего общества от таких страшных,разрушающих его пороков, как пьянство, развращенность нравов, наркомания, распространениевенерических заболеваний, СПИДа, ВИЧ-инфекции и других негативных явлений, ведущихк ослаблению и разрушению нашего государства. Мы должны растить своих детейи внуков патриотами своей Родины, готовыми жертвенно трудиться на общее благо,. донести до сознания нашей молодежи красоту целомудрия и святость таинстваБрака, полагающего основание домашней Церкви, научить духовным законам созиданиясемьи и воспитания детей.

Положительнаяпрактика изучения основ православной культуры в школах, где этот процесс хорошоорганизован, позволяет заметить, как там возросла воспитанность учеников, как повысилась успеваемость, улучшились отношения между учениками, детьми и родителями,то есть лучшим образом решаются образовательно-воспитательные задачи. Нельзяне учитывать и востребованность изучения основ православной культуры многимиродителями, учителями и самими детьми. Кроме того, право ребенка на получениеобразования в соответствии с национальной и религиозной традицией его семьигарантируется государством.

Мы считаем,что изучение курса основ православной культуры в школе необходимо в нашем государстве,где православные составляют абсолютное большинство населения. Представителидругих традиционных для нашей страны религий неоднократно поддерживали и поддерживаютэту точку зрения Русской Православной Церкви.

Его Святейшество,Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II отечески наставляет нас:«Сегодня раздаются голоса о том, что не нужно изучать основы православнойкультуры. Но это увело бы нас от знания своей истории, потому что вся историяРоссии имеет своей основой христианскую историю. Прошлое учит нас многому. Учит,как нужно преодолевать трудности, испытания. Без прошлого не может быть настоящегои будущего. Каждый гражданин нашей страны должен быть патриотом своей родины,должен знать и любить историю своего Отечества, понимать истоки своей культуры,ибо только тогда он может считать себя человеком культурным».

В то же времянеобходимо понять, что курс «История религий», предлагаемый отдельнымичиновниками Министерства образования и науки Российской Федерации, не будетспособствовать в полной мере духовно-нравственному оздоровлению нашего обществаи не решит обозначенных нами проблем. Курс, в основе которого лежит представлениео религии или религиях как факте внешней действительности, факте, отстраненномот наблюдателя, реализует лишь одну задачу — научно-исследовательскую, и не дает школьнику ни нравственного стержня, ни духовного обогащения.

Знакомствос различными религиозными воззрениями без базового знания своей традиционнойрелигии может во многом повредить молодому человеку.

Укоренённость,— прежде всего в своей, национальной — традиции, даст возможность избирательно,а не огульно использовать достижения мирового педагогического опыта.

В Россиизадача приобщения к культуре занимает и занимала всегда исключительное по значениюместо в школьном образовании, и это то, что разительно отличает русскую педагогическуютрадицию. Потому полное наше одобрение и поддержку вызывает позиция ПрезидентаРоссийской Федерации В.В. Путина, высказанная им на заседании Государственногосовета 26 декабря 2006 года «О государственной поддержке традиционной народнойкультуры в России». Он особо подчеркнул тогда необходимость сохранениянематериальной части отечественной культуры и русского языка, неразрывных с нашей исторической памятью и связывающих поколения и эпохи, являясь при этомисточником формирования морально-этических норм.

Таким образом,необходимость интеграции знаний по основам православной культуры в учебно-воспитательнуюдеятельность светской школы определяется потребностями модернизации российскойсистемы образования в новых социокультурных условиях.

Многие православные школы нашей страны вступили на этот многообещающий и перспективныйпуть несколько лет назад. И сегодня мы можем опираться на опыт Православнойгимназии имени преподобного Сергия Радонежского в г. Новосибирске, Школы народногоискусства имени святой Императрицы Александры Федоровны в г. Санкт-Петербурге,ряда школ Москвы, Тулы, Калуги, Екатеринбурга и других городов России. Такихшкол более 150. Ими наработана уникальный, 15-летний — с 1992 года — опыт сохранения,изучение и продолжения народных традиций на основе Православия,овладения народным искусством, ремеслами, углубленного приемственного изучениярусского языка по учебникам от К.Д. Ушинского до наших дней.

Этот опытособенно ценен, так как в его основе лежит приемственность традиционной отечественнойпедагогики, опирающейся на духовный фундамент русской культуры.

Этот опытуникален тем, что он является итогом живого и эффективного взаимодействия Церквии государства на ниве просвещения. Этот опыт показывает эффективность православногообразования, которое фактически выполняет ныне государственный заказ по разработкепроекта национального образования.

Этот опытактивно распространяется и анализируется православными школами, которые нынеготовят свои программы и методические указания, объединяют свои усилия для большейрезультативности своей совместной работы и предпринимают шаги для создания своегообъединения «Союза православных школ России."

Этот ценныйпедагогический опыт должен быть осмыслен Церковью и государством, востребованобществом, изучен и введен в комплекс современного школьного образования России.

Учитываявышеперечисленные воспитательные задачи, которые определяются как общепедагогические,курс «Основы православной культуры» должен иметь достойное программно-методическоеобеспечение. На сегодняшний день мы имеем несколько десятков региональных учебныхпрограмм и учебно-методических пособий. Этот опыт необходимо обобщить и создатьтакой учебно-методический комплект, который соответствовал бы учению ПравославнойЦеркви и требованиям Министерства образования и науки Российской Федерации.

Кроме того,на основе вышеуказанного опыта православных школ, в связи с поэтапным переходомстраны на обязательное 11-летнее образование и в связи с укреплением среднегоспециального образования представлется возможным и необходимым на бале вышеперечисленныхшкол создать экспериментальные государственные площадки по подготовке новойкатегории учительских кадров, готовить воспистателей детских садов, учителейначальной школы, преподавателей по отдельным предметам, преподаваемым до 8 класса.Такие учителя, получая среднее специальное образование за счет добавления одногоучебного года — 12-го класса, а ранее прошедшие в полном объеме традиционноевоспитание и образование, будут владеть разными народными ремеслами, знать всюценность сохранения народной памяти и народного благочестия, многодетной семьии русской деревни, труда на благо Отечества и высоконравственного устроенияжизни во всех ее областях, будут способны воспитать духовно здоровое, деятельноеи патриотически наст роенное подрастающее поколение, в котором Россия так нуждается.

Такая модельпедагогической школы уже существовала: она была создана трудами святой страстотерпицыИмператрицы Александры Федоровны и стараниями Женского Патриотического обществав 1911 году в г. Санкт-Петербурге. Ныне эта традиции на протяжении 14 лет имеетпродолжение в деятельности Школы народного искусства имени святой ИмператрицыАлександры Федоровны в г. Санкт-Петербурге.

15-летнийплодотворный опыт православного образования в современной России, опирающийсяна русскую православную педагогическую традицию нескольких столетий, на просветительскиедеяния Святых Царственных Страстотерпцев, позволяет всем нам решить задачу,поставленную Президентом Российской Федерации В.В. Путиным на заседании Государственногосовета 26 декабря 2006 года и создать достойный XXI века проект национальногообразования в России, проект, благотворный для укрепления духа нашего народа,его единства и духовного здоровья на основе благодатной Веры Отеческой.

СпециалистыЕкатеринбургской епархии и ряд екатеринбургских ученых разработали проект концептуальныхи базовых положений, касающихся духовных основ развития Российской школы XXIвека. Проект будет представлен на Рождественских чтениях и будет обсуждатьсяв рамках работы круглого стола, который пройдет 31 января в библиотеке «Русскоезарубежье». Размещен проект на сайте Рождественских чтений, на сайте Патриархиии на сайте Екатеринбургской епархии с обращением направлять свои отзывы и предложения.

Нельзя такжене отметить, насколько духовно возвышено и ответственно призвание учителя, дающегоученикам правильное представление об окружающем мире, но учителя, преподающегодетям знания основ православной культуры, воспитывающего в них живое нравственноечувство, многократно значительнее. Личность учителя, те Истины, которые он несетученику, должны просвещать ум, согревать сердце, очищать душу, подвигать на путь добра и святости. Высока ответственность учительского труда, и в этом смыслеогромное значение для наших детей имеет личность самого учителя, который долженпонимать, что он реализует важное дело — строит жизнь человека.

Подготовкапедагогических кадров для преподавания курса «Основы православной культуры»должна стать также важным направлением совместной работы Церкви и государственныхобразовательных структур. Подготовка таких специалистов должна устранить дефицитпедагогически адаптированных знаний о религии и дефицит самих специалистов в области знаний о религии, религиоведения, педагогов, умеющих свободно работатьс этим материалом.

Сегодняшниепедагоги, оказавшись один на один с детьми, подростками и юношеством, с семьей,оторвавшейся от традиций родной культуры, с жадностью ловят все, что помогаетим осмыслить и решить неизмеримо усложнившиеся воспитательные проблемы. Содействоватьпедагогам в выборе верных духовно-нравственных ориентиров — задача и Государства,и Церкви.

Система христианскихценностей в свое время всколыхнула многие народы мира, изменила духовный обликРуси, и этот критерий должен быть, на наш взгляд, применен к современному духовно-нравственномупросвещению в русле православной традиции.

Екатеринбургскаяепархия представляет на Рождественских чтениях программу деятельности Екатеринбургскойепархии в сфере регионального образования на 2006 — 2008 годы, где одно из главныхнаправлений — это подготовка и повышение квалификации педагогических кадров.

Преодолетьпротивостояние между Церковью и Школой, унаследованное от прошлого столетияи возродить образование на великой культурной традиции — вот действительно благороднаяи величественная задача сегодняшнего дня и для Церкви, и для светской системыобразования.

Школа XXIвека должна стать стартовой площадкой, с которой начнется преодоление духовно-нравственногокризиса современного общества. И это потребует от школы переориентации задач,методов и содержания образования, определения роли и места религиозного образованияв общем педагогическом процессе.

Необходимосоздать условия для реализации права семьи и обучающихся на ознакомление со своей духовной традицией в системе общего образования.

Религия не может рассматриваться сегодня как периферийное явление в нашем обществе и в нашей культуре. В конечном итоге Церковь и Школа при поддержке государства,взаимодействуя и обогащая друг друга, в состоянии создать в нашем обществе благоприятнуюатмосферу, преодолеть культурно-мировоззренческий раскол, вложив в сердца молодыхлюдей преданность духовным ценностям, любовь к Отчизне, к родной истории и языку.

Общей задачей и содержанием духовно-нравственного воспитания должно стать формированиенационального единства народов России через приобщение к ценностям русской культуры,а изучение основ православной культуры должно стать фундаментом для духовно-нравственноговоспитания в школах.

В заключениесвоего выступления я хотел бы обратиться к родителям с просьбой активнее использоватьте возможности в образовательном процессе, которые предоставлены нам Федеральнымзаконодательством.

Давайтеприслушаемся к словам Святейшего Патриарха, подчеркивающего, что «Семья,школа и духовно-нравственное состояние общественной жизни — вот очевидные приоритетыдля Государства и Церкви, поле для активного нашего сотрудничества» и призывающего«спланировать и совместно осуществить конкретные меры, направленные на воспитание у детей и молодежи уважительного отношения к социальному институтусемьи и ориентацию на традиционные духовно-нравственные ценности».

 

31 января 2007

Январь 2007
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс