Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Новости → Ответы Святейшего Патриарха Кирилла на встрече с молодежью на II Международном православном студенческом форуме

Ответы Святейшего Патриарха Кирилла на встрече с молодежью на II Международном православном студенческом форуме

Первый вопрос от студента Московского государственного строительного университета Егора Елунина: «Ваше Святейшество, добрый день! Сегодня часть ученых, занимающихся развитием общества, считает, что у нас наступило постхристианское время, что христианство уже не то. Как Вы думаете, в современном мире человек должен быть человеком мира? И должен ли в XXI веке человек иметь свою собственную религиозную позицию?»

– Спасибо. Я не согласен с тем, что наступила постхристианская эра. Постхристианская эра наступила в некоторых конкретных географических местах. Действительно, если взять некоторые страны, то христианство там как бы отступило, по крайней мере внешне. Иногда это связано с тем, что запрещаются внешние проявления христианства. Даже в Советском Союзе не боролись с ношением нательных крестиков. Другой разговор, что вокруг ребенка, который носил крестик, могла создаваться нездоровая среда, – я через это прошел в школе. Требовалось некое мужество, чтобы пойти на медосмотр в школе и не снять с себя крестик, но никто не мог сделать официальный выговор и потребовать от родителей, чтобы я крестик не носил, – и это в атеистическом Советском Союзе!

А сегодня? Буквально недавно я имел разговор с людьми, которые проживают в одной из западных стран, – нельзя носить крестик, на это нужно получить специальное разрешение руководства школы. Спрашиваешь, а почему нельзя? «Чтобы не оскорблять религиозные чувства других людей». Подождите, давайте спросим других – нательный крест оскорбляет их чувства? Спрашиваем мусульман – «носите, почему нет?»

Нам также говорят, что в некоторых западных странах Рождество нельзя называть Рождеством. «Давайте употреблять слово «Xmas», а не «Christmas», то есть «Рождение Христа», в качестве названия зимнего праздника. Спрашиваем: «А почему?» «Чтобы не обижать мусульман». Спрашиваем мусульман: «Братья, вас слово «Рождество» обижает?» «Совсем нет». Так значит, не мусульмане виноваты и не пресловутая толерантность, а, по всей вероятности, есть идеологическая установка на изгнание христианства из жизни, из публичного пространства некоторых стран.

Так что мы имеем дело не с постхристианством как результатом интеллектуального развития. Дело не в том, что человечество поднялось над религиозными предрассудками, овладев высшими истинами, и не в том, что мировоззренческие достижения современного разума не оставили пространства для Бога. Постхристианство – это результат планомерной долголетней работой с человеческим сознанием тех, кто, может быть, главной целью своей жизни ставит борьбу с христианством. Мы должны сказать, что в диалоге с некоторыми странами мы, верующие граждане России, да и в целом Россия как свободное демократическое государство должны ставить вопрос о несомненном притеснении верующих. И если будут созданы условия для полной свободы, то, думаю, это повлияет на снижение уровня «дехристианизации».

Но самое главное не в этом. Главное – это состояние человеческих душ. Прагматизм, желание жить только ради того, чтобы зарабатывать и тратить, лишает человека религиозной перспективы. Надо зарабатывать и тратить, здоровье обеспечивается современной медициной и лекарствами, действуют страховки, я всем доволен. Зачем мне Бог? Это в старину люди всего боялись, и приходилось обращаться к высшим силам, а теперь Бог просто перестал быть нужным. И это результат не философского развития, а потребительской психологии, ставшей сегодня страшным духовным заболеванием человечества. Ведь если человек живет только для того, чтобы потреблять, если у него нет религиозной перспективы, то есть перспективы вечности, то что это значит? Это значит «бери от жизни все – дальше ничего нет; веди себя как хочешь – нет никаких сдерживающих нравственных факторов; можешь обманывать, можешь делать все что угодно, самое главное – сохранить уровень своего потребления». Потеря религиозной перспективы, потеря веры в жизнь будущего века приводит к тому, что сознание людей трансформируется и концентрируется исключительно на личном благе.

А вот теперь снова вернусь к теме подвига. Скажите, пожалуйста, кто победит в схватке – мальчишки-мусульмане на улице какого-нибудь западноевропейского города, которые идут на смерть за свою веру (хотя, конечно, искаженную, не будем сейчас вдаваться в характеристики), или полицейский, который им противостоит? У этого мальчишки нет никаких тревог относительно того, что с ним произойдет, он верит в будущую жизнь. А полицейский в будущую жизнь не верит – он верит в силу зарплаты, материального положения, удобств. Зачем полицейскому вступать в противоборство с этим молодым человеком, рискуя стать уродом или погибнуть? И мы уже наблюдали в одной из стран, как полицейские отступают от безоружных людей. Можно ли по-настоящему защищать Родину – перейдем к более понятным категориям, – если все связано только с потреблением, комфортом, благополучием, с этой временной жизнью? А зачем? Может, лучше сбежать в другую страну, пока здесь неразбериха, пока здесь кто-то с кем-то воюет? У меня есть деньги, есть специальность, я владею иностранным языком, поэтому пока поеду куда-нибудь, посижу, посмотрю, что произойдет. Но человек верующий никогда так не скажет. Для него любовь к Родине – это не простые слова, он верит в загробную жизнь и потому становится очень сильным.

Так что вопрос, который Вы задали, – это вопрос огромного мировоззренческого масштаба. Это вопрос, куда нам всем идти и что означает вера как сила, ориентирующая человека по пути жизни. Возвращаясь к тому, что Вы спросили, отвечу: можно быть человеком мира, можно жить в разных странах, но главное – не терять стратегическую линию жизни, не терять систему ценностей, хранить веру. Тогда не будет страшно жить ни в одной стране, – если внешние факторы неспособны разрушить ваш внутренний мир.

Видеовопрос от студентов из Крыма, Крымский федеральный университет. «Здравствуйте, Ваше Святейшество! У меня к Вам вопрос. В России студенты получают хорошее бюджетное образование, но уезжают жить и работать за границу. Как сделать так, чтобы студенты оставались и работали у нас, в России? Спасибо!»

– Конечно, лучше, чтобы оставались у нас и работали. Но если кто и поехал работать за границу, то это небольшая трагедия, при условии, что Россия всегда остается Родиной и будущее человек связывает со своей страной. В этом отношении замечательный пример дают китайцы. Те, кто путешествует по миру, знают, что в большом количестве городов Европы и Америки есть чайнатауны – это целые районы, где живут китайцы. Они работают, получают деньги, которые чаще всего отсылают в Китай, – это люди, сохраняющие неразрывную связь со своей страной и со своим народом. И когда начались большие изменения в жизни Китайской Народной Республики, первичный капитал, положенный в основу бурного экономического развития, был привлечен этими самыми зарубежными китайцами. Вот пример того, как работа за границей не ослабляет связи с Родиной и не подрывает патриотического чувства, а, наоборот, помогает, в том числе, всей стране.

А нередко происходит так: человек пожил два-три года за границей, еще не научился толком говорить по-английски или на языке страны пребывания, а по-русски говорит уже с акцентом, причем иногда намеренно, чтобы все поняли, что он уже и не очень русский. Или, приехав в Россию, начинает говорить с английскими интонациями, которые, по непонятной для меня причине, вообще становятся модными среди нашей молодежи.

Поэтому вопрос не в том, где ты живешь, а в том, что у тебя в душе и что в твоем сознании. И я очень надеюсь, что, по крайней мере, православная молодежь, вне зависимости от места проживания, будет всегда любить свою Родину и служить ее интересам.

Вопрос от студента Владимира Смирнова, проходящего обучение в Торонто (Канада), прихожанина Монреальской и Канадской епархии РПЦЗ. «Как Церковь относится к занятиям физической культурой и спортом? Не является ли современный культ здоровья по своей сути антихристианским?»

– Я уже говорил о том, как Церковь относится к физической культуре и спорту. Но чрезмерное внимание к телу может становиться опасным культом. Если человек не сопровождает физические упражнения и заботу о своем теле заботой о духе, происходит, конечно, перекос. В Писании есть понятие «похоть плоти» (1 Ин. 2, 16) – это когда плоть, то есть физическое, телесное начало господствует над человеческим сознанием и направляет всю человеческую деятельность в опасную сторону. Когда происходит такое поглощение плотью духовного, интеллектуального начала, то это и есть похоть, грех и этого надо остерегаться, – и не только спортсменам, не только тем, кто любит заниматься физкультурой и спортом, но и любому человеку.

Вопрос Его Святейшеству от студентки МФТИ Алины Мацвай: «Недавно в Казани начал работать первый робот-учитель. Весь мир пытается создать искусственный интеллект. Каково отношение Церкви к подобного рода разработкам?»

– Положительное отношение. Вообще, хотим мы этого или не хотим, но за робототехникой будущее, и те образцы, которые я здесь увидел, поражают воображение. Понимаешь, что все это будет развиваться и, несомненно, содействовать ускорению научно-технического прогресса, улучшению условий жизни людей. Но в этом процессе есть опасности, как и в любом другом, связанном с развитием человеческого общества. На выходе, как говорят инженеры, может быть разное.

Так вот, робототехнику нужно создавать и предназначать для правильных целей. Не знаю, насколько правильно, чтобы роботы занимались образованием студентов. Они, конечно, могут передавать информацию, как компьютеры или телевидение. Но я глубоко убежден в том, что робот не может заниматься воспитанием человеческой личности, а ведь главная претензия к сегодняшней школе заключается именно в том, что школа передает учащемуся знания, но не формирует личность.

Поэтому пусть роботы делают свое дело, а вот вопросы воспитания нужно оставить за нашими педагогами и стараться всеми силами, чтобы уровень наших педагогов возрастал и к лучшему менялось положение в нашей школе.

Вопрос Его Святейшеству от студентки МГТУ им. Баумана Антонины Марычевой: «В современном мире женщины играют большую роль в общественной и политической жизни страны, успешно реализуют себя в науке и бизнесе. Однако, у этого явления есть и обратная сторона. Девушки позже выходят замуж, позже рожают детей. Как Вы считаете, есть ли проблема в данной ситуации?»

– Предвосхищая Ваш вопрос, я уже коснулся этой темы. Конечно, образование получать надо, и хорошо, когда женщина, чувствуя в себе соответствующие способности, делает, как говорят, карьеру. Мы видим замечательных женщин и в правительстве, и среди ученых, дипломатов, руководителей производства. В каких-то сферах женский ум оказывается более проницательным, чем мужской, и мужчины это сознают и отдают должное женским способностям. Поэтому закрывать для женщины возможности светской карьеры, будь то научной или любой другой, только из-за того, что она женщина и должна стать матерью, было бы неправильно.

Но неправильно также, чтобы карьера деформировала ценностные установки девушки или женщины. А ценностная установка заключается в том, что нужно, если будет на то Божие благословение, вступить в брак и создать семью. А когда это происходит, то женщине работающей и муж, и родственники должны помогать в воспитании детей, но и она не должна воспитание детей относить на периферию своей жизни, – мол, я очень занята, я президент в банке, мне не до ребенка, я его отдам няне или воспитателям». Сейчас это становится все более и более модным, особенно в состоятельных семьях, – вот это, конечно, грех отступничества от материнского призвания.

Женщина, которая берет на себя ответственность за воспитание ребенка, должна понимать, что на определенное время эта обязанность становится абсолютно приоритетной, как и хранение семьи. Женщина в первую очередь сохраняет семью, женщина поддерживает огонь в очаге. А если нет огня в очаге, то в холодном шалаше или в холодном доме люди не живут. Вот в этом особое предназначение женщины – быть матерью, женой, хранительницей семейного очага и, конечно, воспитательницей своих детей. Первые навыки, первое понимание того, что такое хорошо и что такое плохо, мы получаем от матери. Причем вот что удивительно: мать нам ничего не доказывает, она просто говорит дочери или сыну «это плохо», и ребенок воспринимает: «ага, это плохо». Так формируется ценностная парадигма – это вообще поразительно! И огромную роль в этом играет традиция, ведь женщина говорит ребенку не потому что книги прочитала, а потому что, в свою очередь, ее так мать научила. Поэтому, когда подрываются национальные культурные и нравственные традиции, это очень опасно, потому что подрывается нравственное начало в жизни человека.

Подводя итог Вашему мудрому вопросу, хотел бы сказать, что нельзя делать никаких ограничений и нельзя пропагандировать отказ женщин от получения образования и от карьеры. Однако нужно всячески напоминать женщинам, что призвание матери, хранительницы семейного очага имеет огромное значение для их личной жизни и для жизни общества. Но и общество должно позаботиться о том, чтобы женщины могли таким именно образом строить свою жизнь.

Вопрос Его Святейшеству от студентки 2-го курса РГСУ Дианы Куркиной: «Некоторые считают, что священнослужитель – лучший специалист по жизни и именно к нему нужно обращаться за советом по абсолютно любым вопросам. Как Вы считаете, священник – это профессия или же призвание?»

– Вначале отвечу на первую часть: по каким вопросам нужно обращаться, а по каким не стоит. Часто священнику на Исповеди задают вопросы, на которые он не может ответить компетентно. Дело не в том, что священник безграмотный – он просто не знает, о чем его спрашивают. Так бывает, если приходящий на Исповедь воспринимает священника либо как волшебника, – мол, как мне посоветует, так и будет, – либо как того, кто обязан отвечать на все вопросы. И вот нередко спрашивают, например, разменять ли четырехкомнатную квартиру на одну двухкомнатную и две комнаты в коммуналке. Когда мне задавали такие вопросы, я всегда говорил: «При всем желании не могу вам ответить, ведь я не знаю вашу жизнь во всех тонкостях». Или спрашивают: «Мне выходить замуж или нет?» Если ты знаешь эту девушку, если у тебя есть понимание того, что у нее происходит в душе, тогда можно деликатно сказать: «мне кажется, тебе надо немножко подождать, еще подумать». Или, наоборот, сказать: «Надо выходить замуж». Но когда совершенно незнакомая женщина подходит к священнику и задает такой вопрос, она ведь рассчитывает, что перед ней прозорливый человек, который ее видит насквозь и точно выдаст ответ, который приведет ее к счастью. Конечно, это заблуждение.

Буквально вчера мне рассказали, как к настоятелю московского храма пришел некий бизнесмен. Поговорил о своих деловых проблемах, а потом просит: «Батюшка, у тебя же знакомства, ты и с Патриархом встречаешься, и светские связи есть, – помоги мне все эти вопросы разрулить». На что батюшка очень мудро ответил: «Знаешь, я могу вместе с тобой помолиться». Бизнесмен пожал плечами, – такого он явно не ожидал, – и уныло говорит: «Ну, давай помолимся». Батюшка послужил молебен и на прощание говорит недовольному бизнесмену: «А я все равно буду молиться за тебя». Через неделю тот снова приходит и говорит: «Слушайте, все раскрутилось, – не знаю, по вашим молитвам или еще отчего-то». Разумный батюшка отвечает: «И я не знаю, молитва ли причиной или стечение обстоятельств, но слава Богу».

К священнику нужно обращаться с духовными вопросами, и тогда можно получить достаточно компетентный ответ. Но самый сильный ответ Церкви – это соучастие в жизни людей, это молитва, это совершение таинств. Я знаю духоносных старцев, к которым приезжают иногда за советами высокоинтеллектуальные люди. И вот один из таких как-то мне рассказал после беседы со старцем: «Вы знаете, я даже не понял до конца, что он мне говорит, он как-то невнятно бормотал». Я говорю: «А что вы хотели, лекцию от него услышать? Он сказал вам то, что сказал, подождите». Сейчас он постоянно приезжает исповедоваться к этому старцу. Значит, был какой-то реальный ответ, и это никакая не магия – здесь просто сила молитвы.

А для того чтобы у наших священников была такая сила молитвы, у них должен быть особый образ жизни. Они никогда не должны останавливаться на месте, они должны постоянно расти духовно, а прихожане, с которыми они общаются, в каком-то смысле должны им в этом помогать. Дружная христианская община, несомненно, помогает священнику духовно расти, а компетенция священника – это его личная духовность, сила молитвы и приходящая в связи с этим житейская мудрость.

Вопрос Анастасии Жилковой, студентки ВГИК им. Герасимова. «Добрый вечер, Ваше Святейшество. У меня к Вам такой вопрос: как определить свое призвание? И вообще, что делать, если нет постоянного интереса только к одному виду деятельности?»

– У многих людей нет стремления только к одному виду деятельности, это не какой-то исключительный случай. Иногда такое разнообразие интересов служит причиной получения очень широких знаний. Я знаю таких людей, и, может, нескромно так сказать, но в каком-то смысле и я такой же – мне очень многое интересно. Когда я начинаю задавать вопросы из области сельского хозяйства, из иных отраслей, меня спрашивают: «А Вам это зачем?» А мне интересно, – не потому что я какой-то особо талантливый, а просто есть интерес. Полагаю, что такое бывает у очень многих, и нужно, конечно, удовлетворять свои интересы – через чтение и общение с определенными людьми. Но ведь невозможно быть одновременно всем – и садоводом, и парикмахером, и священником, и актрисой. Поэтому так или иначе приходится выбирать что-то, что является доминантой в твоем сознании, то, что тебя больше привлекает и к чему у тебя больше склонностей.

Это умение читать самого себя, читать свои мысли, чувствовать себя – это очень большое умение. Иногда человек воспринимает как призвание некие эмоциональные порывы. У меня были случаи, когда приходил мальчик с горящими глазами и говорил, что хочет стать священником, но даже поверхностный разговор убеждал меня, что это желание возникло лишь в силу стечения неких обстоятельств. И я был счастлив, когда в результате беседы у такого молодого человека возникали сомнения. Ведь я долгое время был ректором духовной академии, через меня проходила молодежь, я помню эти беседы. Иногда молодые люди возвращались и подтверждали свое намерение, а иногда отказывались. И я бы сказал так же, как батюшка, к которому бизнесмен пришел: молиться надо, чтобы определить свое подлинное призвание. Пропускать через разум, через душу и просить Господа вразумить. Но если возникают интересы к чему-то другому, в этом нет ничего плохого. Есть такое понятие, как вторая профессия, которую иногда осваивают люди, вышедшие на пенсию. Я встречался с человеком, который в 80 лет стал изучать испанский язык. Он умер в 85, и это поразительно, что в этом возрасте он говорил по-испански.

Так что вторая профессия – это тоже возможная перспектива. Самое главное, чтобы то, чем мы занимались, соответствовало нашим интересам, склонностям, способностям и расположению души.

 

25 октября 2016

Октябрь 2016
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс