Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Новости → Доклад архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия на V Епархиальном съезде православных законоучителей «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи — единая задача Церкви и государства»

Доклад архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия на V Епархиальном съезде православных законоучителей «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи — единая задача Церкви и государства»

Дорогие отцы, братья, сестры, участники и гости съезда!

Я рад приветствовать вас на V Съезде православных законоучителей Екатеринбургской епархии.

Проблема воспитания подрастающего поколения в духе Заповедей Божиих не перестает быть в центре нашего внимания и церковного попечения.

В последние годы наметились определенные сдвиги в церковно-государственных отношениях в области образования, многое делается сейчас при непосредственном отеческом участии и трудами Его Святейшества, Святейшего Патриарха Кирилла. Тем более востребованы сегодня в Церкви и ваши труды — труды православных педагогов, законоучителей, катехизаторов, миссионеров. «Пусть слово ваше будет с благодатию, дабы вы знали, как отвечать каждому» (1 Пет. 3, 8).

Святитель Филарет говорит о том, что вера начинается в разуме, хотя принадлежит сердцу. «Поэтому, — отмечает Его Святейшество, Святейший Патриарх Кирилл, — сфера разума является областью борьбы между верой и неверием. Это интеллектуальная борьба. Она требует многих знаний, хорошего образования, потому что нередко именно знание и образование используется для утверждения нерелигиозного образа жизни».

Сегодня много сделано в просветительской и образовательной деятельности Екатеринбургской епархии, и Съезд православных законоучителей призван сделать следующий шаг.

Духовное образование представлено в епархии системой духовных школ: церковно-приходские (воскресные) школы, духовное училище, духовная семинария. Эта система существует 15 лет, и дальнейшая задача заключается в том, чтобы она стала непрерывной.

Посещая церковно-приходские школы, наши юные братья и сестры во Христе получают духовный стержень. В 2008/2009 учебном году для молодых прихожан были открыты двери 183-х школ епархии и каждое воскресение в них обучалось 4149 учащихся. Наша надежда в том, чтобы они становились закваской нравственного и духовного преображения всего общества. И это требует особенной ответственности служения учительского, ибо от вашей жертвенности и горения духа зависит спасение не только ваше, но и вверенных вам детских душ. «Радуйся же, чувствуя на себе крест, ибо это знак, что ты идешь вслед Господа, путем спасения в рай», — говорит святитель Феофан Затворник.

В рамках епархиального управления действует отдел церковно-приходских школ. За 12 лет его существования создана нормативно-методическая база для работы школ. Всего в церковно-приходских школах епархии преподаёт 654 педагога, из них 47 священнослужителей.

При отделе создана многоуровневая система подготовки и повышения квалификации педагогов церковно-приходских школ. С 2007 года действует Екатеринбургская Православная учительская семинария с двухлетним курсом обучения. Она принимает студентов из разных уголков епархии, а также из других епархий и регионов. Это уникальное учебное заведение предусматривает возможность наполнить церковные школы епархии грамотными в вопросах веры, умелыми педагогами. В рамках Учительской семинарии действует также Педагогический практикум. Он направлен на повышение квалификации не только преподавателей Закона Божия и других вероучительных дисциплин, но и, что немаловажно, руководителей церковно-приходских школ.

Система церковно-приходского образования сегодня активно действует, но должна стать ещё продуктивней, отвечать на всё более высокие образовательные запросы детей и молодежи. Мало открыть школу при храме, она должна непрерывно и поступательно развиваться. Поэтому каждая церковная школа окормляется священниками. Стержень ее существования — духовное руководство. Святитель Филарет Московский писал: «Если человек не идет путем спасения, то верно идет путем погибели, или если не идет, то падает. Ниспадает из жизни духовной в плотскую». То же можно сказать и о жизни организма церковной школы: необходимо непрестанное совершенствование, возрастание в церковной дисциплине, устроение каждого аспекта школьной жизни в духе христианской любви и жертвенности, служения Богу и друг другу.

Плод деятельности церковно-приходской школы — это непрерывный поток выпускников, которые становятся учащимися духовных учебных заведений, а затем — пастырями, миссионерами и катехизаторами, помогающими приходу в просветительской работе, добрыми прихожанами, создающими крепкие семьи. Врач, инженер, ученый, имеющие в душе основы веры, становятся патриотами, истинными гражданами своего Отечества, просвещают мир Светом Евангельского учения. Они являются той закваской, которая пробуждает в сердцах людей любовь к Богу и ближним.

Кроме церковных школ для детей, при 114 приходах созданы и функционируют воскресные школы для взрослых. Систематически посещают их 2050 учеников. В школах преподают священники и преподаватели, в основном, со светским высшим образованием, окончившие катехизаторские курсы, студенты-теологи. Многие школы работают по епархиальной программе. Преподаётся Ветхий и Новый Завет, литургика, догматика. Духовные беседы помогают воцерковлению, в них пастыри и катехизаторы отвечают на духовные вопросы учащихся. Школы для взрослых, как и школы для детей совмещают обучение с паломническими поездками, которые способствуют духовному росту учащихся.

В религиозном своем становлении человек проходит определенные этапы. В духовном образовании построена, если так можно выразиться, горизонталь, но сегодня для достижения полноты этого процесса нам необходимо выстроить и «вертикаль». Эта вертикаль может быть следующей. Первый этап — миссионерство. Его задача — обратить сердце человека ко Христу. Второй этап — предоглашение. Задача — открыть основы нравственности и красоты Православия. Следующий шаг — оглашение. Его роль — утвердить человека в исповедании Иисуса Христа Богом, утвердить в подлинной мотивации ко крещению, в решении изменить свою жизнь согласно заповедям Господа. Четвертый этап — катехизация. Здесь стоит задача научить основам веры и жизни в Церкви. Пятый этап — воцерковление. В нем должно происходить дальнейшее научение вере и жизни в Церкви внутри приходской общины через совместное углубленное изучение Священного Писания и Священного Предания Церкви, назидание примером других, приобретение опыта Церковного служения.

В системе непрерывного духовного образования обучение молодого человека может быть продолжено в высших духовных учебных заведениях. В сентябре 2008 г. Екатеринбургская Духовная Семинария подтвердила статус высшего учебного заведения. Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки нашей Духовной школе выдана лицензия на право ведения образовательной деятельности в сфере высшего профессионального религиозного образования.

Для духовного образования большое значение имеет подготовка приходских катехизаторов. Ведь, как было сказано на Архиерейском Соборе 2008 года, глубокая «подготовка взрослых людей ко святому Крещению, а также повышение уровня знаний уже принявших это таинство» является одной из серьезных проблем современного общества. Поэтому была поставлена задача «систематизировать имеющиеся подходы и дать действенные рекомендации пастырям по совершению катехизической деятельности». В соответствии с этим в Екатеринбургской епархии был собран и обобщен опыт катехизации, существующий на приходах. Немаловажно то, что сегодня никто не мешает заниматься катехизаторской деятельностью, и своевременно, в 2009 г., было создано епархиальное училище катехизаторов. И ваша задача, как пастырей и законоучителей, создать подобные училища при каждом церковном благочинническом округе. Это вызвано тем, что оглашение и катехизация в большей степени является передачей не знаний, а опыта.

Система духовного образования «должна стать по-настоящему действенной и эффективной, сочетающей в себе укорененность в богатейшем духовном Предании Церкви с нацеленностью на подготовку добрых пастырей Церкви Христовой, способных самоотверженно и мудро нести Православное Свидетельство современному миру». 2009 год ознаменован 15-летним юбилеем возобновления деятельности Екатеринбургской духовной школы. В связи с этим планируется проведение научно-практической конференции, посвященной истории и современному этапу духовного образования на Урале.

Как сказано в Программном документе XIII Всемирного русского народного собора, «важно предложить молодым целостный мировоззренческий инструмент, с помощью которого они могли бы разобраться в окружающей действительности. В отечественной духовной культуре таким инструментом всегда были Божии заповеди». У подрастающего поколения должны быть все возможности получать мировоззренческие знания, знания о нашей духовной культуре через общеобразовательные учебные заведения — школы, ВУЗы, особенно гуманитарные. Именно здесь молодые люди смогут получить первые ответы на жгучие вопросы жизни, ощутить присутствие истины и научиться находить вкус подлинной духовности. Важно ободрить юношей и девушек, сказать им: не бойтесь быть чистыми, честными и добрыми!

В Екатеринбургской епархии осуществляют образовательный процесс шесть негосударственных православных общеобразовательных учреждений. Хотя каждая из школ имеет свою специфику; в них, прежде всего, уделяется внимание духовно-нравственному воспитанию учащихся, построенному на основе традиционной православной культуры.

На протяжении многих веков государственная власть и Православная Церковь совместно ревностно заботились о просвещении народа и шаг за шагом вели его к духовному совершенствованию. Государство активно использовало содержащиеся в сокровищнице Священного Предания Церкви высочайшие духовно-нравственные истины, их зримые образцы в лице святых Православной Церкви, совершавших духовный подвиг, часто сопряженный с борьбой за государственные и национальные интересы России. Российское образование было единым, имеющим тесное взаимодействие учреждений государственного, богословского (духовного) и частного образования.

Сегодня в обществе одновременно создается система богословского образования на стыке духовного и светского образования. С одной стороны, появляются православные высшие учебные заведения, получающие государственную аккредитацию. С другой стороны, в рамках светских ВУЗов открываются теологические факультеты. С 2001 года в Свердловской области осуществляется подготовка по специальности «Теология» при Социальном институте Российского Государственного Профессионально-педагогического университета. Однако для полноценного участия выпускников теологических кафедр в научной и образовательной деятельности необходимо решить вопрос о введении теологии в номенклатуру научных специальностей Высшей Аттестационной Комиссии (ВАК).

В своем выступлении 21 июня 2009 г. на совещании по вопросам преподавания в школах основ религиозной культуры и светской этики Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев говорил о необходимости взаимодействия государства и традиционных конфессий в деле воспитания подрастающего поколения. В частности, он отметил, что «Отношения государства и религиозных организаций в вопросах образования и воспитания, конечно, исключительно важны. Они затрагивают наиболее значимые вопросы формирования мировоззрения, системы ценностей любого человека, правил поведения в обществе, включая этическое наполнение этих правил, и, конечно, самым серьёзным образом влияют и на становление личности человека и гражданина Российской Федерации».

Сотрудничество Екатеринбургской епархии с государственными образовательными учреждениями строится в рамках законодательной базы. На основе соглашения о сотрудничестве выстроена эффективная система взаимодействия Екатеринбургской епархии с министерствами Правительства Свердловской области. Например, в рамках соглашения о сотрудничестве Екатеринбургской епархии с Министерством общего и профессионального образования приказами министра созданы и плодотворно функционируют Совет по взаимодействию Екатеринбургской епархии и Министерства общего и профессионального образования и временный научно-исследовательский коллектив по разработке и апробации учебно-методического комплекса «Духовная культура Урала» (ВНИК). Деятельность последнего направлена на разработку региональных программ духовно-нравственного содержания, а также учебно-методических комплектов для школьников и пособий для учителей. Совместная работа с министерством образования за последние годы приобрела планомерный характер. В прошедшем году было достигнуто очень важное соглашение, закрепленное приказом министра образования, по лицензированию и аккредитации негосударственных православных образовательных учреждений, а также аттестации педагогических и руководящих работников этих учреждений на общих основаниях.

По приказу министра образования на базе ряда общеобразовательных школ созданы экспериментальные площадки, на которых реализуется образовательная программа «Духовная культура Урала».

Екатеринбургская епархия является одним из инициаторов преподавания в школах дисциплин, направленных на духовно-нравственное просвещение подрастающего поколения, на региональном уровне. Это позволило нам встретить решение Президента Российской Федерации Медведева Д.А. о преподавании в школах России основ религиозной культуры и светской этики с серьезным заделом по этой проблематике.

В настоящее время по инициативе учебного отдела Екатеринбургской епархии при Лаборатории педагогики православия Уральского отделения Российской Академии Образования создана Межрегиональная группа по разработке трех учебных программ и учебно-методических комплектов к ним для средней общеобразовательной школы:

- «Основы православной культуры» (с 1 по 11 классы);

- «Культура России» (с 1 по 11 классы);

- «Культура семьи» (10–11 классы).

Этот проект нашел поддержку и благословление у Его Святейшества, Святейшего Патриарха всея Руси Кирилла.

В Свердловской области сложилась развитая практика изучения православной культуры в общеобразовательных учреждениях, накоплен богатый опыт воспитания учащихся, детей и молодежи на основе духовных и нравственных ценностей Православия. Надеемся, что наш регион будет включен в список 18-ти областей, в которых будет проводиться эксперимент на федеральном уровне.

Также учебным отделом Екатеринбургской епархии разработана программа «Православная культура — непрерывное образование» по созданию совместной церковно-государственной системы духовно-нравственного и гражданско-патриотического образования, включающей в себя образовательные учреждения всех типов и уровней, а также воинские части и учреждения пенитенциарной системы Свердловской области. Данная программа успешно реализуется уже во многих муниципальных образованиях.

Большая организационно-методическая работа ведется по такому серьезному вопросу, как повышение квалификации педагогических кадров области. Организована постоянная работа 10-ти площадок для подготовки педагогов к преподаванию духовно-нравственных дисциплин в образовательных учреждениях. Учебный отдел совместно с Институтом развития регионального образования организовали курсы по программе «Духовные основы образования» (144 часа) и «Основы социокультурного системного подхода в образовании. Урал. Человек. Истоки» (122 часа). Для работы на этих площадках были привлечены специалисты Екатеринбургской епархии, специалисты ИРРО и высших учебных заведений. В результате деятельности по этому направлению свыше тысячи педагогов получили возможность преподавать дисциплины духовно-нравственного содержания.

Задачу по формированию и развитию российской мировоззренческой, культурной и гражданской идентичности, возложенную на образовательные учреждения, невозможно решить без овладения учащимися основами православной культуры и этики.

Святейший Патриарх Кирилл во время своего Архипастырского визита на Украину сказал: «Факт принадлежности к Церкви по Крещению не отменяет необходимости воцерковления, индивидуального осмысления своего места в церковной общине. Привлечение верующих к более активной церковной жизни в настоящее время составляет одну из главных задач нашей пастырской работы». Это вновь обращает нас к задаче церковного просвещения в самых разных сферах деятельности. Миссионерство и катехизация должны облекаться в разные формы и быть рассчитаны на разные возрастные группы с разной степенью воцерковленности.

Хотелось бы подчеркнуть, что этапы духовного образования и воспитания невозможно осуществить в полноте без существования и деятельности полноценной общины, объединенной вокруг Евхаристии и своего настоятеля.

Нам многое предстоит еще сделать в научной и образовательной областях. Однако все это принесет плоды только тогда, когда, по слову Его Святейшества, Святейшего Патриарха Кирилла, «мы будем сопровождать это верой, молитвой, добрыми делами и стремлением жить по Закону Божию. Если Россия будет сочетать Божественное и человеческое, ей не будет равных».

Желаю вам всем научиться соединять в своем учительском служении «небесное с земным, Божественное с человеческим, вечное с временным», молитвой сопровождать свой труд. Призываю Божие благословение на вас.

Архиепископ Екатеринбургский

и Верхотурский Викентий

 

26 августа 2009

Август 2009
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс