Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

 

Сегодня в верхотурских «Государевых амбарах» открывается выставка к 130-летию уголовно-исполнительной системы

12 марта исполняется 130 лет уголовно-исполнительной системе России. Первые упоминания об уголовных наказаниях на Руси относятся к IX — X векам.

Об этом известно из «Русской правды», самом известном памятнике древнерусского права.

Российские «Судебники» 1497-го и 1550-го годов впервые установили тюремное заключение, как форму наказания за преступления. В 1649 году вышло «Соборное уложение о наказаниях», состоящее из 967-ми статей. Новым видом наказания, по «Соборному уложению», стала ссылка преступников в отдаленные районы государства.

При Петре I появился «Артикул воинский» 1715 года, в котором впервые употреблен термин «преступление» и сделана попытка систематизации уголовно-правовых норм.

В XIX веке были приняты важнейшие нормативные акты, касающиеся исполнения уголовных наказаний, направленных на его гуманизацию: в 1831 году утверждена общая для всех тюрем страны «Инструкция о правилах внутреннего тюремного распорядка», в 1832 году появился «Свод учреждений и уставов о содержащихся под стражей ссыльных» (первый систематизированный законодательный акт об исполнении лишения свободы), в 1845 году император Николай I подписал «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных», в 1866 году был принят Закон об исправительных приютах для несовершеннолетних.

В 1817 году создано Российское Попечительское общество о тюрьмах. Это, так называемое «Человеколюбивое общество», было учреждено по инициативе прибывших в Россию членов Лондонского тюремного общества и тогдашнего министра духовных дел и просвещения князя Александра Николаевича Голицына.

После открытия общества попечители тюрем стали на свои средства строить и обустраивать тюремные храмы. Благодетели внимательно следили «за своевременным отправлением богослужения, за религиозным назиданием и утешением арестованных, особенно подлежавших, по судебным приговорам, телесному наказанию, чтобы хоть до некоторой степени примирить их с суровостью тогдашних законов».

Для желающих обучаться грамоте, в тюрьмах были заведены школы, и приобретены все необходимые учебные пособия. В этих школах преподавали местные священники и особые учителя. Во время содержания в заключении почти каждому арестанту выдавался Новый Завет, чтобы «чтением его удалить вредные помышления». Так же для чтения заключенным выдавались и другие книги духовного и гражданского полезного содержания, для чего при тюремных церквях были образованы особые библиотеки.

В наши дни пастырское окормление учреждений исполнения наказания, исчезнувшее в советское время, вновь возрождено. При колониях, СИЗО, колониях-поселениях и лечебно-исправительных учреждениях на территории Среднего Урала открываются молитвенные комнаты, строятся храмы и часовни. Как в старину. заключенные посещают занятия тюремных воскресных школ. Есть и такие, кто после освобождения полностью посвящает себя служению Церкви: они работают при храмах, становятся пономарями, звонарями, клиросными певчими…

Об истории уголовно-исполнительной системы на Урале расскажет новая экспозиция в «Государевых амбарах» — зале Верхотурского государственного историко-архитектурного музея. Выставка открывается 6 марта.

Посетителям ее небезынтересно будет узнать о том, что расположенный совсем рядом с «Государевыми амбарами» Свято-Николаевский мужской монастырь, возрождаемый ныне, в советское время был пристанищем колонии для малолетних преступников. Подобная участь постигла и многие другие российские монастыри.

Ныне все эти обители восстанавливаются и возрождаются для духовной жизни, а пастыри Церкви помогают людям, преступившим закон, вновь вернуться на путь истинный.