Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

 

Протоиерей Александр Рыков, духовник церковно-приходской школы Свято-Троицкого Кафедрального собора Екатеринбурга: «В воскресной школе праздник не должен быть простым развлечением»

Какоеместо в жизни наших учеников занимает церковно-приходская школа? Если сравниватьчисто количественно, то преимущество будет на стороне общеобразовательных школ,гимназий, лицеев и учреждений дополнительного образования (спортивных, музыкальныхи др.).

Количество учебных дней, отработанная система методики преподавания,общепринятое отношение к образованию как к необходимому условию современнойжизни — все эти факторы играют немаловажную роль.

Если говоритьо воспитании, особенно о воспитании духовном, то воскресная школа может опережатьсветские учебные заведения. Особенно в том случае, если главной целью являетсяне механическое усвоение знаний, а привитие навыков духовного отношения к миру.Каких результатов своей работы может ожидать коллектив церковно-приходской школы?Думается, оценка ее деятельности не в том, насколько точно учащиеся воспроизведутна экзаменах знания, полученные на уроках. Гораздо важнее, насколько верно онибудут следовать в своей жизни Заповедям Евангелия. Насколько глубоко и последовательноони воспримут Закон в качестве ценностного ориентира в своей жизни. Насколькоони готовы пожертвовать временным и сиюминутным ради горнего и вечного.

Даже еслив этом случае отсутствует внешняя положительная оценка. И наоборот, вполне вероятнареакция неприятия, осуждения или даже осмеяния со стороны. Таким образом, донесениеточных знаний не исчерпывает миссии церковной школы. Помощь в становлении характера,убеждений, умения защитить, отстоять православную точку зрения, принятую как свою — вот истинное призвание воскресной школы. Иными словами, церковно-приходскаяшкола и миссионерство неотделимы друг от друга.

В сравнениис другими учебными заведениями воскресные школы — это капля в море. Пропускурока или учебного дня там не так катастрофично отражается на системе знанийучащихся. Для воскресной школы пропуск одного дня означает потерю половины месяца.

Однако не всегда осознается в полноте, что церковная школа находится в привилегированномположении. Благая Весть — вот та цель, ради которой сюда приводят детей (или нередко они приходят сами). Как понимать задачу благовествования? Конечно, этоучеба (постижение учения Церкви о Законе Божием); это паломничество (посещениесвятых мест, опыт молитвы и Таинств Церкви); это социальное служение (опыт жертвыи милосердия, деятельного исполнения Заповедей) и многое другое. И хотя естьмудрое изречение: «Делу — время, потехе — час», тем не менее, существуетустойчивая традиция совмещать праздник, торжественное внелитургическое действос евангельским послушанием. Традиция, объединяющая элементы отдыха, развлеченияс усвоением христианского мировоззрения, с научением евангельскому отношениюк миру, к людям, к самому себе.

В воскреснойшколе праздник должен стать не простым развлечением. Для того, чтобы могло состоятьсядело миссии, его нужно наполнить самым чистым христианским содержанием. Особовыигрышным моментом в работе церковно-приходской школы праздник становится тогда,когда есть возможность объединить несколько направлений работы. Конечно же,это всегда обусловлено возможностями и способностями конкретных коллективов.И все же, как правило, когда речь заводится о праздниках в воскресной школе,подразумевается театральное действо в той или иной его форме.

Будет не лишним вспомнить здесь же о причинах сдержанного отношения Церкви к лицедействупо существу. У церковно-приходской школы, кроме того, нередко возникают трудностипо форме: в редких случаях школа может подобрать под сценарий коллектив актеров-детей,полностью удовлетворяющий требованиям к артистичности, внешности, возрасту,дикции и другим дарованиям и качествам. В подобной ситуации одним из наиболееоптимальных решений может стать кукольный театр. Особенности куклы позволяютснять ряд острых вопросов по содержанию актерства и решить некоторые внутренниетрудности школы. В этом случае наиболее активные дети могут сыграть роли, которыев театральной постановке им бы не подошли. Символика образа куклы на удивлениегармонично объединяет зрительскую аудиторию, невзирая на разницу в возрасте,иногда весьма значительную, на разницу в социальном положении, в образовательномуровне. Помимо этого, «опосредование» роли куклой помогает «раскрепоститься»стеснительным детям, чувствовать себя при исполнении роли более свободно, поверитьв свои силы.

Кукольныйтеатр особым образом решает проблему декораций и реквизита: он не требует значительныхзатрат на костюмы и оформление сцены. Куклы могут использоваться в разных постановкахс различным ролевым наполнением. Действие кукольного спектакля можно совместитьс выступлением хорового ансамбля или танцевальной группы. С другой стороны,такой спектакль возможно задействовать в качестве фрагмента более масштабнойпраздничной постановки. Изготовление кукол самими детьми усилит воспитательнуюработу при подготовке праздника.

Совершенноособую тему представляют собой сценарии спектаклей в церковно-приходской школе.Возможно, кто-то не согласится с нашей трактовкой вполне традиционных форм и сюжетов. Кукольный спектакль существует не одно столетие у различных народов.Его языком можно «создавать закон и научать ему других», а можно и разрушать… Традиционный театр дореволюционной России имел солидный «стаж»миссионерской работы. Привычное «вертепное действо» строилось по строгомуканону и удовлетворяло даже самых ревностных блюстителей чистоты веры. Именнов повторении, во встрече с привычным люди могли видеть утверждение правоты своейверы, выраженное своеобразными эстетическими средствами.

Сценарии церковно-приходской школы Свято-Троицкого Кафедрального собора Екатеринбурганаметили другой путь: используя знакомые формы, в том числе и традиционный святочныйвертеп, авторы «приближают» сюжеты к реалиям нашей повседневности.Вполне сознательно сказки-притчи в значительной своей части избегают копированиябиблейских сюжетов, предлагая зрителям почувствовать себя на месте одного из приточных героев.

Насколькооправдывается в этом случае нарушение канона? Ответ на этот вопрос нам видитсятесно связанным с задачей благовествования, миссионерством: настолько, насколькоспектакли-притчи позволяют нашим разновозрастным зрителям выстроить мост от повседневности к вечным истинам Благой Вести.

Протоиерей Александр Рыков,

духовник церковно-приходской школы

Свято-Троицкого Кафедрального собора Екатеринбурга