Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Доклад Владыки был зачитан протоиереем Николаем Малетой 17 декабря на III научно-практической конференции «Утверждение трезвости в современном обществе».
Всечестные отцы,
уважаемые представители государственной и региональной власти,
дорогие братья и сестры!
Искренне рад приветствовать всех вас, собравшихся на III научно-практическую конференцию «Утверждение трезвости в современном обществе».
Целью нашей традиционной встречи является изучение и распространение опыта трезвого и здорового образа жизни в соответствии с российскими национальными традициями. В 2006 году Его Святейшество, Святейший Патриарх Алексий II, о кончине которого ныне все мы скорбим и молимся о его упокоении, в обращении к участникам II конференции, отмечал, что «наркомания, алкоголизм, игромания становятся проявлениями духовной болезни не только отдельного человека, но всего общества. Это расплата за идеологию потребительства, культ материального преуспевания, бездуховность и утрату подлинных идеалов. Не отрицая необходимости медицинской помощи, Церковь с пастырским состраданием относится к жертвам различных пагубных зависимостей и предлагает им духовную поддержку в преодолении порока. При этом особое внимание уделяется профилактике и реабилитации, которые становятся наиболее эффективными при участии страждущих в евхаристической и общинной жизни церковных приходов».
Это наставление не утратило своей важности и ныне. Проблема, обсуждаемая нами, актуальна как никогда прежде. Хотя винопитие вошло в жизнь человечества еще во времена Ноя, но сейчас его размеры во много раз превосходят мыслимые пределы и ведут к вырождению нашего народа. Средний уровень потребления алкоголя в некоторых регионах России достиг крайне высокой отметки 20 литров чистого спирта на душу населения в год.
В Священном Писании содержится множество мест, где Бог через апостолов или пророков призывает людей к трезвости. Апостол Павел пишет в 1 Послании к Коринфянам, чтобы мы не обманывались: «пьяницы…Царства Божьего не наследуют» (1Кор. 6:9). Пьянство — грех, губящий душу. Миссия Церкви Христовой на земле — вести людей к спасению и противостоять всякому греху и пороку в людях, в том числе и пьянству.
Наш народ, словно во время кровопролитной войны, погибает от чрезмерного употребления алкоголя. И я думаю, что пастырям необходимо активней заниматься просвещением нашего народа, призывать не только словом, но и личным примером к воздержанию. В Священном Писании нет осуждения вина как такового. Но четко и определено говорится, каким должно быть отношение к спиртным напиткам. «Вино глумливо, сикера — буйна, и всякий, увлекающийся ими, неразумен» (Притч. 20:1).
И все преподобные отцы Православной Церкви избирали для себя трезвый образ жизни. Евангелисты, говоря о Пророке и Крестителе Иоанне Предтече, особо подчеркивают, что он воздерживался от вина (Лк. 1, 15, Мф. 11, 18), поскольку полностью посвятил себя служению Богу.
Отечественная история свидетельствует о том, что общественная жизнь России имела отличительную особенность: государственная власть и Русская Православная Церковь совместно заботились о просвещении народа и его духовном совершенствовании, формировании устойчивости к порокам и пристрастиям. Существовавшая система образования была преимущественно направлена на формирование духовных ценностей личности. На проходившем в 1911 г. Съезде практических деятелей по борьбе с пьянством в резолюции было отмечено, что основная причина пьянства — духовно-нравственная. Поэтому и решать ее нам необходимо соответствующими средствами. Удаление нашего народа от традиций духовно-нравственной жизни только способствует расширению пьянства. Именно это является ответом на вопрос — почему, в настоящее время столько способов, которые предлагают человеку избавиться от пьянства, а количество пьющих не уменьшается. Одна из главных причин пьянства — потеря современным человеком духовно-нравственных ориентиров. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» говорится, что «основная причина бегства многих наших современников в царство алкогольных или наркотических иллюзий — это духовная опустошенность, потеря смысла жизни» (1). Актуальным для современной России является опыт Православия по воспитанию трезвости, который недостаточно изучен и мало используется для помощи в избавлении от пристрастия к алкоголю и табаку.
В истории России имеется богатый опыт утверждения трезвости, который к началу XIX века оформился в Общества трезвости, создаваемые при церковных приходах. Известный педагог Сергей Александрович Рачинский указывал на основной метод работы трезвеннических обществ — соединение идей трезвости с православным просвещением. Он подчеркивал, что посредством оживления религиозного чувства и углубления познаний о Православной вере люди без принуждения, естественным образом обретают трезвость. Рачинский пришел к выводу, что выполнение страждущими всех предписаний устава Общества (в первую очередь обета трезвости) предполагает решительное изменение всей жизни человека.
Человека, страдающего от пристрастия к спиртному, недостаточно было убедить в необходимости трезвой жизни. Надо было создать для него и условия, которые облегчили бы внутреннюю борьбу с этой пагубной страстью. Такой именно цели и служили приходские Общества трезвости. Люди встречали здесь теплое участие и братскую помощь. Укрепляемые верою, молитвою и пастырскими наставлениями, ободряемые и поддерживаемые членами общества трезвости, они легко удерживались от соблазнов пьяной жизни. Первые общества трезвости появились в России в 1858 году. Особо следует отметить деятельность Святого праведного Иоанна Кронштадтского, создавшего в 1882 году в Кронштадте «Дом трудолюбия», в котором духовно возрождались страждущие недугом пьянства.
Но особенно мощный и неуклонный рост числа обществ трезвости и разных форм социально-педагогической работы в этих обществах начинается с 1889 года, после появления Указа Святейшего Синода, в котором духовенство призывалось к борьбе с народным пьянством. Святейший Синод предложил епархиальным архиереям сообщить свои соображения о средствах, какими можно было бы отвлечь народ от пьянства и побуждать священников к борьбе с этим пороком.
Вот как характеризует деятельность этих обществ Н.И. Григорьев: «Во всех обществах по уставу требуется от членов общества служить примером воздержания от употребления спиртных напитков, а в большинстве церковно-приходских обществ прямо требуется абсолютная трезвость: члены общества не должны ни угощать вином своих гостей, ни посещать питейных заведений, ни отдавать свои дома в наем под подобные заведения."
Прием в члены общества происходил на разные сроки: то на один год, как это принято в городских обществах, то на несколько месяцев, а в иных обществах на всю жизнь. Что же предпринимали Общества, чтобы отвлечь народ от кабака?
Устраивали чайные и столовые, где за небольшую цену предлагали хорошего качества чай и пищу. Там в день праздника проводили духовные беседы, которые начинались и заканчивались общим пением молитв. Для распространения в народе сведений о вреде пьянства проводились беседы и чтения, бесплатно раздавались специальные издания — листки, брошюры и книги. Во многих обществах трезвости были библиотеки с трезвеннической литературой. Проводились беседы о трезвости в храмах. Пользуясь правом по уставу следить за явными нарушениями питейного устава, многие общества трезвости не раз возбуждали ходатайства о закрытии трактиров и питейных заведений и, иногда, хотя с великим трудом, но достигали желаемого.
До революции в России действовало более 3-х тысяч обществ трезвости при приходах, а в Екатеринбургской епархии таковых было около 40.
Наиболее активно трезвенническая работа велась в период пребывания на кафедре епископа Екатеринбургского и Ирбитского Митрофана (Афонского) с 1910 по 1914 год. Общества трезвости были открыты во многих селах: Кунгурском, Арамильском, Басмановском, Щелкунском, на заводах: Нижне-Синячихинском, Сысертском, Полевском, Шуралинском, Нижнее-Тагильском, Богословском. Нижне-Тагильское общество было основано в 1890 году по образцу Санкт-Петербургского общества трезвости и даже много лет пользовалось субсидиями святого праведного Иоанна Кронштадтского. Также общество трезвости в Шуралинском заводе было основано на пожертвование отца Иоанна Кронштадтского. Общество имело свое здание, библиотеку, чайную. Лучшим по деятельности на ноябрь 1910 года было признано Арамильское общество, которое к 1910 году насчитывало около 2-х тысяч человек.
17 октября 1910 года состоялось открытие комитета общества трезвости в Верх-Исетском заводе. В начале своей деятельности общество насчитывало 27 трезвенников. Председателем был Алексей Афанасьевич Машаев. Устав общества был утвержден определением Епархиального начальства. Главная мысль устава — соблюдать абсолютную трезвость самим членам, проповедовать трезвость другим, вступать в члены общества с благословения Церкви, утверждать в себе трезвость чтением Священного Писания, причащением Святых Тайн, молитвами, взаимно поддерживать друг друга духовною и материальною помощью. Общество так развило свою деятельность, что к октябрю 1913 г. в списках трезвенников числились более 4 тысяч человек.
Среди священнослужителей, руководивших деятельностью обществ трезвости в нашей епархии, были такие священники, как причисленный к лику святых в 2000 году священномученик Александр Малиновский и иерей Василий Старцев. Став председателем общества «Трезвение», отец Александр вел активную борьбу с распространенным в селе недугом — пьянством. За свою деятельность на этом поприще он был награжден в 1914 году набедренником.
Пьянство было распространенным явлением в Верхотурском уезде. Часто были такие случаи, что переселенцы из других районов России, которых было много в уезде, пропивали деньги, полученные от государства на обзаведение хозяйством. Когда им выдавали ссуды, тогда в округе царил пьяный разгул. Результатом такого образа жизни являлась высокая смертность населения в уезде и безнравственность. Священник Василий Старцев старался, как мог, бороться с этой напастью. Его стараниями в ноябре 1911 года при Дерябинской церкви было открыто Общество трезвости. В городе Верхотурье члены Общества добились ограничения торговли спиртными напитками. Кроме этого, они распространяли знания о пользе трезвого образа жизни и вреде не только пьянства, но и так называемого «умеренного» употребления всех охмеляющих напитков. В селе Дерябинском силами Общества трезвости были выписаны журналы «Русское чтение», «Трезвая жизнь», «Вестник трезвости», «Трезвые всходы», а также книги, брошюры, обетные грамоты. Каждый воскресный и праздничный день в храме после вечерни устраивались чтения о вреде пьянства, табакокурения и прочих пороков. Из членов Общества трезвости был организован хор, который исполнял перед сельчанами духовные песнопения. После богослужений отец Василий проводил беседы с прихожанами о необходимости оставлять дурные привычки и приобретать добрые навыки. Для Общества трезвости на средства прихожан была приобретена икона Божией Матери «Знамение». Перед этой иконой вступающие в Общество давали обет не употреблять спиртных напитков, а также перед ней совершались молебны с акафистом Божией Матери. Члены Общества трезвости села Дерябинского обратились к правящему архиерею с просьбой разрешить ежегодно в день Усекновения Главы Иоанна Предтечи совершать по селу Крестный ход с этой иконой. Все эти труды отца Василия не остались бесплодными: многие из молодых людей, ранее ведших разгульную жизнь, приходили к священнику даже на квартиру и просили записать их в число членов Общества трезвости. Священник Василий Старцев пострадал в годы лихолетья, он был расстрелян в 1937 году.
Деятельность обществ трезвости в Екатеринбургской епархии была успешной. В «Екатеринбургских Епархиальных новостях» за январь 1914 в статье священника Василия Топоркова «Проповедь совершенной трезвости — священная обязанность пастыря Церкви» говорится: «Благодаря неусыпной деятельности приютившихся под сению святых храмов обществ трезвости, которые скромно на местах делают свое просветительское дело, подготовляются в членах тех обществ верные слуги Царя и послушные чада Православной Церкви. Дай Бог, чтобы огонь горячей любви и святой ревности о благе народном горел во всех деятелях на поприще утверждения трезвости» (3). Совместные усилия, предпринимаемые в деле отрезвления народа, принесли свои благие плоды: в 1914 году с началом I мировой войны была полностью прекращена продажа крепких напитков и ликвидированы казенные питейные заведения.
Несмотря на то, что трезвенническое движение в России было практически уничтожено революцией 1917 года, тем не менее, архивные документы сохранили много информации, рассказывающей об их истории и деятельности. Эти документы помогают нам воссоздать картину работы этих обществ и братств, для того чтобы заимствовать этот богатый опыт в современном трезвенническом движении.
В наше время идет процесс возрождения православных трезвеннических традиций. При приходах появляются общества трезвости, сейчас таковых в России более 50, возобновилась практика обетов трезвости. Председателем Всероссийского Православного Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение» является иерей Игорь Бачинин. Екатеринбургское общество трезвости входит во Всероссийское братство и по праву считается одним из самых крупных и активных в России. Общество действует с 1995 года, оно насчитывает более 70 членов. Для вступления в него требуется стремление отказаться от винопития, курения и употребления бранных слов. Принесение обета проходит в храме в присутствии других членов общества и родственников. Перед принятием обета с людьми, которые решились на этот духовный подвиг, проводится беседа. В ходе беседы рассказывается о значении обета, обязательствах, которые человек, давший обет, добровольно на себя возлагает, напоминается о том, что исполнение обета возможно только при содействии Благодати Божией, для стяжания которой человеку необходимо молиться, прибегать к таинствам, участвовать в богослужениях; в противном случае человек не сможет исполнить данного Богу слова. С 2004 по 2008 год более 400 человек приняли обет трезвости.
Курс бесед для страждущих от винопития, состоящий из 10 занятий, который проводится несколько раз в год, помогает человеку осмыслить причину формирования порока и приобрести духовный опыт для его преодоления. За 13 лет занятия закончили около 3, 5 тысяч человек. С каждым годом посещаемость занятий увеличивается. С 2005 года издается журнал «Трезвое слово», вышло уже 10 номеров этого издания. При обществе «Трезвение» действует катехизаторская школа, организован хор «Единогласие».
На данный момент в Екатеринбургской епархии действует 17 обществ трезвости, в том числе в городах Первоуральск, Каменск-Уральский, Кушва, Невьянск, Талица, Тавда, п. Юшала, п. Обуховский, п. Восточный, п. Красногвардейский, п. Полуночное.
Обобщая современный опыт работы обществ трезвости, можно выделить основные направления их деятельности:
1. Совместная молитва;
2. Индивидуальные консультации страждущих;
3. Беседы с родственниками страждущих;
4. Курсы для страждущих по избавлению от алкогольной и табачной зависимости;
5. Организация ресоцализации для людей, окончивших курсы по избавлению от алкогольной и табачной зависимости;
6. Возрождение традиций принятия обета трезвости.
По инициативе общественно-государственного Движения «Попечительство о народной трезвости» уже второй год проводятся массовые мероприятия, посвященные Дню трезвости. Всего по области в этом году приняли участие в проведении Дня трезвости — более 230 тысяч человек. Особенно активным был Северный территориальный округ, в 15 городах которого участвовало в Дне трезвости более 50 тысяч человек. Традиция проведения Дня трезвости возрождается для того, чтобы обозначить в общественном сознании трезвость как социальную норму жизни, как естественное состояние человека.
В истории социального служения Русской Православной Церкви есть славная страница — трезвенное движение конца XIX- начала XX веков — яркий пример системной комплексной организации церковной социально-педагогической работы, опыт и традиции которой можно с успехом использовать и в наши дни.
В январе 2001 г. при Полевском Петро-Павловском приходе по инициативе настоятеля храма протоиерея Сергия Рыбчака и врача-психотерапевта Вячеслава Боровских была создана православная реабилитационная обитель для наркозависимых «Подвижник». Благодаря активной просветительской деятельности с использованием телевидения, радио и Интернета, центр стал одним из самых известных и востребованных реабилитационных центров в нашей стране. Более тысячи человек ежегодно обращаются в «Подвижник» за помощью и консультациями. Одновременно 25 человек в течение года проходят реабилитацию с постоянным проживанием в центре. С 1999 года в Екатеринбургской епархии действует Центр социальной реабилитации для людей, столкнувшихся с проблемами алкоголизма и наркомании. На сегодняшний день при Центре работают консультативные кабинеты, занимающиеся профилактикой зависимостей в школе, ведется работа с семьями. Уже более 600 человек прошли реабилитацию в Центре.
Важно помнить и то, что главная цель православных трезвеннических обществ и братств — утверждение трезвости, а не борьба с пьянством. Именно личный пример трезвой благодатной жизни — залог успешной деятельности в этой области. Участвуя в приходской работе и пользуясь поддержкой членов общества, люди начинают жить церковной жизнью, освобождаются от порочных наклонностей и негативных черт характера. Это поможет преодолеть кризисные явления в социальной сфере, связанные с пьянством и алкоголизмом. Дальнейшее расширение трезвеннической деятельности при приходах может в целом содействовать отрезвлению населения Свердловской области.
Молитвенно желаю всем вам, досточтимые отцы, братья и сестры, плодотворной работы конференции и благословенных успехов на благо российского общества трезвости.
АРХИЕПИСКОП ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ
И ВЕРХОТУРСКИЙ ВИКЕНТИЙ