Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
В адрес Высокопреосвященного Викентия, архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского, поступило обращение, которое приводится полностью.
Губернатору Свердловской области
Росселю Эдуарду Эргартовичу
Главе города Екатеринбурга
Чернецкому Аркадию Михайловичу
Архиепископу Екатеринбургскому
и Верхотурскому Викентию
Председателю Духовного Управления мусульман
Свердловской области и г.
Екатеринбурга
Муфтию-Хазрату Сибагатулле Хаджи
Главному раввину г. Екатеринбурга и
Свердловской области Зелигу Ашкенази
Летом 2008 года на Площади 1905 года (ранее — Кафедральной) рабочие повредили захоронения, располагавшиеся под снятой во время проведения дорожных работ брусчаткой. Первая версия о том, что это могилы трех екатеринбургских архиереев, не подтвердилась. Однако, в ходе недельных раскопок, проведенных археологами, были найдены и исследованы 50 захоронений 18-го века. Логично было ожидать в сложившейся ситуации организации полномасштабных раскопок, позволивших бы извлечь из-под брусчатки оставшиеся там захоронения (по оценкам археологов, их может насчитываться до двух сотен), а также исследовать сохранившийся после взрыва фундамент Кафедрального собора и поставить на этом месте, в соответствии с традицией, часовню.
В те дни внимание горожан и жителей всей России, которые могли следить за происходящим по средствам массовой информации, было приковано к событиям в центре Екатеринбурга. Одним из екатеринбургских телеканалов был проведен интерактивный опрос общественного мнения, в результате которого 52% горожан проголосовали за восстановление на площади кафедрального собора, взорванного в 30-е годы большевиками. При этом, даже людей далеких от православия коробила ситуация, когда им предлагалось продолжать, как ни в чем не бывало, ходить по оставшимся на площади могилам и алтарной части храма, парковать на этом месте свои автомобили и отмечать общегородские праздники. В итоге праздничные мероприятия, посвященные 285-летию Екатеринбурга, были перенесены с Площади 1905 года в Исторический сквер. Со стороны городской администрации прозвучало обещание после проведения соответствующих исследований содействовать достойному перезахоронению уже найденных останков. Кроме того, говорилось о том, чтобы установить на Площади 1905 года памятный знак, свидетельствующий о том, что когда-то на этом месте стоял Богоявленский кафедральный собор.
Прошло почти полгода. О памятном знаке словно забыли. Вместо этого вновь предлагается на могилах наших предков в течение нескольких месяцев проводить массовые празднования. Как сообщает с приложением подробного плана газета «Комсомольская правда» от 29 ноября 2008 года здесь же будут устроены: ледяная пагода (китайский храм), статуя индийского божества и красный дракон. Можно с большим сомнением допустить, что подобные скульптуры и строения были бы возможны в другом месте, но почему они появляются на месте могил и православного собора? Чем катание с горок на могилах предков отличается от актов вандализма, которые мы наблюдаем на городских погостах? Отличие здесь только в юридическом аспекте, с морально-нравственной стороны это, в общем-то, одно и то же.
Сторонники проведения новогоднего праздника на привычном для горожан месте подкрепляют свою позицию, как им кажется, самым убедительным, а на самом деле — самым безнравственным аргументом: «Ну, это же для детей!» Но дети не всегда будут детьми — они вырастут и, возможно, полученный опыт обращения с памятью предков реализуют и в своей взрослой жизни. А те, кто водили их веселиться на погосте, к тому времени будут в преклонном возрасте, будут нуждаться в помощи и сочувствии, а после смерти — в достойном погребении и поминовении. Но что смогут они ожидать от детей, которых воспитали в уверенности, что собственное веселье ничем не должно ограничиваться, что праздновать можно на могилах и не месте поруганных святынь? Мы призываем представителей всех традиционных для нашего края религиозных конфессий выразить свое неприятие такого разрушения традиций нашего народа.
Мы считаем необходимым остановить бездумную традицию глумления над исторической памятью. Мы считаем, что надругательство над православной святыней начатое разрушением Богоявленского кафедрального собора продолжается проведением массовых увеселений и устройством на месте православных алтарей скульптур индийского божества и языческого дракона да еще и пагоды, которую нашим землякам предлагают обходить десять раз для исполнения желаний, совершая шаманских обряд. Все это оскорбляет чувства православных верующих.
На возможное возражение, что православные верующие могут не посещать городскую елку, мы считаем необходимым ответить, что не понимаем, почему в данном случае должна происходить дискриминация большинства жителей Екатеринбурга по религиозному признаку, почему православные верующие не могут прийти на место своего собора, почему их по сути выдворяют с главной площади города?
У жителей города создаётся впечатление, что разработчики проекта ледового городка, работники управления культуры города, работники Администрации плохо знают нашу русскую культуру. На мотивах русских сказок, сказаний, былин можно разработать сотни интереснейших проектов ледовых городков. Они забывают, что живут в России. Их совершенно не тревожит морально — нравственная, патриотическая, воспитательная сторона, взгляд с этих позиций на предлагаемый проект ледового городка. Иначе они бы спокойно обошлись без китайских драконов, индейских божеств, пагод и других совершенно неприемлемых для русского народа символов, устанавливаемых на могилах русских православных людей.
Представляется совершенно необходимым принять решение о постоянном запрете на площади 1905 года увеселительных мероприятий. Кроме того, безусловно, необходимо не допустить возведения на месте православного собора ледяных статуй и строений, оскорбляющих религиозные чувства православных верующих.
Председатель совета Некоммерческого партнерства общественного самоуправления микрорайона Пышма Федотов Н. А.
Президент Ассоциации территориальных органов самоуправления,
председатель Российского монархического движения Чусовитин Д. М.
Член Общественной палаты Свердловской области Моторин В. Б.
Президент Общества русской культуры «Отечество» Бочкарева Г. И.
Председатель ТОС микрорайона «Вокзальный» Гусарова Г. А.
Председатель Екатеринбургского творческого объединения «Общество художников-реалистов» ВТООСХР Прохоренко В.Н.
Председатель Правления СО Русской НКА Савельев Ю. В.
Заместитель председателя правления Екатеринбургского
Совета по развитию территориального самоуправления (ЕС РТС)
Усков В. И.
Председатель Свердловской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда Вооруженных Сил, правоохранительных органов «ВЕТЕРАН» Кожина Г. А.
Председатель ТСЖ «Атмосферное» Котлякова Н.Л.
Исполнительный директор некоммерческого партнерства «Единый Компрессорный» Милованова Г. Ф.
Заместитель руководителя Свердловской областной молодежной общественной организации «Независимость» Федоров О.П.
Президент Свердловского регионального общественного фонда «Большая семья» Гусева В. Н.
Председатель территориального общественного самоуправления «Кленовый» Сулейманова Е.В.
Постоянный представитель Общественной палаты Свердловской области от Уральского отделения РАН Осипов И.А.
Председатель территориального общественного самоуправления «Синие Камни» Мартышко В.И.
Президент Свердловского общественного
благотворительного фонда «Апостол»
Бабинцев А. В.
Председатель духовно-просветительского центра некоммерческого партнерства «Родительский комитет"
Усольцев А. И.
Бояринцев Д. М.
Тощева Н. И.
Барков И. Т."