Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

 

Доклад архиепископа Викентия на XI Екатерининских чтениях и IV научно-практической конференции «Школа и будущее России»

«Православная культура как система непрерывного образования.

Взаимодействие епархиальных и муниципальных государственных структур на примере Екатеринбургской епархии».

Уважаемые господа! Дорогие братья и сестры!

Необходимость формирования целостной системы духовно-нравственного воспитания наших детей очевидна для всех. Об этом сейчас много говорится.

2 июня 2008 года в Москве прошли парламентские слушания на тему «О концепции государственной политики в сфере духовно-нравственного воспитания и защиты нравственности детей в России: правовой аспект».

Участники парламентских слушаний подробно проанализировали сложившуюся ситуацию, и был сделан вывод о том, что усилия федеральных органов власти в сфере духовно-нравственного воспитания и защиты нравственности детей в настоящее время крайне недостаточны и разобщены.

Одной из основных причин неэффективного осуществления государственными и общественными институтами функций по духовно-нравственному воспитанию детей является отсутствие единой последовательной системной государственной политики в сфере духовно-нравственного воспитания и защиты нравственности детей в Российской Федерации.

Также было отмечено, что в силу ряда причин в последние годы в государственных и муниципальных школах осуществление функции воспитания детей не являлась для системы образования приоритетным направлением. При модернизации системы образования эта жизненно важная функция оказалась не обеспеченной должным образом.

Настаивая на включении предмета «Православная культура» в учебный план в рамках нового государственного образовательного стандарта общего образования, Русская Православная Церковь исходит из того, что речь идет о базовых интересах и правах, определяющих социальное самочувствие людей и гармоничное развитие нашего государства. Речь также идет о праве свободно приобщать своих детей в общедоступной российской школе к духовным и нравственным ценностям и, прежде всего, к православным, давать детям образование и воспитание, соответствующие этим ценностям, традициям и культуре. Речь идет и о равенстве прав и свобод граждан в сфере образования — вне зависимости от их отношения к религиозной принадлежности.

На сегодняшний день в Свердловской области и в других регионах страны, по нашим данным, через различные формы выстроена эффективная системная работа в сфере образования, которая осуществляется в рамках взаимодействия Церкви и Государства.

В настоящее время в рамках уже действующего с 2004 г. в Свердловской области проекта Екатеринбургской епархии «Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения» разработана программа «Православная культура — непрерывное образование» по созданию совместной церковно-государственной системы последовательного, непрерывного духовно-нравственного и гражданско-патриотического образования и воспитания, включающей в себя образовательные учреждения всех типов и уровней, а также воинские части и учреждения пенитенциарной системы Свердловской области.

Целью этой программы является создание единого социокультурного пространства в решении задач по воспитанию граждан нашего общества, в первую очередь детей и молодежи, с позиции православной культуры и духовных отечественных традиций.

Взаимодействие Екатеринбургской епархии с Правительством Свердловской области и его министерскими структурами, с командованием Уральского военного округа и Государственным Управлением Федеральной службы исполнения наказания по Свердловской области, а также с администрациями городских и районных муниципальных образований осуществляется в соответствии с соглашениями о совместном сотрудничестве и планами совместных действий, подписанными в двухстороннем порядке.

Центром организации, осуществления и контроля реализации планов являются рабочие группы, совместно созданные муниципальными образованиями и Екатеринбургской епархией на базе благочинных округов епархии.

Сопредседателями рабочих групп являются заместители глав соответствующих муниципальных образований и благочинные протоиереи территориально соответствующих благочиний.

За каждой рабочей группой закреплены два куратора, назначенные со стороны администраций муниципальных образований и со стороны Екатеринбургской епархии, которые несут ответственность за осуществление совместных планов.

Одним из основных направлений программы является организация деятельности православных детских садов, школ и гимназий в каждом районе города Екатеринбурга и Свердловской области.

Большое внимание в программе уделяется деятельности церковно-приходских школ и их взаимодействию с государственными образовательными учреждениями.

Важная роль в программе отводится организации деятельности духовно-просветительских центров при благочинных округах епархии.

Обсуждение и оценивание результатов реализации соглашений и планов в рамках программы осуществляется на совместных заседаниях рабочей группы один раз в квартал и оформляется протоколом, подписанным обеими сторонами.

Необходимо отметить, что программа «Православная культура — непрерывное образование» успешно реализуется уже во многих муниципальных образованиях. Эта деятельность постепенно приобретает системный характер в пределах существующей нормативно-правовой базы. Многие педагоги и руководители администраций муниципальных образований видят в этой программе альтернативу той бездуховности и нравственной нищете, которые процветают в нашем обществе, особенно среди молодежи. На тех территориях, где наблюдается тесное взаимодействие представителей церкви и местной власти на основе заключенных соглашений и планов совместных мероприятий, где активно ведут работу кураторы созданных рабочих групп, наблюдается повышение творческой деятельности педагогов и вырабатываются устойчивые механизмы самостоятельного подхода к решению педагогических и социальных проблем, исходя из опыта православной педагогики и ценностей православной культуры. Люди приходят к пониманию, что только опора на православие, на отечественные традиции и культуру дает правильные ориентиры в образовании и воспитании молодого поколения. Самое главное, что эта программа позволяет организовать работу с любой социальной группой населения: дошкольники, школьники, студенты, военнослужащие, родители, и т.д.

Поэтому хочется еще раз заострить внимание на необходимости поиска людей на местах, способных объединить единомышленников и организовать работу по реализации программы «Православная культура — непрерывное образование».

Именно осознание современной молодежью своей причастности к многовековой духовной и культурной традиции своего народа позволит сохранить и укрепить духовное и культурное единство нашей страны.

Как показывает сложившаяся ситуация в современном образовании, общественный запрос на возрождение отечественных духовных традиций уже достаточно высок и постоянно возрастает. Поэтому нельзя далее оставлять его без должного внимания и ответа.

Результаты деятельности многих регионов России свидетельствуют о том, что тесное взаимодействие церкви и государственной системы образования позволило поднять на новый качественный уровень работу по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи.

Мы полагаем, что приобретенный в регионах позитивный опыт взаимодействия Церкви и Государства в сфере образования необходимо использовать при выстраивании образовательной политики. Новые условия развития нашего общества требуют не только пересмотра государственных стандартов образования, но и создания новой системы взаимодействия Церкви и Государства в области образования, предусматривающей тесное сотрудничество Министерства образования и науки РФ, Российской академии образования с Русской Православной церковью. Только в диалоге, только в русле доброжелательного и делового партнерства Церкви и Государства можно создать благоприятные условия для свободного и добровольного приобщения детей к духовным и нравственным ценностям Православия, для формирования церковно-государственной целостной системы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

АРХИЕПИСКОП ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ

И ВЕРХОТУРСКИЙ