Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

 

Послание архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия к 90-летию обретения чудотворного образа Божией Матери «Державная» и Крестного хода с этим образом по всем приходам и монастырям Екатеринбургской епархии

Екатеринбург, 8 марта, «Информационное агентство Екатеринбургскойепархии».

Боготочная звезда явися нам, Владычице, честная Твоя икона Державная,

страну Российскую всю обтекающая и лучами чудес Твоих осиявающая всех

блуждающих по морю страстнаго жития, мрак печалей и мглу всяческих недуг

и скорбей прогоняющая и наставляющая на путь спасения с верою к Тебе

притекающих и вопиющих Богу: Аллилуиа!

Кондак 5 Акафиста иконе

Божией Матери «Державная"

…вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, ибо ктоимеет,

тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет;

потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не 

разумеют; и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом

услышите — и не уразумеете, и глазами смотреть будете — и не увидите, ибоогрубело

сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят

глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем,

и да не обратятся, чтобы Я исцелил их.

(Мф.13, 11–15)

Дорогие братья и сестры!

Ныне стремимсямы с усердием и покаянием пройти дни Великого поста. И именно на эти дни выпадаетзнаменательная дата, исполненная для нас одновременно и радости, и печали. 15марта исполняется 90 лет обретения чудотворного образа Божией Матери «Державная».

Многие слышалиоб этой иконе явленной народу Божию в самом начале братоубийственной смуты и гражданской войны, в день отречения от Российского престола святого страстотерпцаЦаря Николая Второго. Матерь Божия ясно дала понять всем верным чадам своимив этот день и последующие десятилетия, отмеченным многочисленными чудесами,исходящими от иконы Ее «Державной», что Она не оставила ПравославнуюРоссию, что Она всегда готова нас утешить, ободрить, даровать свою милость вероймолящимся Ей.

Однако мыдолжны со всей ясностью осознавать и то, что 90 лет назад наши предки так жев дни Великого поста, на его третье седмице, перед Неделей Крестопоклонной,совершили страшное преступление — изменили своему Государю, повергли свое Отечествов братоубийственную, кровавую смуту, которая трагически коснулась каждой семьи.Затем последовали убийства святых Царственных Страстотерпцев и тысяч Новомучеников,гонение на Церковь, разрушение могущественной державы. По большому счету от этих бед Россия не оправилась по сей день.

Сегодня,в связи с 90-летием событий 1917 года политики и ученые, деятели культуры и журналисты начали многочисленные дискуссии о том, почему произошел Февральскийпереворот, кто его готовил, чьи действия привели именно к такому развитию событий.

Но во всехэтих спорах, к сожалению, видно только одно: найти человека или группу людей,на которых и возложить ответственность за происшедшее. Каждый отстаивает своемнение, свои взгляды. Поистине видим мы горькую иллюстрацию к словам апостольским:«Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитаетэто безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.»(1 Кор. 2, 14) За выяснением интересов и позиций отдельных общественных деятелей,партий и социальных групп забывается нравственная сторона происшедшего. А онане просто важна, она имеет решающее значение.

Именно так,с нравственной, с православной точки зрения оценивал события святой Царь СтрастотерпецНиколай II. На страницах его дневника мы не найдем осуждения конкретных людей,предавших его. Но там есть краткая нравственная оценка ситуации «Кругомизмена и трусость и обман». Сегодня на Государя вновь изливается тот же— если не больший! — поток обвинений, клеветы и осуждения, что и в февральскиедни 1917 года. А ведь его мужество и твердость тогда признавали и враги! Журналист-большевикМихаил Кольцов, будущий редактор «Огонька» и «Крокодила»,на страницах которых потом громилась Церковь, тем не менее писал в 1927 годув своей книге «Отречение Николая II»: «Где тряпка? Где сосулька?Где слабовольное ничтожество? В перепуганной толпе защитников трона мы видимтолько одного верного себе человека — самого Николая. Нет сомнения, единственнымчеловеком, пытавшимся упорствовать в сохранении монархического режима, был саммонарх. Спасал, отстаивал Царя один Царь. Не он погубил, его погубили.»Другое свидетельство мы находим в мемуарах Льва Троцкого: «Среди командногосостава не нашлось никого, кто вступился бы за своего царя. Все торопились пересестьна корабль революции в твердом расчете найти там уютные каюты… Каждый спасалсякак мог.»

Ныне об этихсловах забывают и легко повторяют ту клевету на Царскую семью, которая десятилетияминасаждалась при безбожной власти.

Святой Царь Страстотерпец исполнил то, чего от него требовали все окружающие— командующие фронтами, депутаты Государственной Думы, даже Великие Князья.При этом он исполнял завет евангельский: «Нет больше той любви, как есликто положит душу свою за друзей своих.» (Ин.15, 13). Он принес себя в жертвув надежде успокоения политических страстей, ради обеспечения единства народаи во имя спасения России. Отречение и последующая гибель Императора НиколаяII и его Семьи были духовным итогом всей жизни и деятельности последнего СамодержцаВсероссийского и была духовно неизбежна ввиду нравственного выбора, которыйон сделал в начале своего царствования и которому был верен всю жизнь: верностьХристу, России и долгу царского служения. При этом Государь не оговаривал условийсвоего содержания, обеспечения, охраны, освобождения от возможного судебногопреследования. Он заботился о преемственности власти, назначил нового ВерховногоГлавнокомандующего, обратился к войскам с последним приказом, в котором призывалисполнять свой долг, защищать доблестно великую Родину и помнить, что «всякоеослабление порядка службы только на руку врагу». А ведь именно это всеобщееослабление порядка служения и происходило тогда! И это приказ предавшие Царяне решились объявить войскам.

Святой праведныйИоанн Кронштадтский писал: «Царь у нас праведной и благочестивой жизни.Богом послан ему тяжелый крест страданий, как своему избраннику и любимому чаду,как сказано тайновидцем судеб Божиих: «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю»(Откр. 3, 19). Если не будет покаяния у русского народа, конец мира близок.Бог отнимет у него благочестивого Царя и пошлет бич в лице нечестивых, жестоких,самозваных правителей, которые зальют всю землю кровью и слезами. "

Это горькоепророчество великого молитвенника за землю Русскую сбылось. Но создается впечатление,что многие и многие до сих пор не осознали, что именно нравственное падениебыло главное причиной успеха переворота. Именно это нравственное падение продолжалосьв последующие месяцы и годы, захватывая и губя души миллионов наших предков.Поэтому, когда иногда отмечают то, что сегодняшняя ситуация в нашем Отечествеочень похожа на ту, которая сложилась тогда, создается впечатление, что февраль1917 года продолжается в умах наших соотечественников и почти век спустя!

Его Святейшество,Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II отечески наставляет нас:«Духовная мудрость человека определяется его отношением к тем несчастьям,которые постигают его самого, его народ, Родину. Она измеряется тем, в какойстепени мы готовы принять, осознать и, если хотите, оправдать те страдания,которые постигают всех нас. Распознать в них не какую-то случайность, а крест,тяжелый крест, через который человек и должен обновиться, прийти к спасению."

Именно на этом покаянном пути возвращения к идеалу Святой Руси лежит спасение наше и спасениеРоссии. Мы призваны вернуться на веки вечные к тем славным многополезным традициямнаших благочестивых предков, когда и предержащие власти, и рядовые гражданестремятся каждодневно сверять дела свои с заповедями Божиими.

Дорогие братьяи сестры! Всякий из нас, кому дорога Россия, должен вспомнить, осознать и применитьлично к себе слова апостольские, которые особенно важны для нас в эти дни Великогопоста: «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истинынет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, проститнам грехи наши и очистит нас от всякой неправды.» (1 Ин. 1, 8–9)

И на этомпути мы имеем Славную Путеводительницу, Взбранную Воеводу — Матерь Божию, котораянеустанно предстоит престолу Сына Своего, Господа и Спасителя нашего ИисусаХриста. Она выступает ходатицей о мире всего мира, о спасении каждой души, ищущейспасения и Ее заступничества. Она милует и защищает всех, прибегающих к ее покрову.И ярким примером ее материнского попечения православных людях является историяобретения иконы Божией Матери «Державная».

Забота ПресвятойБогородицы проявилась в том, что обретение иконы Державной приуготовлялось ещедо первых дней февральского переворота. Митинги и беспорядки в Петрограде начались23 февраля, а 27 февраля власть захватил Временный комитет Государственной Думы.Но еще 13 февраля Евдокия Андрианова, крестьянка из деревни Починок Бронницкогоуезда, Жирошкинской волости, во сне услышала таинственный голос: «Естьв селе Коломенском большая черная икона. Ее нужно взять, сделать красной и пустьмолятся». Это побудило женщину к усиленной молитве о получении более ясныхуказаний о воли Божией. Как бы в ответ на усердную молитву, 26 февраля снитсяей белая церковь; и в ней величественно восседает Женщина, в которой Андриановапризнает и чувствует Царицу Небесную, хотя и не видит Ее святого лика. 2 марта,желая причаститься, Андрианова отправилась в село Коломенское. В Вознесенскойцеркви Евдокия сразу же узнала ту, которую видела во сне. Вместе с настоятелемхрама священником Николаем Лихачевым она и нашла большую узкую старую чернуюикону. Когда ее промыли, то всем присутствовавшим в храме представилось изображениеБожией Матери как Царицы Небесной, величественно восседающей на царском тронев красной царской порфире на зеленой Подкладке, с короной на голове и скипетроми державой в руках. На коленях находился благословляющий Богомладенец. Лик Богоматерибыл необычайно строг, суров и властен взгляд Ее скорбных очей, наполненных слезами.Андрианова с великой радостью сообщила, что в этом образе она увидела полноеисполнение своих сновидений.

ВладычицаНебесная тем самым как бы приняла на себя преемство православной власти Российской.Весть о явлении новой иконы в день отречения Государя быстро пронеслась по окрестностям,проникла в Москву и распространилась по всей России. Богомольцам, стекавшимсяв Коломенское, пред иконой были явлены чудеса исцеления телесных и душевныхнедугов. Сама икона, в бесчисленных копиях, стала украшать русские храмы. Появилисьслужба и дивный акафист этой иконе, составленный с участием святого патриархаТихона.

«Самаикона Царицы Небесной, явленная в революционные годы — самый трудный периодистории нашей Родины, является проявлением милости Божией к нам.» — таксказал об этом событии Святейший Патриарх Алексий II.

Уже первыенародные мольбы перед иконой Божией Матери «Державная» дали верующимвеликое знамение надежды. В разгар революции, 17 ноября 1917 года ПоместныйСобор Российской Православной Церкви принял постановление о восстановлении Патриаршества,и уже на следующий день, 18 ноября, митрополит Московский и Коломенский Тихон,ныне прославленный Церковью в лике святых, возглавляющий Собор новомученикови исповедников Российских, был избран и наречен Патриархом Московским и всеяРоссии. 4 декабря состоялось его настолование (интронизация). Это великое и радостное событие, 90-летие которого мы так же будет праздновать в этом году,осветило последовавшие долгие десятилетия невиданных гонений на Веру и Церковь.Православные люди обрели любящего отца, своего печальника и заступника. И благодаряэтой милости Божией мы и ныне находимся под омофором Патриарха Московского и всея Руси. Потому событие это имело значение не только для Русской Церкви, но и для Вселенского Православия.

Но жестокостиреволюции усиливались, за Февральским переворотом последовал Октябрьский. На почитателей этой иконы обрушились особые гонения, иконы изымались из храмов,были арестованы тысячи верующих, а составители службы и канона были расстреляны.И неслучайно сам образ Божией Матери «Державная» разделил с верующимии гонения от богоборческой власти. Долгие десятилетия икона была скрыта в музейныхзапасниках, и лишь в 1988 году, во время празднования 1000-летия Крещения Руси,икону временно передали на выставку в Издательский Отдел Московского Патриархата,где святыня пребывала в течение двух лет в алтаре домового храма во имя ПреподобногоИосифа Волоцкого, а 27 июля 1990 года духовенство и прихожане храма в честьКазанской иконы Божией Матери в селе Коломенском торжественно встретили Державнуюикону Божией Матери, переданную в церковь по ходатайству Святейшего ПатриархаМосковского и всея Руси Алексия II из Государственного Исторического музея.Всякий непредвзятый человек может сопоставить эти даты с главными событиямив жизни нашего Отечества и Русской Православной Церкви и сделать выводы.

Дорогие братьяи сестры! Ныне пришло время с молитвой и покаянием, с усердием и надеждой прибегнутьвсем нам к заступничеству Царицы Небесной, чтобы получить от нее многие милостии благомощную помощь в трудах наших ради спасения своей души, ради возрожденияСвятой Руси! Потому в день памяти иконы Божией Матери «Державная»,15 марта после Литургии Преждеосвященных Даров в храме во имя иконы Божией Матери«Державная» монастыря во имя Царственных Страстотерпцев, что на Ганинойяме, мы начинаем Крестный ход с этим образом по всем приходам и монастырям Екатеринбургскойепархии. Во время этого Крестного хода 27 марта в 10 часов утра в Иоанно-Предтеченскомкафедральном соборе пред иконой будут молится участники общеепархиального собраниядуховенства.

Образ ПресвятойБогородицы, с которым будет совершаться Крестный ход, будет взят из Храма-Памятникана Крови в честь Всех Святых, в Земле Российской Просиявших, с места, где пролиласькровь Святых Царственных Страстотерпцев. И в этот же храм образ будет возвращенпосле завершения Крестного хода, чтобы свидетельствовать о нашем стремлениичерез общее возвращение к отеческой вере исправить исторические пути нашегоОтечества, сделать его достойным покровительства и водительства Матери Божией.

Дорогие братьяи сестры! Поспешим зримо явить нашу любовь, нашу надежду, наше упование на заступничествои помощь Небесной Владычицы нашей, чтобы принял Господь наше покаяния за своигрехи и прегрешения предков наших, ибо знаем мы слова Творца всяческих: «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьегои четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящимМеня и соблюдающим заповеди Мои.» (Исх.20, 5–6)

СвященномученикАндроник, архиепископ Пермский, всего за месяц до своей гибели, обратился к народу Божию: «Поверьте, все это безбожие и разбой есть вражеское наваждение,скверный налет на русскую добрую и богобоязненную душу. За клятвопреступничествопока отнял Бог у всего народа разум и волю, пока не раскаются. Медленно, но каются, а когда раскаются, то сначала постепенно, а потом целиком прозрят вседуховно, почувствуют и силу и как Илья Муромец — сбросят тот ужас, который окуталвсю страну нашу. Вот и будем своим твердым, ясным, уверенным словом раскрыватьлюдям правильное отношение к жизни и прежде всего призывать к покаянию, послекоторого все от Бога нам возвратится с лихвой — не страшно будет никакое иноземноеиго. Может быть, меня и на свете не будет, но не покидает меня надежда и уверенность,что Россия воскреснет со своим возвращением к Богу. Ободряйте всех и примиряйтеозлобленных с жизнью, вливайте в них начала светлой жизни по Евангелию Христа.Наше дело — собирать стадо Христово, организовывать живые церковно-народныесилы по приходам, чтобы разочаровавшиеся во всяких партиях люди здесь в Церквии среди верующих нашли живую пристань и добрый покой, воскреснет душа народная,воскреснет и тело ее — наша здоровая государственность. Да помогает Вам Господь."

Будем жеследовать этому наставлению угодника Божия. Ныне самое благоприятное время для его исполнения. А соборная молитва перед образом иконы Божией Матери «Державная»да поможет нам исцелить немощи наши, возродить Отечество, которое мы именуемуделом Пресвятой Богородицы, пребывающим под Ее особым покровительством. Никогдана протяжении веков теплое молитвенное призвание не оставалось без ответа БожиейМатери. Примем сами участие в соборной молитве перед образом Божией Матери «Державная»,призовем к этому духовному усилию своих ближних и знакомых, в том числе и тех,кто пока пребывает вне спасительной церковной ограды. Пусть всякий из нас в молитве ощутит в своем сердце теплоту и радость от близости нашей Заступницыи Молитвенницы.

С Божиим благословением на молитву и труды Крестного хода

с иконой Божией Матери «Державная"

ВИКЕНТИЙ,

АРХИЕПИСКОП ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ

И ВЕРХОТУРСКИЙ