Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

 

17 учеников школы звонарей Екатеринбургской епархии сдали зачет по искусству литья колоколов — на знаменитом заводе в Каменске-Уральском

В Екатеринбургской епархии заканчиваются занятияпервого набора звонарных курсов.

Звонари из разных уральских городов, занимаясьв течение трех месяцев, изучали основы колокольного звона, элементарную теориюмузыки, участвовали в практических занятиях. Воочию познакомиться с искусствомлитья колоколов и сдать зачет по этому предмету 17 учеников звонарных курсовотправились в Каменск-Уральский,на знаменитый колокольный завод Николая Пяткова.

Директорколокольного завода, признанный мастер Николай Геннадьевич Пятков встречал группу,возглавляемую руководителем курсов диаконом Димитрием Бажановым, у входа на предприятие. Здесь находится небольшая, так называемая «гостевая»звонница. Встреча была радостной — впервые предприятие посещают те, кому предстоиткаждый день трудиться — звонить в колокола. Обычно на завод приезжают лишь заказчики— настоятели храмов. По словам Николая Геннадьевича, возрождение искусства русскогоколокольного звона — дело важное. И конечно же, важно, чтобы школ, где обучаютзвонарному искусству, было как можно больше.

…Занятиеначалось прямо в заводском цеху. Николай Пятков провел экскурсию и рассказало технологии производства. Литье колоколов длится в течение недели. Потом ещенеделю, они остывают в сушильной печи. А в это время мастера-формовщики ужеизготавливают следующую партию.

Здесь же,в цеху, можно проверить, как звучит готовый «свежеиспеченный» колокол.

Литье колоколов— древнейшее искусство. А потому будущему звонарю необходимо знать его историю,знать о том, как развивалось металлургическое производство. Издавна на уральскихзаводах отливали не только пушки, но и колокола для храмов.

Научитьсяиграть мелодию звона — это, по словам Николая Пяткова, далеко не всё. Надо вноситьновые элементы, пробовать разнообразить игру. Но в основе любого колокольногозвона должны лежать всё те же ритм, темп и характер музыки.

Благозвучиеколокольного звона достигается минимальным количеством музыкальных изобразительныхсредств. На одних и тех же колоколах надо так сыграть, чтобы изобразить и пасхальнуюрадость, и великопостное настроение.

Колокольныйзвон — большой пласт народной культуры, который нужно по крупицам восстанавливать.И, конечно, настоящему звонарю нелишне знать, как изготавливается колокол и из каких материалов он состоит.

Практикапоказала, что на отработку технологии качественного литья колоколов предприятиеобычно затрачивает 1–2 года, а на отладку всего набора (звонницы) и того больше.

Качествоколокола, и, прежде всего, звука, очень сильно зависит от чистоты исходных металлов(меди и олова), из которых состоит колокольная бронза.

Звучаниеколокола должно быть ровным. Звук много может сказать о дефектах литья, неправильнойформе колокола или несимметричном распределении его массы. Именно потому литьев форму — очень сложный и ответственный момент, от которого зависит вся дальнейшая«жизнь» колокола.

Зачет по искусству литья кампанов проходил прямо в директорском кабинете. 17 человекуспешно ответили на вопросы, и Николай Пятков выставил оценки. В самое ближайшеевремя все участники курсов приступят к работе — их с нетерпением ждут в уральскихприходах.