Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
История Вознесенской горки, на которой стоит храм в честь Вознесения Господня, неразрывно связана с историей самого Екатеринбурга. Вот что пишет об этом историческом районе уральской столицы профессор Уральской архитектурно-художественной академии Всеволод Михайлович Слукин.
" По географическому положению, градостроительным особенностям в развитии структуры города, наличию уникальных памятников архитектуры, сочетанию и привязке исторических событий мирового значения, притягательности интереса горожан Вознесенская горка в Екатеринбурге представляет объект чрезвычайной значимости и может рассматриваться как уникальная историческая территория.
Вершина горки была свободна от строений до 1735 года. В 60-е года XVIII в. на западном склоне горы была выстроена деревянная церковь Вознесения Господня, которая просуществовала на этом месте до 1808 года. Деревянную Вознесенскую церковь ("Старо-Вознесенскую») разобрали и перевезли в Нижнеисетск, где она долгое время была приходской, а затем кладбищенской.
В конце XVIII в. на северном склоне Вознесенской горки началось строительство ансамбля усадьбы Расторгуевых-Харитоновых. Его строительство и благоустройство полностью завершены к 1824 году.
В восточной части Вознесенской площади в 1792 году была заложена каменная Вознесенская церковь, основной двухэтажный объем которой был завершен в 1818 году, однако, полное строительство здания с дополнительными приделами и благоустройством закончено почти через 80 лет — на рубеже XX века.
Двадцатое столетие внесло свои изменения в структуру застройки и благоустройства Вознесенской горки, в назначение и судьбы построек, в ход исторических событий, некоторые из них оказались экстраординарными и приобрели мировое значение.
Дом Расторгуевых-Харитоновых, послужив пристанищем контор, типографий, коммунальных квартир, был реконструирован с некоторыми добавлениями (объем зрительного зала) и переделками интерьера и стал Дворцом пионеров, сыгравшим впоследствии немалую роль в воспитании интересов, развитии талантов и обеспечении занятости детей полезными делами, театром, спортом, изобразительным искусством и т.п.
Богослужения в Вознесенском храме были запрещены в 1926 году, а годом позже он был переоборудован под школу. В 1940-х годах в здании церкви обосновался краеведческий музей, и только в 1991 году храм был вновь возвращен верующим.
Вознесенскую площадь благоустроили в 1936 году: был разбит сквер с зелеными насаждениями, установлены бордюрные камни с невысокими решетками, цветочные вазы в местах входов. В центре площади появился фонтан «Мальчик с рыбкой». Место стало любимым для детей. Скульптуры фонтана исчезли в 1990-х годах (погоня за бесхозной бронзой?!), а в 1996 году был засыпан и бассейн. Так оказался утраченным интересный историко-культурный объект, вобравший память нескольких поколений горожан.
В 1960–70-х годах по периметру Вознесенской горки вместо одноэтажной рядовой застройки, частью деревянной, возведены административные и жилые многоэтажные здания. На северном склоне появилось здание театра юного зрителя в формах индустриальной эпохи».
Ныне в Музее архитектуры Урала имеются копии ряда проектов реконструкции Вознесенской горки и самого храма, выполненные в разные годы.
Так в 1929 году был разработан проект гигантского памятника Ленину в конструктивистском стиле, который должен был быть установлен на месте Вознесенской церкви. Во время демонстрации «толпы ликующего народа» должны были проходить между ног бронзового гиганта… В 1939 году был разработан другой проект. По нему, на месте церкви должен был вознестись театр, а перед театром фонтан и газоны.
В середине 1930-х годов имелись еще несколько разных проектов реконструкции храма — под клуб и под детский театр.
В середине 1950-х годов в Свердловске долго дискутировался вопрос о принадлежности Вознесенской церкви к памятникам архитектуры. За снос церкви выступали даже молодые уральские архитекторы. К счастью, разумная точка зрения победила. Храм остался цел.
В 1960–70-е годы опять выдвигались идеи о реконструкции Вознесенского храма, к примеру, для создания в нем музея трудовой и боевой славы Урала.
Интересна судьба Вознесенской площади, что раскинулась на западном склоне Вознесенской горки. В 1920-е годы Советская власть нарекла ей зловещее имя площади «Народной мести». Название это, видимо, было призвано напоминать о страшном злодеянии, что произошло неподалеку отсюда в 1918 году — убийство Царской Семьи в доме Ипатьева.
Площадь долго оставалась неблагоустроенной. Лишь в 1920 году сюда перенесли с площади 1905 года один из первых памятников советского периода — мраморную голову Маркса работы скульптора Эрьзи. В 1930-е годы площадь «Народной мести» стала излюбленным местом для установки разборных фанерных скульптурно- агитационных сооружений, клеймящих позором капитализм и мировой империализм.
В 1932 году на площади появилась временная скульптурная композиция «XV лет вооруженному комсомолу».
В 1957 году Вознесенской площади было дано новое имя — Комсомольская. С 1959 года площадь «украшает» памятник Уральскому комсомолу, создатели его скульптор Сажин и архитектор Белянкин. Юноша и девушка со знаменем в руках бодро и целеустремленно шагают лицом на запад, где ныне высится Храм-на-Крови.
И, как комсомольцы до сих пор шагают навстречу пролитой ими невинной крови, так до сих пор на топографических съемках этого участка территории Екатеринбурга значится зловещее название «Площадь народной мести"…