Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

 

Слово архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия к участникам Пятой региональной встречи православных трезвенников

Екатеринбург, 1 марта, «Информационное агентство Екатеринбургскойепархии».

Всечестные отцы! Дорогие братья и сестры!

Сердечнорад приветствовать вас на традиционной встрече трезвенников в селе Меркушино.

Отрадно, что эта встреча — уже пятая. Стало быть, трезвенническое движение,основанное на почитании истинно христианских ценностей, продолжает расти и развиваться,приобретать все новых сторонников.

Совсем недавновсе мы торжественно отметили 10-летний юбилей общества «Трезвение»при соборе во имя благоверного князя Александра Невского Ново-Тихвинского женскогомонастыря. Эта дата, в свою очередь, была лишь небольшим этапом на долгом путитрезвеннического движения в православных приходах нашей епархии, всей России.Известно, что почитание христианских добродетелей, трезвение, трудолюбие и высокаянравственность всегда были характерны для нашего народа и входят в смысл такихпонятий, как «русская душа» и «русский характер». Понятий,которые мы с вами заслуженно ценим.

Вопреки досужимдомыслам, истинно «русская душа» и «русский характер» исстаридержались на трезвости, которая отличала прежде русский народ. В Царской России1913 года 43% мужчин и 90% женщин были трезвенниками. Сейчас же, согласно статистике,половина взрослых мужчин в России страдает от неумеренного потребления спиртного.Число злоупотребляющих только алкоголем несовершеннолетних с 1999 по 2004 гг.увеличилось в 25, 4 раза. Все большее количество школ становятся местом розничнойторговли наркотиками. Между тем, все мы знаем, сколько бед несет это диавольскоезелье самому человеку, его семье и окружающим, в конечном итоге — всей стране.С проблемами алкоголизма и наркомании неразрывно связан нарастающий в последниегоды демографический кризис.

За прошлыегоды Русской Православной Церковью были организованы четыре церковно-общественныхфорума, посвященных этой тематике. Недавно мы провели конференцию «Радостьродительства» с участием представителей государственной власти, врачей,священнослужителей — еще раз скоординировали наши усилия, направленные на улучшениедемографической ситуации.

Теснейшимобразом с демографической проблемой связаны вопросы развития винопития и табакокурения.Вопреки советам Церкви, люди продолжают отравлять себя табаком, спиртным, сквернословят.Создана и функционирует целая индустрия развлечений, эксплуатирующих человеческиепороки и страсти. Проблемы усугубляются. Для решения их требуется не толькомедицинская, но,прежде всего, духовная помощь. Как страсти духовные — наркомания,игромания и прочие пороки врачуются именно духовными средствами.

Мы знаем,что основная причина пьянства — религиозно-нравственная. Удаление нашего народаот традиций духовно-нравственной жизни способствует расширению пьянства. И чтобыбороться с ним, мы должны вернуться к тем нравственным ценностям, которыми жилнаш народ. В его традициях было принято трудиться над внутренним преображениемличности в лоне Православной Церкви.

Именно в Церкви содержится богатейший и многовековой практический опыт духовной жизни,опыт по благодатному преображению человека в избавлении от греховных пристрастий.Первую в русской истории проповедь,"Слово о пьянстве», составил ещеФеодосий Печерский в XI веке. В ней говорилось, что через пьянство человек отгоняетот себя ангела хранителя и привлекает беса… К 1913 году в России существовалоболее двух тысяч обществ трезвости, в которых состояло около полумиллиона человек.Тогда же было определено главное средство обретения трезвой жизни — обет трезвости.

Воспитательнаясистема того времени включала в себя непосредственную работу с семьями в обществахтрезвости, издание религиозно-нравственной, научной и художественной литературыантиалкогольной направленности, организацию внебогослужебных проповедей, а такжелекций и бесед, открытие библиотек и специализированных книжных лавок, созданиевоскресных школ, обучение желающих церковному пению, устроение паломничеств,Крестных ходов, создание противоалкогольных выставок, организацию трезвенныхчайных и столовых. До революции только духовенством на тему трезвого образажизни издавалось 32 журнала.

Как видим,нам есть к чему возвращаться. Есть к чему стремиться. Знаю, что нынче вы будетеобсуждать на своей встрече вопрос о создании обществ трезвости при приходах,а также — создании Попечительства о народной трезвости при нашей Екатеринбургскойепархии. Хочу подчеркнуть, насколько важны сейчас обе эти задачи. Создав и организоваввышеупомянутые ячейки трезвости, мы сможем целенаправленно и эффективно искоренятьпороки винопития и табакокурения из нашей жизни.

Безусловно,одной из главных форм работы по утверждению трезвости по-прежнему остаются обетытрезвости, любое другое подвижничество в этом направлении. Дай нам Бог сил и терпения в деле возрождения духовных традиций наших предков, дабы мы могли помогатьстраждущим в борьбе с греховными пристрастиями в духовном возрастании и преображенииличности.

Желаю вам,дорогие чада мои, плодотворной и интересной работы. Благой и Всеблагой Бог да благословит это начинание и да поможет нам во все дни нашей жизни.