Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Семь лет назад в Новоуральске открылась иконописная мастерская. Именно здесь были написаны и отреставрированы иконы, пребывающие ныне в городском храме во имя Святого Преподобного Серафима Саровского.
Сегодня новоуральские иконописцы трудятся над святыми образами не только для многих храмов Екатеринбургской епархии, но и для приходов Центральной России. А недавно завершена работа над заказами, поступившими из Австралии и Италии.
Иконописная мастерская «Ковчег» работает в стенах городской художественной школы. Руководит деятельностью мастерской преподаватель школы, профессиональный художник Владимир Дубровин. Иконописью он занимается уже семь лет, и ныне этот труд стал главным делом его жизни.
Владимир Витальевич рассказал: «Мы не планировали как-то заниматься специально реставрацией. Вначале появился интерес к древнерусской живописи. Мы очень серьезно подошли к тому, чтобы заняться иконописью. И когда стали писать иконы, то оказалось, что существует большая, серьезная проблема качественной реставрации старинных образов. Очень много людей обращается в мастерскую с просьбами отреставрировать семейную, домашнюю икону или заново написать образ небесных покровителей семьи. Иногда в числе икон, которые привозят на реставрацию, попадаются редчайшие, уникальные образы старинного письма».
Уральские иконописцы возрождают многовековые традиции благочестивого искусства. Среди тех, кто трудится в мастерской — жители не только Новоуральска, но и поселка Верх-Нейвинский, села Тарасково. Мастерство их растет от работы к работе.
На сегодняшний день план заказов мастерской расписан на несколько лет вперед. Сейчас иконописцы трудятся над разработкой проекта нового иконостаса для храма в честь Воскресения Господня поселка Верх-Нейвинский. В минувшем году, по заказу этого же прихода, изготовили чугунный Поклонный крест.
Завершается работа над иконостасом для североуральского Петро-Павловского храма.
Сотрудник мастерской Алексей Елин подчеркнул: «Реставрация — одно из направлений этой мастерской, и преимущественно реставрация церковная. Если в художественном или краеведческом музее икона может существовать без надписи или с отсутствием лика, то в Церкви люди обращаются к иконе с молитвой. Надпись и лик — это богословские доминанты образа, поэтому, если они отсутствуют, их необходимо реконструировать в авторской манере».
Реставрационные работы в мастерской «Ковчег» ведутся на научной основе, со строгим соблюдением технологии.
Сейчас мастера выполняют несколько храмовых заказов. Реставрируется деревянный многометровый крест, привезенный из Александро-Невского храма в поселке Шурала. По заключению специалистов, он был написан во второй половине девятнадцатого века. Выполнен в манере, характерной для уральской традиционной школы.
Реставраторы «Ковчега» восстанавливают также икону двух вятских святых. Трифон Вятский вместе с другим угодником Божиим изображены на фоне монастырских стен. Хорошо сохранился фон, сохранилось облачение. А вот лики обезображены ударами ножа — у кого-то не дрогнула рука, поднялась на святыню…
Образ святого архидиакона Лаврентия — храмовый. Он украшал диаконские врата. Мастера говорят, что работы предстоит много: в хорошем состоянии находится только лик. Полностью придется восстанавливать облачение и утраченный золотой фон.
…Икона — не просто изображение святого, а окно в мир духовный. Поэтому важно, чтобы иконописец обладал не только способностями и усердием, но и чистым сердцем. Сейчас, когда мастерской уже семь лет, художники понимают: можно не метаться в поисках заказчиков, а быть очень счастливыми оттого, что, по промыслу Божию, словно бы само собой, нашлось место в жизни.
Иконописцы счастливы — потому что занимаются они любимым делом, и дело это необходимо людям. Они готовы всю жизнь прославлять искусством своим Господа, и передать секреты мастерства своим детям.