Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

 

«Просвещение народа — основа возрождения России». Доклад архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия на областной учредительной конференции общественно-государственного движения «Попечительство о народной трезвости»

Священное Писание говорит о пьянстве как о страшном пороке и грехе. По словам апостола Павла, пьянство лишает человека Царства Небесного: «Не обманывайтесь: ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царствия Божия не наследуют» (1 Кор.

6, 10).

Человеку, порабощенному пагубными пристрастиями, трудно, а зачастую и невозможно самостоятельно победить порочную зависимость.

В русской православной культуре достоинство и значение человека были связаны с соборным бытием, то есть с общностью духовной и нравственной жизни человека. Первейшее место в традиции русской православной культуры занимала семья. В «Поучении» Владимира Мономаха читаем: «Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело». В обществе, где традицией было самоограничение, понуждение себя и другого человека, живущего рядом, к определенным правилам, веками сохранялись понятия чести, верности, истинного человеческого достоинства. Страждущий крайне нуждается в помощи духовной, молитвенной. Ведь зависимость человека от алкоголя, табака, наркотиков — это, в первую очередь, действие в человеке страсти. А страсти, как нас научает Церковь, суть силы, которые порабощают человеческую личность, в первую очередь волю, делая ее не способной на добро, порабощают ум, направляя все мысли к пороку, искажая чувства человека, делают его рабом низменных удовольствий.

Cтрасти обезличивают человека, помрачают в нем образ и подобие Божие. Дверь для развития страстей в сердце человека открывает маловерие и безбожие.

Страсть не вылечивается таблетками. Как нельзя человека гордого путем психотропного воздействия сделать милостивым и любвеобильным, так нельзя и человека, имеющего греховное пристрастие к алкоголю и табаку, исцелить путем внешнего на него воздействия.

Непреодоленная страсть непременно проявится в иной форме. Трезвость — вот естественное, нормальное состояние человека, и наша задача — вернуть эту Богом данную нам трезвость, глубинное качество человеческой личности.

Борьба с пагубными пристрастиями — дело трудное, без помощи Божией нелегко страждущей душе высвободиться из губительных оков. Победа над страстью возможна только через исцеление души. К каждому человеку обращается Господь: «Приидите ко Мне, все труждающие и обремененные, и Я успокою вас. Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим. Ибо иго Мое благо, и бремя мое легко» (Мф. 11, 28–30). Господь всем нам дает возможность спасения, и уже от самого человека зависит, воспользуется ли он этой возможностью.

Русский религиозный мыслитель И.А. Ильин писал (Аксиомы религиозного опыта. В 2-х томах. Издание ТОО «Рарогъ» 1993 г.): «Единение с Богом требует от человека на всех ступенях и при всех условиях — смирения и трезвения. Смирение и трезвение выражают повышенное чувство ответственности; а вне чувства религиозной ответственности, вне этого трепетного благоговения религия утрачивает свой духовный характер».

Основная причина пьянства — религиозно-нравственная. Удаление нашего народа от традиций духовно-нравственной жизни способствует усугублению пьянства. Чтобы утверждать трезвость, мы должны вернуться к тем нравственным ценностям, которыми сотни лет жил наш народ. Именно в Церкви содержится богатейший и многовековой практический опыт преображения человека и избавления его от греховных пристрастий.

Просвещение в России в течение веков было традиционно теоцентричным, суть просветительства проявлялась в просвещении души светом Христовым, светом Истины. Просвещение народа в духе трезвости опиралось на систему воспитания и образования, основой которой был императив трезвости. В XIX веке Церковь и государство совместно выстроили комплексную систему трезвеннического просвещения народа, которая принесла свои плоды. Нам предстоит восстановить разрушенные традиции.

Уже с младенческого возраста необходимо приобщать детей к благочестию, к жизни трезвой и добродетельной. Очень важно воспитание духовности как иммунитета к любым греховным воздействиям, ведь возрождение духовности и нравственности — важнейший путь к преодолению пагубных пристрастий. Приобщение к вере, к храму, к церковным таинствам — это защита от манипулирования, от пагубных склонностей, навязываемым современным обществом.

Духовность есть предстояние человека перед Богом, переживание свой призванности, особого задания и связанного с этим чувства ответственности за свою жизнь.

Современное общество остро нуждается в возрождении идеалов трезвости, в возвращении человека к естественному состоянию духа и тела. Для этого необходимо объединение усилий и государства, и Церкви, и общественных организаций — всех, кто хочет видеть свою страну сильной и свободной. Действовать нужно всем миром. Надежного успеха в этом деле можно ожидать только тогда, когда государство, общество и Церковь сообща примут энергичные меры против алкоголизма, за утверждение трезвости.

Мы сегодня находимся перед выбором: либо возрождение трезвости и утраченных православных ценностей, либо дальнейшее падение в пучину страстей и пороков. Если мы выбираем первый путь, то одной из главных задач для нас теперь становится взращивание в себе добродетели воздержания.

В настоящее время вопрос об утверждении трезвости выдвинут самой жизнью, он сделался вопросом жгучим, злободневным. Это работа огромной важности. От ее успеха зависит будущее страны. Помните, выживет только трезвая Россия. Пьяный народ — мертвый народ.

Особенно призваны к новой творческой работе пастыри и прихожане. Приходские общества трезвости — это необходимые учреждения в каждом приходе, они являются нравственно-обязательным делом каждого священника. Церковь призвана сегодня объединить общество во имя будущего.

Позитивная профилактика алкогольной зависимости, основанная на традиционных для России духовно-нравственных ценностях, должна стать составной частью государственной системы духовно-нравственного воспитания граждан трезвой России.

В наши дни мы приходим к необходимости восстанавливать исторические корни просвещения народа. Нужны такие формы деятельности, которые на практике реализовали бы идеи просвещения и способствовали утверждению трезвости в современном обществе. Необходимо использовать, преобразуя и совершенствуя, тот опыт духовного восхождения, который издавна существовал в России, для утверждения трезвости как нормы общественной жизни, как основы духовно-нравственного воспитания и просвещения народа.