Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
«Любовь к своей Родине — это не нечто отвлеченное; это любовь к своемугороду, к своей местности, к памятникам ее культуры, гордость к своей истории»— писал академик Дмитрий Лихачев.
Где бы мыни жили — в городе или селе — мы любим свою «малую Родину». Историястраны складывается из истории малых городов, сел, из истории людей живущихв них. И понятно, что нельзя познать истории всего государства, не зная прошлогои настоящего своей маленькой родины, земли, где ты родился и вырос. И тем болеепонятен интерес к истории родного края, когда речь идет о таком богатом, разнообразноми всегда значимом для России регионе, как Урал.
Клубисториков-краеведов «Рифей" при центральной публичной библиотекеНовоуральского городского округа объединяет детей, изучающих не только прошлоеродного края, но и всех кто любит историю. Используя краеведческий фонд всейбиблиотеки, привлекая к сотрудничеству музеи, школы, клуб способствует развитиюпознавательных и творческих интересов детей, воспитывает деятельную любовь к родному краю, к своей Родине.
Главная цель— краеведческое просвещение детей с опорой на их творчество, приобщение их к прекрасному миру истории. Эта цель предполагает воспитывать у детей любовь к Родине, к родному краю и его истории, учить видеть историю вокруг себя; приобщатьк традициям и культуре уральской земли; научить чувствовать красоту и неповторимостьуральской природы; развивать навыки работы со справочной и краеведческой литературой;развивать творческие и интеллектуальные способности, культуру речи через чтениекниг краеведческой тематики.
При работепо программе историко-краеведческого клуба используются различные формы и методыработы в зависимости от возраста и подготовленности группы. Это могут быть лекции,встречи, экскурсии, рассчитанные на всех участников клуба, групповые занятия,познавательные игры и могут быть индивидуальные консультации, самостоятельнаяработа с книгой и интернетом, исследовательская работа.
Ребята проводятсамостоятельную работу с краеведческой литературой, выполняют много творческихзаданий. Все работы оцениваются и хранятся в фондах библиотеки. Итоговые краеведческиеигры, самостоятельные и творческие работы помогают проверить результаты работыребят по развитию и закреплению знаний и умений полученных в результате занятийв клубе.
Для самостоятельногорасширения знаний, знакомства с дополнительным материалом, в конце каждого занятияребятам предлагаются библиографические списки литературы, к которой они могутобращаться по мере необходимости, различные памятки и закладки.
Каждый курспрограммы рассчитан на учебный год, а вся программа — на три основных курса.Занятия проходят для каждой группы детей отдельно, что позволяет наиболее полнои широко раскрыть изучаемую тему.
Принципоморганизации работы клуба является доступность и наглядность, которые позволяютперейти от личных переживаний и эмоций к систематическим знаниям истории родногокрая. В соответствии с этими принципами и располагаются темы программы занятийклуба. Первыми изучаются темы, позволяющие как можно шире реализовать личныйопыт ребят, они знакомятся с природой Урала, историей родного города и историейсвоей семьи.
В работеклуба широко используются различные виды наглядности: естественная — во времяэкскурсий и прогулок, изобразительная — иллюстрации, фотографии, слайды, карты,видео и объемная — экспонаты музеев, предметы старинного быта, коллекция минералов.Основным методом реализации практической части программы является исследовательскаяработа как индивидуальная, так и групповая.
Очень важното, что в своей работе клуб тесно сотрудничает не только с учителями и родителями,но и с местными краеведами. Из года в год программа меняется, появляются новыетемы. В ходе многолетней работы самые интересные задания были объединены в тетрадьюного исследователя «Мы изучаем город», которая была создана совместнос известным педагогом-краеведом Новоуральска А.А. Акиловой.
Учащиеся5–6-х классов занимаются по программе «В краю озер и рудных скал».Задачей первого года занятий в клубе является знакомство с красотой и многообразиемуральской природы, бережное отношение к ней. Знакомство с историей возникновениягорода и поселка их достопримечательностями, с людьми, живущими в родном городе,познакомить ребят с их мастерством, показать красоту труда. Помимо творческихзаданий, экскурсий в краеведческиемузеи Новоуральска и поселка Верх-Нейвинский, ребята проводят большую самостоятельнуюработу с краеведческой литературой. Ребята выполняют творческие и практическиезадания, пишут сочинения, стихи, сами придумывают легенды, рисуют, проводяткраеведческое разыскание, составляют экологические карты.
Темы занятийтаковы: Библиотечный урок; Легенды и предания Урала (Красота родного края. Уральскиелегенды, предания, сказы. Творчество Бажова, Е. Пермяка, Мамина-Сибиряка); Нашкрай; Каменный пояс (Возникновение Уральских гор. Памятники природы. Реки и озера); Самоцветная палитра Земли (Полезные ископаемые Уральских гор. Самоцветы,прославившие Урал. Сказы об уральских мастерах-камнерезах); Урал, Урал! Твоипросторы (Богатство и многообразие животного и растительного мира. Красота природы,воспетая в произведениях уральских поэтов и писателей); История поселка Верх-Нейвинский;Мой город родной; Уральские самоцветы (заключительная краеведческая игра).
На следующемэтапе 6–7-классники, занимающиеся в клубе «Рифей» и уже получившиепервоначальные знания об Урале, продолжают знакомиться с историей края на примереизвестной уральской династииДемидовых. В ходе занятий предусматривается самостоятельная работа с краеведческойи справочной литературой, посещения музеев. Ребятам предлагается совершить экскурсиив краеведческий музей поселка Верх-Нейвинский, Невьянский краеведческий музей,в Спасо-Преображенский собор Невьянска и подняться на Невьянскую наклонную башню.
Во времяэтих экскурсий обращается внимание не только на историю возникновения городов,но и на промышленные объекты, людей прославивших своим трудом и талантом Урал.Кроме этого, дети выполняют письменные работы, участвуют в диспуте, сочиняютстихи, пишут рассказы, рисуют иллюстрации и даже создают миниатюрные коллекциинародных костюмов.
Темы занятий:Библиотечный урок (продолжение знакомства с ресурсами библиотеки); Века минувшие(археологические раскопки на Урале. Коренные народы населяющие Урал. Обычаи,традиции, быт этих народов); История заселения Урала; Не словом, а делом (Петровскаяэпоха. Возвышение рода Демидовых. Никита и Акинфий Демидовы. Невьянск — старейшийзавод на Урале, первая столица Демидовых. Быт уральских рабочих. СтроительствоНевьянской башни. Демидовское железо «старый соболь», знаменитая уральскаямедь); Невьянская наклонная башня; Последние из рода Демидовых; «На благолюбезного Отечества» (Демидовы — крупнейшие меценаты России. «Демидовскаяпремия». Лауреаты Демидовских премий. Восстановление Демидовского фонда);Демидовы — положительные и отрицательные черты династии на фоне истории (заключительнаялекция).
Третий годобучения, третий курс «Наука и культура Урала» предназначен для учащихся7–8-х классов и ориентирован на изучение культурного наследия Урала. На примерезнаменитых земляков воспитывается уважение к труду, к людям, живущим и работающимв родном городе.
Программаэтого курса строится на духовно значимых культурных ценностях, которыми Уралодарил отечественную и мировую культуру.
Занятия предусматриваютзнакомство и самостоятельную работу с краеведческой литературой, справочниками,списками литературы, подготовленными работниками библиотеки. Встречи проходятв форме брейн-рингов, небольших сообщений и рефератов, сложные вопросы рассматриваютсясовместно с библиотекарями. Ребята совершают экскурсии в Екатеринбург, Верхотурьеи другие уральские города.
Темы занятий:Библиотечный урок; Урал литературный (Знакомство с творческим наследием уральскихписателей); Народные промыслы края (Камнерезное искусство Урала. Тагильскаяроспись по металлу. Таволгинская глиняная игрушка. Невьянские сундуки. Каслинскоехудожественное литье. Невьянская школа иконописи. Оренбургские пуховые платки);Урал мастеровой; Талантами богат наш край (П.И. Чайковский, С.И. Дягилев, А.Корзухин,А.Денисов-Уральский; Знай свой край (заключительная краеведческая игра).
Руководительклуба «Рифей» Е.Макурина
заведующаяОтделом интеллектуального отдыха
Центральнойпубличной библиотеки Новоуральска