Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

 

Учителя Косулинской средней школы разработали урок «Образ святого в духовной литературе».

 Учителясредней общеобразовательной школы №8 села Косулино участвуют в реализации программыдуховно-нравственного воспитания школьников «Урал. Человек.

Истоки».

В нынешнемгоду они создали методическую разработку и провели урок «Образ святогов духовной литературе», на примере жития Святого Преподобного Сергия Радонежского.В методической разработке урока принимали участие педагоги русского языка и литературы Л.В. Васильева и Е.Я. Габидулина, учитель начальных классов О.В. Шмелева.

Цель урока— выявить основные факторы, оказавшие влияние на формирование личности СергияРадонежского, проследить его путь к святости; определить идеальные черты характерапреподобного Сергия.

Учащиесяпознакомились со смежными видами искусств — картиной Нестерова «Видениеотроку Варфоломею» и церковной музыкой.

Педагогирассказали детям о том, что такое духовная литература, жития святых. Само определение«духовная» указывает на её назначение: созидать в человеке дух, воспитыватьнравственно, показывать идеал.

Школьникиотвечали на вопросы: что такое житие? Герои жития — это исторические существовавшиелюди или выдуманные? Возможен ли в житии художественный вымысел? Житие — этожанр фольклора или литературы?

Вспоминалиэтапы духовного роста от отрока Варфоломея до преподобного старца Сергия, к голосу которого прислушивалась вся Россия. Путь Преподобного Сергия к святостиподобен пути Господа Иисуса Христа, через страдания.

Житие СвятогоСергия дети изучали по нескольким разделам: семья и родители; детство Варфоломея;неудача в учении; встреча с черноризцем; Варфоломей становится монахом-отшельником,тяготы пустынножительства; духовный подвиг святого; Сергий — собиратель обители,труд игумена; смирение, кротость, трудолюбие, упование на волю Божию; благословениекнязя Димитрия Донского на битву с татарами; молитвенный подвиг преподобногоСергия во имя победы в Куликовской битве.

Более нагляднопредставить удивительный мир наших предков и конкретно один из моментов жизнипреподобного Сергия ребятам помог смежный с литературой вид искусства — живопись.На партах и на доске репродукции известной картины Михаила Нестерова «Видениеотроку Варфоломею».

Педагогизадавали детям вопросы: в чем особенность пейзажа, на котором разворачиваютсясобытия? Как художник Нестеров передает таинственность и реальность происходящего?Какие черты духовного облика привлекают к преподобному Сергию людей? Какие жизненныеценности утверждает он своим поведением?

Ребята прочлислова Б.Зайцева о святом Сергии: «В нем наши ржи и васильки, березы и зеркальностьвод, ласточки и кресты и несравненное ни с чем благоухание России…?» Сделаливывод — преподобный Сергий олицетворяет собой Россию, ее нравственную силу,духовность. Его примеру следовали подвижники благочестия, выстраивавшие своюжизнь по Заповедям Божиим, видя важность прежде всего, в духовном развитии человека.

Несмотряна то, что мы живем в XXI веке, заповеди Христа являются теми ценностями, по которым люди должны стремиться жить и сейчас. Каждый из нас должен выбрать своюдорогу, стремиться делать добро ближним своим.

Учителя ещераз напомнили школьникам, что в их родном селе Косулино несет служение храмав честь Святых Флора и Лавра. При нем несет служение воскресная школа, дверикоторой открыты для всех желающих.

На урокедети смогли обратиться к разным видам искусства: литературе, живописи, духовноймузыке. Чему же они учат нас, что нам дают? Обогащают наш внутренний мир, учатжить по заповедям Христа, трудиться ради достижения цели, стремиться к идеалу.

Таким образом,литература, живопись, музыка, созданные приблизительно пять столетий назад,не просто являются памятником литературы и искусства — это необходимое звено,которое связывает прошлое с настоящим, та информация, которую посредством памятниковпередают русские люди XII — XVII веков русским людям ХХI века.