Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

 

Верхотурские краеведы собирают материалы о старинном паломническом пути к мощам праведного Симеона

Сотни лет назад паломники, отправляясь к мощам праведного Симеона Верхотурского,шли из Екатеринбурга по тракту, проложенному среди суровых таежных сосен. Нынев границах Верхотурья сохранилась часть того старинного трактового пути.

Онапроходит по улице Малышева, ранее носившей название Богословская, и ведет к Свято-Николаевскому мужскому монастырю. До сего времени улица эта застроенаодно- и двухэтажными домами (конец XIX — начало XX в.)

С плотиныпруда, по которой проходит трактовая дорога, открывается вид на ансамбль Свято-Николаевскогомонастыря (основан в 1604 году) и застройку кремля с изящным силуэтом Троицкогособора. Дорога огибает монастырь, где покоятся мощи праведного Симеона Верхотурского,и далее, пересекая овражистое русло реки Свияги, следует по территории Верхотурскогопосада.

Местные краеведы,собирающие материалы о старинном паломническом пути, заметили, насколько продуманнои своеобразно старинная застройка города связана с его главной дорогой. С берегареки Туры с тремя скалистыми мысами, можно увидеть приречные панорамы старинногогорода, ощутить его красоту во всем многообразии архитектурных ансамблей, приходскиххрамов и окружающих их построек.

Еще в старинуВерхотурье и село Меркушино образовали два своеобразных «полюса» паломническогомаршрута по местам, связанным с житием и памятью праведного Симеона Верхотурского.После того как мощи праведника были обнаружены нетленными в Меркушино, их перенеслив 1704 году в Верхотурский Николаевский монастырь. К началу ХХ века слава о чудотворной святыне распространилась далеко за пределы горнозаводского Урала,и десятки тысяч паломников со всех концов России посещали Верхотурье и Меркушино.

Так оформилсяпаломнический маршрут «Верхотурье — Красногорское -Усть-Салдинское — Меркушино».Именно этим путем Крестным ходом переносили мощи праведного Симеона.

Маршрут паломников,прибывавших на поклонение чудотворным мощам праведного Симеона, соединял Верхотурьес монастырской заимкой Актай, где была возможность найти ночлег.

Из Верхотурьяпо старому Сибирскому тракту паломники шли по старому Сибирскому тракту, проложенномувдоль живописных излучин Туры.

Село Красногорскоерасполагается в месте выхода старого Сибирского тракта на правобережье рекиТуры. Сельская застройка охватывает три разновысоких мыса с крутыми склонами.Паломники спускались по тракту к основанию центрального мыса, затем начиналивзбираться по достаточно крутому склону к Спасской церкви (1810 г.) и одноименнойчасовне (1904 г.). Церковь и часовня располагались в центре села.

Удобным местомдля следующей паломнической остановки была деревня Костылева, упоминаемая в переписи уезда 1624 года. На изгибе дороги с правой стороны была поставленачасовня (конец XIX — начало XX в.).

В конце следующегопешего перехода трактовая дорога пересекала реку Салду вблизи ее устья. Отсюдаоткрывался вид на село Усть-Салдинское с кирпичным храмом в честь Святых АпостоловПетра и Павла (1893 г.).

В границахсела дорога шла по улице, ориентированной на восьмигранную колокольню. У церквидорога поворачивала и, минуя здание земской школы (начало ХХ в.), уходила на восток.

Завершающийучасток паломнического маршрута был самым протяженный. Село Меркушино виднелосьиздалека. (Тракт проходит в двух километрах южнее села). Перед овражистой речкойШайтанкой — притоком реки Туры — к селу отворачивала дорога, подводящая к подвесномупешеходному мосту через реку Туру.

Противоположныйберег с гранитными выходами украшает архитектурный ансамбль. Его ядро образованоМихаило-Архангельским и Свято-Симеоновским храмами. Ансамбль также включаетгалерею, сторожку и ограду (1880-е годы.). В застройке прибрежных улиц выделялиськраснокирпичные корпуса паломнической гостиницы и волостной управы (конец XIX— начало ХХ в.), крупные срубные постройки земской школы и священнические дома.С напольной стороны села — кладбище.

Многие паломники,побывав в Меркушино, на могиле праведного Симеона, посещали и храмы ближайшихдеревень. Далее тракт пересекал деревню Белая Глина и выходил к урочищам БольшаяРагозина и Гора Рагозина, отмечающим местоположение некогда существовавшей деревниРагозиной с небольшой деревянной церковью (конец XIX — начало ХХ в.).

Далее — деревняГолубева со старинными деревянными постройками, село Дерябино, известное с 1680-гогода, с приходским храмом в честь Рождества Христова (1799 г.).

За селомДерябиным старая дорога шла по правой стороне Туры, постепенно углубляясь в лес. Заброшенное село Отрадново, с сохранившимися крестьянскими усадьбами и крупным срубом Преображенской церкви (1894 г.) напоминает о былом преуспеванииего многочисленного населения.

Далее старыйтракт становится все более труднопроходимым и постепенно углубляется в таежныйрайон, с деревнями Чушина и Путимка. В Чушиной на берегу реки — небольшая деревяннаякладбищенская церковь (конец XIX — начало ХХ в.).

За Путимкойстарый сибирский тракт поворачивает от реки Туры к югу и ведет через села ПрокопьевскаяСалда и Пия к Туринску, Ирбиту, Нижнетагильскому заводу.

Село ПрокопьевскаяСалда — в междуречье рек Туры и Тагила. Село известно с 1624 года, а в его центральнойчасти находится одна из самых старых церквей (1727 г.) Верхотурского края.

…Село Пия(1680 г.), окруженное просторами полей, сенокосов и пастбищ, начинает просматриватьсяс дальних подходов. В центральной части села — кирпичный Свято-Николаевскийхрам (1864 г.).

А дальше— урочище Карпова, где некогда стояла деревенька с часовней, построенной в 1885году.

…Так паломникишли и шли по уральской земле. Шли неспешно, любуясь ее красотами, и творя молитвув каждом встречающемся на пути храме.