Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

 

Время мыслить трезво: в Екатеринбурге прошла конференция, посвященная утверждению трезвости

Недавняяистория с повальным отравлением россиян суррогатным алкоголем наделала многошума, заставила задуматься и врачей, и политиков. Благодаря ей в который развсплыла на поверхность извечная российская проблема — пьянство.

Ибо именно привычкапить все, что горит, по-прежнему наносит колоссальный урон как подверженнымей отдельным гражданам, так и стране в целом. Ни для кого не секрет, что в Россииалкоголизм принял размеры национальной катастрофы. Об этом свидетельствует неумолимыйязык цифр: 25 литров употребления 100% спирта в год на душу населения. По даннымМинздрава в России 20 млн. алкоголиков. В 2005 году 36 тысяч человек умерлоот суррогатного алкоголя.

Как боротьсяс этой бедой, что делать? Газеты, телевидение буквально пестрят объявлениями:обещают быструю помощь. И люди идут к таким «помощникам». К сожалению,ни экстрасенсы, ни государственные лечебные заведения, ни даже такие популярныев народе методы, как кодирование, должного эффекта не приносят.

Между тем,двухтысячелетний и весьма успешный опыт борьбы с пьянством есть у православнойцеркви, считающей зависимость от рюмки в первую очередь духовным недугом. Поэтомуи лечить, считают здесь, необходимо не только тело, но и душу — без этого невозможновернуть человека к полноценной жизни.

Вот уже больше10 лет в Екатеринбурге, при соборе Александра Невского, работает общество «Трезвение».Занятия со «страждущими», как их здесь называют, а также с их родственниками,проводит священник Игорь Бачинин. Цель занятий — показать человеку путь исцеленияот недуга, помочь ему понять, что привело его к этой беде и как выйти из нее.Система занятий включает в себя посещение бесед, выполнение домашних заданийи индивидуальных рекомендаций. Можно скептически пожать плечами. Однако, самонаблюдение,осознание и анализ первопричин порока, изменение мыслей, а затем и поведения— это помогает.

Вот некоторыеотзывы: «Эти занятия заставили работать над собой в таком напряжении и темпе, который можно сравнить с работой студентов при защите диплома».«Эти девять занятий помогли мне разобраться в своих мыслях, делах, отношенияхс окружающим миром». «Система ведения дневников дает возможность увидетьсебя со стороны своими же собственными глазами, и это здорово! Не только поступкитвои видны, но и мысли, желания и эта бездна грехов, которые ты раньше не замечал…Работы над собой непочатый край».

Многим запоминаетсяинструкция по разрушению табачной программы, в которой рекомендуется избегатьпривычных действий и восстанавливать негативные ощущения от приема табачногояда. При этом необходимо все ощущения фиксировать в блокнотике. Человек, решающийокончательно избавиться от зависимости, должен много потрудиться над собой,кардинально изменить свое отношение к алкоголю и табаку. А в первую очередь,конечно, к жизни.

За десятилетнююисторию общества православным методам утверждения трезвости обучено более 200групп. Количество желающих посещать курсы растет с каждым годом. В 2004 годуобратилось за помощью 235 человек, в 2006 году курсы бесед проводились четырераза, и на каждом занятии присутствовало от 80 до 145 слушателей. За весь периоддеятельности общества курсы для страждущих закончили около 3000 человек.

Много прошлочерез общество людей с искалеченной судьбой и истерзанной душой. Это — опытреальных личных переживаний и страданий глубоко несчастных, отчаявшихся людей.Но крепкое желание изменить свою жизнь, вера в Бога, Божия благодать и духовныетрадиции русского народа всегда помогали человеку утвердиться в добре. Так было,есть и будет. Практический опыт внутренней жизни, получаемый в Церкви, ничемне заменишь. В этом опыте — существо духовной жизни. На глазах человек обретаетто, что им было утрачено. Восстанавливаются разрушенные семьи, возрождаетсядуховно-нравственная платформа общества. Понятия нравственность, целомудрие,духовность из слов превращаются в реальность. В «Трезвении» помогаюти родственникам «страждущих». Учат жить рядом с зависимым человеком,адаптироваться в непростой ситуации, сохраняя свою жизнь, свое здоровье, оставаясьполноценным человеком, преодолевшим созависимость.

Итак, болезненнаязависимость от табака, алкоголя и других наркотиков непосредственно связанаи является следствием искажения духовной жизни человека. И, конечно, помогатьчеловеку освободиться от пут зависимости, должны врачи и психологи. Однако помощьэта будет эффективна в том случае, если не будет ограничиваться мерами медицинскогохарактера. Нужна консолидация усилий Церкви, государственных структур, властии медицины. Необходимо способствовать развитию деятельности обществ «Трезвости»,шире использовать СМИ в освещении и пропаганде трезвого образа жизни, скорректироватьрекламную политику, активно пропагандирующую алкоголь, табак и другие пагубныепристрастия.

И вот 21–22декабря в Екатеринбурге встретились представители государственной власти, общественныхорганизаций, духовенства (из восьми епархий Русской Православной Церкви), ученые,студенты, работники здравоохранения, культуры, образования для обсуждения, изученияи распространения опыта трезвого и здорового образа жизни в российских национальныхтрадициях на II-й епархиальнойнаучно-практической конференции «Утверждение трезвости в современном обществе».

- Наверное,самым главным итогом прошедшей на Урале конференции, — говорит руководительотдела по связям с общественными организациями Екатеринбургской епархии, руководительекатеринбургского общества «Трезвение» священник Игорь Бачинин, —мне видится то, что она состоялась. Это значит, проблема очень актуальна, востребована.Тема находит живой отклик, люди хотят найти решение тех вопросов, которые поднималаконференция. Причем, если в прошлом году в конференции участвовало около 100человек, то в этом году только зарегистрировалось 400. Значит, дело нужное.Конференция значилась епархиальной, но поскольку помимо нас в церкви мало ктоцеленаправленно занимается подобной проблематикой, к нам приехало много людейи из других епархий. В церковной среде опыта, подобного наработанному у нас,больше нет нигде.

Везде делаетсяпо-другому. У нас были гости из Читинской епархии, Ханты-Мансийского АО, Улан-Удэ,Тюмени, Кургана, Омска, Новосибирского округа, из Тверской епархии, из Санкт-Петербурга.Помимо того, что проблема актуальна, положительным моментом стал также и живойотклик от светских властей: одиннадцать муниципальных образований изъявили желаниеучаствовать в конференции. Заявлялись даже четыре мэра, хотя приехала в итогеглава Кушвы Галина Никитина.

У нас достаточныйопыт, и радеем не только мы одни, людям есть чем друг с другом поделиться. Этоглавный позитивный момент. В процессе подготовки конференции я встречался с представителями администрации Губернатора, найдя в этой среде поддержку нашимидеям. На конференции с приветственным словом выступил заместитель председателяправительства Свердловской области Владимир Власов. Там готовы к сотрудничеству,ибо действительно проблема общая, и решать ее нужно всем миром. Еще одним важнымрешением конференции стало решении о необходимости создать Попечительство о народной трезвости — как общественную форму объединения усилий светских, церковныхдеятелей, организаций, радеющих о трезвости. Видится, что такое Попечительствомогло бы координировать усилия и действия, предпринимаемые в церковной и светскойсреде, чтобы эта инициатива получила объединяющее начало. Второе, нужно не толькопомогать страждущим людям, но и обязательно решать проблему профилактики зависимостей.И решать на традиционных для России духовно-нравственных ценностях.

У нас естьопыт Соревнования классов, свободных от курения. Соревновались 7, 8 и 9-е классы.Заявок в этом году на 25% больше, чем в прошлом.

Причем мывынуждены были отказать людям из области, скажем, Алапаевску: слишком далекоездить. С другой стороны, Попечительство о народной трезвости могло бы со следующегоучебного года взять на себя инициативу и организовать подобное соревнованиене только по Екатеринбургу, но и по Свердловской области.

- Некоторыеспрашивают, если в церкви накоплен 2000-летний опыт борения со страстями, почемуу нас такое запущенное положение с пьянством?

Да потому,что положение сложилось не сейчас. Человек не рождается пьяницей, а становится.И, во многом, именно под действием внешней среды. А у нас эта среда, в первуюочередь, информационная, реклама, доступность алкоголя, активно этому способствуют.Приводились такие примеры в рамках конференции: даже за границей в настоящеевремя 41 государство (в основном это мусульманские страны) живут в условияхпринудительной трезвости. О чем это говорит? О том, что у них алкоголь считаетсянаркотическим веществом, и все существующие международные акты преследованиянаркотиков распространяются на алкоголь и табак.

Мы видим,что в таких условиях не рождаются дебильные дети, гораздо меньше дорожно-транспортныхпроисшествий, разрушенных семей. Нет брошенных детей.

Недавно в нашем Горном университете проходила встреча представителей традиционных религиозныхконфессий, проживающих в Свердловской области. Выяснилось, что, пусть мы отличаемсяв духовной практике, в традициях и обрядах, но в нравственных ценностях мы другс другом схожи. И никто не будет спорить, что отношение к спиртному в данномслучае заимствовано из тех нравственных норм, которые лежат в основании жизни,духовных традициях народа. То же касается отношения к старшим. И у нас естьзаповедь: «чти отца своего и мать свою, да благо тебе будет, долго будешьжить на земле». Ни одна религиозная конфессия не говорит о пользе употребленияспиртного. В мусульманстве оно вообще запрещается Кораном. У нас приезжал отецОлег из Бурятии, Улан-Удэ. У них традиционной религией является буддизм. И по традициям буддизма до 40 лет человеку вообще запрещалось употреблять спиртное.Мусульмане тщательно сохраняли и культивировали свои религиозно-нравственныетрадиции — отсюда и современные нормы жизни. Возможно, мы этого недооценивали,а традиции — это форма выживания человека в этом мире. И именно наш уход от традиций принес нам такие результаты. В той же Швеции пиво продается за городом,и время торговли пивного ларька — три часа в сутки. В Америке за распитие пиваиз банки на улице налагается огромный штраф. А у нас совершенно другая ситуация.Таким образом, у так называемых «цивилизованных стран» есть достаточныйопыт по решению проблемы. Нам явно стоит его использовать. Для решения этихзадач нам и надо объединиться. Я думаю, Попечительство как раз и ставит перед собой задачу объединить те инициативы, которые уже существуют в настоящее времяи расширить позитивный опыт для муниципальных образований, для тех форм общественнойжизни, которые понимают необходимость трезвости. С моей точки зрения задачастоит так.

Какую реальнуюформу приобретет эта инициатива — жизнь покажет.

Да, нужнокак-то влиять на законодателей. И может быть, должна быть общественная сила,которая должна инициировать общественную инициативу. И Попечительство как размогло бы стать той общественной силой, где сконцентрировалась бы общественнаяволя к отрезвлению нашего народа.

Юлия Гольденберг