Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

 

Слово Высокопреосвященнейшего Викентия, архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского, к участникам конференции «Радость родительства»

Екатеринбург, 17 января, «Информационное агентство Екатеринбургскойепархии».

Уважаемые господа! Дорогие братья и сестры!

Мы должнысо всей серьезностью задуматься, когда начинается настоящая, крепкая, счастливаясемья.

Есть, на мой взгляд, отличная притча о матери, которая спросила священникао том, когда начать воспитывать ребенка. На его вопрос о том, сколько временипрошло после рождения ребенка, мать ответила: «Два месяца». И священниксказал ей: «Ты уже опоздала на два месяца…."

Это хорошая,нравоучительная притча. Но сегодня мы знаем, и научные исследования подтверждаютэто знание, но характер ребенка, его отношение к родителям, к окружающим, начинаетформироваться даже до рождения. Еще во чреве матери дитя чувствует насколькооно желанно, насколько его любят и ждут. И в этой атмосфере любви закладываетсяоснова счастливой семьи будущего, еще не родившегося человека!

Научить детейлюбви родители могут лишь тогда, когда они сами в браке умели любить. Дать детямсчастье родители могут лишь постольку, поскольку они сами нашли счастье в браке.Семья, внутренне спаянная любовью и счастьем, есть школа душевного здоровья,уравновешенного характера, творческой предприимчивости. В просторе народнойжизни, в традиции народного устного творчества, она подобна прекрасно распустившемусяцветку. Его Святейшество, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексийтак говорит об этом: «Христианский брак является благодатным и освященнымЦерковью союзом двух любящих сердец; он устрояется на крепком основании веры,взаимной верности и ответственности супругов. В то же самое время брачный союзмужчины и женщины, совместно растящих и воспитывающих своих детей, являетсяформой общественного служения, основой развития и благополучия государства."

Однако, что мы ныне видим вокруг? Скажу об этом так же словами Его Святейшества: «К сожалению, в современной жизни нашей страны идеалы святости семейной жизни,чистоты отношений между мужчиной и женщиной во многом утрачены. Мы все чащеслышим о разрушении традиционного уклада жизни. «Осквернение душ, превращениеполов, бесчиние браков, прелюбодеяние и распутство» (Прем. 14, 26), торжествующийкульт потребления и отказ от духовно-культурных ценностей, которыми жила Россияна протяжении веков, — все это создает неблагоприятные условия для сохранениябрака и семьи как основы духовно сильного, нравственно здорового и экономическисильного общества.

В сложившейсяситуации чрезвычайно важными являются все те добрые усилия, которые направленына возвращение семье ее высокой социальной роли, на созидание благоговейногои бережного отношения к таинству брака и семьи."

Полагаю,что наша сегодняшняя конференция, на труды и усилия которой я призываю БлагословениеБожие, послужит этой благой цели, поиску путей соработничества всех людей добройволи, соработничества государства, Церкви и общества ради укрепления семьи.

Как можеммы переломить, изменить сложившуюся ситуацию? «Две цели, для которых установленбрак, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — чтобы мы жили целомудренно, и чтобыделались отцами, но главнейшая из этих двух целей — целомудрие». Это высказываниев современных людей может вызвать недоумение. В узком смысле понятие целомудрияопирается на заповедь «Не прелюбодействуй» и означает сохранение невинностидо брака. Бесспорно, это очень важно. Однако, надо учитывать и то, что в широкомсмысле целомудрие, как строгая нравственность, чистота, связано в православиис некоторым духовным даром. Вспоминим молитву преподобного Ефрема Сирина, котораязвучит во дни Великого поста: «Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпенияи любви даруй ми, рабу Твоему».

То есть в даре целомудрия раскрывается и расцветает любовь Божия к человеку, семье даруетсялюбовь и силы на воспитание детей. В апостольских писаниях и в писаниях святыхОтцов под целомудрием подразумевается чаще всего чистота от всякой плотскойгреховной скверны, а также здравие ума и души. Первоначально значение этогослова было: благоразумие (2 Мак. 4, 37; Деян. 26, 25; 1 Пет. 4, 7), здравомыслие,здравомудрие, премудрость в жизни и слове. Целомудрие является источником внутреннейспокойной непреходящей радости и мира. «Целомудрие, — говорит преподобныйИоанн Лествичник, — есть всеобъемлющее название всех добродетелей».

Потому не оправдание распущенности и разврата под видом так называемого полового воспитания,а воспитание целомудрия должно стать задачей каждой семьи, школы, высших учебныхзаведений. В этом мы можем и должны опираться на опыт Соединенных Штатов Америки.Это государство, которое в полной мере испытало все последствия всевозможной«свободы», в том и числе и от заповедей Господних. И какой вывод сделалигосударственные мужи, обеспокоенные телесным и духовным здравием своих соотечественников?

22 августа1996 года президент США Билл Клинтон подписал закон, согласно которому былавведена в действие программа с весьма характерным названием — «Обучениевоздержанию». На ее реализацию в 1998–2002 годах из государственного бюджетавыделены огромные средства — по 50 миллионов долларов ежегодно. Деньги распределяетБюро здоровья матери и ребенка по заявкам штатов. На каждые 4 доллара, поступившихот Федерального правительства, штаты дополнительно выделяют 3 доллара.

Данная образовательнаяпрограмма призвана раскрыть положительные социально-психологические и связанныесо здоровьем стороны жизни, которые можно реализовать благодаря половому воздержанию.Главная задача — донести до подростков мысль о том, что воздержание само по себе безвредно и полезно. А в социальном плане это наиболее надежный способизбежать возможных венерических болезней и СПИДа, нежелательной беременности,аборта и рождения внебрачного ребенка.

Поистинереволюционный размах приняла в Америке и борьба с абортами. Департамент здравоохраненияи социальной помощи США выделил премии для тех штатов, где количество абортовниже показателей 1995 года: пять — по 20 миллионов долларов — штатам с наименьшимипоказателями родов вне брака и премию в 25 миллионов долларов — штату с самымнизким числом родов вне брака.

В ноябре2003 года Конгресс США официально запретил прерывание беременности сроком более12 недель. Позднее этого срока делать аборт воспрещается даже по медицинскимпоказаниям. Женщина обязана доносить плод, желает она того или нет, — иначеона будет привлечена к уголовной ответственности за убийство! Более того, в случае осложнений врачам предписывается: прежде всего — спасать плод, причемнезависимо от степени его жизнеспособности. Во вторую очередь медики должныбороться за жизнь матери. Выступая по национальному телевидению 6 ноября 2003года, президент Джордж Буш приветствовал эти строгие, но справедливые меры.По его словам, он рад, что Конгресс наконец-то обратил внимание на проблему,которая в течение долгих лет не имела удовлетворительного решения. «Когдаплод находится в нескольких сантиметрах от жизни, уничтожать его преступно».

И мы можемвидеть итоги этих усилий. В России из четырех зарожденных жизней три прерываютсяабортами. В США наоборот: прерывается одна, рождаются трое детей.

Надеюсь,что на данной конференции будут приведены более свежие данные и это международныйопыт найдет более полное раскрытие в других выступлениях.

По моемуглубокому убеждению, не надо ждать, пока соответствующие решения и программыбудут приняты на общероссийском уровне. Уже сегодня мы с радостью видим на улицахЕкатеринбурга социальную рекламу, пропагандирующую счастье многодетных семей.На областном уровне принято решение об учреждении знака отличия «Материнскаядоблесть». Но чтобы эти и другие меры были максимально эффективным нам,на нашем, местном уровне надо предпринимать усилия по подготовке молодого поколенияк семейной, нравственной жизни, к сохранению невинности до брака и к целомудреннойверности друг другу супругов в браке. Ведь по слову святителя Иоанна Златоуста,архиепископа Константинопольского: «Если кто научится целомудрию, то женусвою будет считать милее всех, станет смотреть на нее с великою любовью и иметьс нею большое согласие, а с миром и согласием войдут в тот дом все блага.»Приведу так же и слова святого преподобного Ефрема Сирина: «Целомудриесостоит не в том только, чтобы воздерживаться от блуда и от плотских удовольствий,но чтобы свободным быть и от прочих страстей. Истинно целомудрен, кто не телотолько хранит от блуда, но и каждый член-телесный, когда, например, глаза и язык соблюдают целомудрие, каждый в собственной его деятельности, и во внутреннемчеловеке душевные помышления не входят в сочетание с порочными помыслами.»А апостол Павел напоминает нам: «Не знаете ли, что тела ваши суть храмживущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо выкуплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших,которые суть Божии.» (1Кор.6, 19–20) «Разве не знаете, что вы храмБожий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог:ибо храм Божий свят; а этот храм — вы.» (1Кор.3:16–17)

Все мы должныпонять, что решающую роль в построении семьи играет именно духовно-нравственноеначало. Если мы хотим сохранить наш народ от вымирания, необходимо неотлагательнопрививать подрастающему поколению Евангельские основы жизни, и православноепонимание предназначения человека. Ибо, как говорит пророк: «Если кто любитправедность, — плоды ее суть добродетели: она научает целомудрию и рассудительности,справедливости и мужеству, полезнее которых ничего нет для людей в жизни.»(Прем.Сол.8, 7)

Мы должныдонести до сознания нашей молодежи красоту целомудрия и святость таинства Брака,полагающего основание домашней Церкви, научить духовным законам созидания семьии воспитания детей. Надо, чтобы российская семья снова стала домашней Церковью,как это было на Руси прежде, чтобы она служила спасению всех ее членов и христианскомувоспитанию детей. О такой семье очень хорошо сказал святитель Иоанн Златоуст,архиепископ Константинопольский, которого мы уже упоминали сегодня: «Бракесть пристань целомудрия для желающих хорошо пользоваться им, не позволяя неистовствоватьприроде. Истинное богатство и самое великое счастье в том, когда муж и женане разногласят между собою, соединены друг с другом, как едина плоть. … Такиесупруги, хотя бы и жили бедно и были незнатны, могут быть всех счастливее, потомучто они наслаждаются истинным счастьем и живут во всегдашнем спокойствии …Живущих в таком союзе супружества ничто в настоящей жизни не может слишком опечалить;ничто не может нарушить их мирного счастья, потому что где между мужем и женоюгосподствуют единодушие, мир и союз любви, там отсекаются все блага, и супругибывают безопасны от всяких злых наветов, ограждены как бы великою стеною единодушиемо Господе. Это умножает их богатство и всякое обилие; это возводит их на высшуюстепень доброй славы; это и от Бога привлекает на них великое благоволение.…Будем ценить выше всего единодушие и все будем делать так и направлять тому,чтобы в супружестве постоянно сохранялись мир и тишина. Тогда и дети будут подражатьдобродетели родителей и по всему дому будет процветать добродетель, и во всехделах будет благопоспешение."

Наша молодежьдолжна знать примеры достижения святости через подвиг семейной жизни. Житиясвятых князя Петра и княгини Февронии, Муровских Чудотворцев, преподобных Кириллаи Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского, преподобных Сергия и Варвары,родителей преподобного Александра Свирского, святых Царственных Страстотерпцевдают уму и сердцу много полезного и наставительного в созидании собственнойжизни.

Чтобы не погибла Россия, все мы, дорогие братья сестры, должны подъять подвиг духовногопреображения, вернуть в жизнь народа традиционное мировоззрение, основанноена Православии, обращая главное внимание на воспитание молодого поколения. Мыготовы к сотрудничеству с системой образования, медициной, общественными организациями— пусть забота о будущем нашей Родины станет основным содержанием нашего соработничества.Если мы самоотверженно приступим к этому деланию, Бог не оставит наш народ.Он даст России новое возрождение и умножит ее народ, если этот народ снова,как и многие века, станет народом Божиим — хранителем Православия, будет следоватьзаповеди чадородия, данной нам Творцом. Ибо как подчеркивает апостол Павел,жена, а стало быть и муж состоящей с ней в единстве Брака «спасется черезчадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием.» (1Тим.2,15)