Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
2–3 мая в екатеринбургском Храме-на-Крови проходит совещание руководителейдуховных учебных заведений Русской Православной Церкви. В совещании принимаютучастие Архипастыри Русской Православной Церкви и представители нескольких десятковсеминарий и духовных училищ России, а также некоторых учебных заведений ближнегозарубежья.
Программасовещания предусматривает обсуждение проекта образовательного стандарта для духовных семинарий, которые имеют статус высших духовных заведений, и вопросовсовершенствования и повышения качество уровня духовного образования.
В советскиегоды Церковь не имела возможности заниматься присущими ей делами в социальномслужении, образовании, воспитании. В современной России перед Церковью всталвопрос — каким быть духовному пастырю в наше время? Он сегодня должен не толькоуметь отслужить литургию, выполнить ту или иную церковную требу. Он выходитв мир, за стены храма. Идет в школу к детям, идет в больницы к пациентам, идетв места заключения к людям, преступившим закон, идет и к наркоманам, потерявшимоблик человеческий… И всюду он должен уметь найти нужное слово, ключ к душекаждого. А значит, кто-то должен его этому научить.
Идет процесспереосмысления всего многовекового опыта духовного образования с учетом современныхусловий и требований. Сегодня мы живем уже совсем в иной стране, многое изменилось.Это не может не влиять и на такую часть церковной жизни, как образование.
И не случайносовещание пастырей Церкви, посвященное проблемам повышения качества духовногообразования, состоялось в екатеринбургском Храме-на-Крови.
И началосьоно с общего молебна на начало благого дела. Молебен состоялся в нижнем приделеХрама-на-Крови, у «расстрельной комнаты» — где находился подвал Ипатьевскогодома.
Здесь, гдеубийством Царской Семьи прервалась связь времен, связь поколений россиян, векамиисповедовавших веру Отеческую. Здесь эта связь восстанавливается, возрождается.И кому, как не настоящим и будущим пастырям, возрождать ее.
После молебна,перед началом первого заседания, архиепископ Екатеринбургский и ВерхотурскийВикентий провел для гостей Екатеринбургской епархии краткую экскурсию по Храму-на-Крови.Священнослужители поклонились иконе Божией Матери «Троеручица», принадлежавшейЦарской Семье, и раке от мощей святого преподобного Серафима Саровского.
…Реформадуховного образования является одним из важных направлений деятельности РусскойПравославной Церкви в настоящее время. Особенностью реформы является ее последовательностьи открытость. К участию в разработке всего объема документов и нормативных актовреформенного процесса привлекаются специалисты из центральных и региональныхдуховных учебных заведений, а также консультанты из светской высшей школы.
Служениебудущего пастыря будет проходить в современном мире с его публичностью, активнымобщением, диалогом культур и традиций. Для того, чтобы выпускники духовных школбыли готовы действовать в таком обществе, необходимо привносить в систему церковногообразования то лучшее, что накоплено в опыте государственной высшей школы. Но при необходимом сближении духовного образования со светским важно сохранитьте ценности, которые накоплены в духовном образовании.
Особое вниманиев процессе разработки нового образовательного стандарта духовных учебных заведенийбыло уделено объему и месту гуманитарных предметов в образовательном процессе.Был учтен дореволюционный опыт реформ духовного образования. Главной целью совместнойработы церковных ученых и педагогов-методистов стала разработка такого образовательногостандарта, который позволит Церкви за пять лет подготовить образованного и вместес тем укорененного в православной традиции кандидата к принятию священного сана.
В 2006-мгоду образовательный стандарт духовных учебных заведений был принят в качествеосновы Священным Синодом Русской Православной Церкви. Одна из задач нынешнегоректорского совещания — доработка этого документа, обсуждение проекта «Концепциидуховного образования Русской Православной Церкви».
По словамвикария Московской епархии, ректора Московских Духовных Академии и Семинарии,председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви архиепископа ВерейскогоЕвгения, ныне образовательные церковные структуры созданы и осуществляют своюдеятельность на всех уровнях — от подготовительного класса церковно-приходскойшколы до богословского университета и духовной академии. Задача повышения качестваобразования, качества подготовки преподавателей — также на всех уровнях — однаиз важнейших.
Также в ходеректорского совещания будут решаться вопросы правил приема в духовные учебныезаведения на 2007 год; порядка лицензирования духовных учебных заведений и правилвнутреннего распорядка в них.