Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

 

В екатеринбургском фотографическом музее отпраздновали 150-летие со дня рождения известного фотографа Вениамина Метенкова

Исполнилось 150 лет со дня рождения екатеринбургского фотографа конца XIX — начала XX вв.

ВениаминаЛеонтьевича Метенкова. Фотографический музей «Дом Метенкова» приурочилк этой круглой дате большой фотографический проект — III Екатеринбургский открытыйфотофестиваль «Екатеринбург. Новый век».

Идея проекта— связать «времен невидимую нить», объединить в стенах музея разныепоколения людей, прошлое и настоящее фотографии, и более широко — вчерашнийи сегодняшний день Екатеринбурга, а через него — и России.

Историческаячасть проекта представлена выставкой ферротипий из коллекции известных московскихсобирателей старины. Ферротипия — необычный способ изготовления фотографии на металле, изобретенный в 1856 году. Ферротипия уникальна, поскольку ее технологияне предполагает тираж. Каждый портрет неповторим и существует в единственномэкземпляре. На маленьких по размеру и малоконтрастных на наш сегодняшний вкусфотографиях нет изысканности художественных произведений или громких историческихсобытий.

…ВениаминЛеонтьевич Метенков (1857–1933) оставил нам удивительный по полноте и разнообразиюфотографический портрет Екатеринбурга и Урала конца XIX — начала XX века. Метенковвошёл в российскую историю как фотолетописец Урала, оставивший после себя огромнуюколлекцию фотоснимков. Особое место в его наследии занимают виды старого Екатеринбурга.Уже с первых лет своей фотографической практики В.Л. Метенков, кроме портретнойсъемки, делает фотографии городов, заводов и сел Урала. Именно за них он былотмечен серебряной медалью на Сибирско-Уральской промышленной выставке 1887года в Екатеринбурге. На Всероссийской выставке «К 50-летию изобретениясветописи» в Москве и на Всемирной фотографический выставке в Париже 1889года он был удостоен золотых наград.

За свою активнуюдеятельность В.Л. Метенков был принят в действительные члены Русского ТехническогоОбщества и Уральского Общества Любителей Естествознания (УОЛЕ). Был он и однимиз первых «киношников» на Урале.

На фотоснимкахмастер запечатлел стоящий на главной городской площади Богоявленский Кафедральныйсобор и толпы людей у входа в него, Екатерининский собор, храмы Большой и МалыйЗлатоуст, панораму Ново-Тихвинского монастыря конца XIX века. Молебен в честьзакладки нового дома на екатеринбургской улице. Панорама празднования Масленицы:на городском пруду выстроены две огромные горки. С них вовсю идет катание, народвеселится.

Творческоенаследие мастера насчитывает много панорамных фотоснимков екатеринбургских улиц— Главного проспекта, Успенской улицы, Тарасовской набережной. Почти на каждомфотоснимке, вблизи или вдали светится маковка храма. В начале 1917 года в Екатеринбургскойепархии насчитывалось 504 прихода.

Достойнымпродолжением дела Вениамина Метенкова стал собирательный портрет современногоЕкатеринбурга, созданный объединенными усилиями екатеринбургских фотографов.В конкурсе «Екатеринбург. Новый век» приняли участие 123 автора (более1500 снимков).

Каким жевидят Екатеринбург его жители, в каких визуальных образах запечатлена столицаУрала в сознании горожан? Это очень разный, резких контрастов город. Современностьвоспринимается как остановка в пути между прошлым и будущим, ностальгией и мечтой.Старый Екатеринбург как призрачный город проявляется в отражениях луж и зеркальныхстен новостроек. Если же говорить о символах города, то все рекорды «побил»Храм-на-Крови — трагическая кончина Царственных Страстотерпцев остается в восприятиигорожан наиболее значимым событием в истории Екатеринбурга.