Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Олег Паршуков, член Союза архитекторов России
– Градостроительный совет совместно с Екатеринбургской епархией выполнил следующие работы. Проведена работа по обработке архивных данных – были использованы архивы Архитектурной академии, Государственного архива Свердловской области, архивы Екатеринбургской епархии. Направлены запросы в Российский государственный исторический архив. Проведена работа по установлению исторического облика XIX века, использованы сохранившиеся планы, фасады, фотографии. Проведены общие предпроектные работы в случае восприятия площади в районе между улицей Пушкина, проспектом Ленина и улицей Горького, а также с высоты птичьего полета посредством вертолета по границам реки Исеть.
Проведены технические совещания по ходу проектных работ. Сегодня Екатеринбургская епархия предоставляет вам на рассмотрение предложения по воссозданию одной из самых значимых святынь Екатеринбурга – Екатерининского собора.
Ваше Преосвященство, уважаемые члены градостроительного совета, уважаемые гости!
Вы уже услышали рассказ об истории Екатерининского храма. Я начну с описания наших проектов и предложений. Собор предлагается воссоздать в том же виде, в каком он был на момент разрушения в 1930 году, со всеми пристройками, со всеми изменениями, которые произошли за историю его существования. Таким образом мы создаем градостроительный ансамбль восточного берега реки Исети. Это дом Севастьянова, горная аптека и Екатерининский собор, а дальше восстанавливаем градостроительную схему старого центра города Екатеринбурга. Это осевая схема, где в направлении «юг–север» – река Исеть, в направлении «запад–восток» – Главный проспект, зафиксированный двумя площадями – Кафедральной и Екатерининской. После воссоздания Екатерининского собора мы будем иметь две фиксирующие доминанты. Это выполняющая ныне роль доминанты городская ратуша с запада и Екатерининской собор с востока.
Что касаемо самого здания собора. Он воссоздается в том же виде по архивным материалам с небольшими изменениями цокольного этажа. Так как в процессе выравнивания отметок и уклонов Главного проспекта регламеровочные отметки в этой части были понижены до полутора метров. Поэтому цоколь будет несколько увеличен, выровнена будет сама площадь с поднятием отметок до исторических.
Мы расположение храма немного смещаем, и у нас южный придел попадает на старый северный, то есть мы частично попадаем на фундаменты, на историческое место.
Всеволод Слукин, профессор Уральской архитектурно-художественной академии
– Мы сейчас попали в трудное положение, которое длилось не один десяток лет. Взорвали храм варвары, а мы должны сейчас с вами решать вопрос: восстанавливать или нет. Давайте мы так подойдем к этому вопросу: почему это было взорвано, и кто виноват?
Я понимаю, время прошло, и обсуждать это сейчас нет резона. Но есть резон восстановить то, что было сделано страшно просто. Поэтому я, например, и мои коллеги тоже все-таки за то, чтобы восстановить этот храм. Храм замечательный, он имеет очень интересную историю. Вы знаете, что там хранились все боевые реликвии наших екатеринбургских полков, которые воевали во многих сражениях. Это было место, где хранились реликвии церковные. И это был единственный такой храм в городе. Почему? Да потому что он был горный, вознесен в мире как горный Екатерининский храм. Потому что у нас с вами, кроме горного, целые века ничего не было. И как назвали его, это для нас очень значимо. Поэтому сейчас надо просто решить, чтобы этот храм восстановить. Конечно, надо деньги доставать, это понятно, на это уйдет немало времени, но это надо сделать.
Мы восстанавливаем сейчас Большой Златоуст, это же великолепно. А этот храм – это вторая доминанта из трех, которые образовывали центр старого Екатеринбурга. Я понимаю, как сейчас в этих небоскребах мы начинаем теряться уже, но три старые доминанты все равно организуют пространство, если они будут. Это я говорю уже о том, чтобы и на площади у нас когда-нибудь храм тоже был восстановлен.
Что мне еще хотелось сказать... Не знаю, помнит ли кто-то, но на этом месте был другой фонтан. Вы знаете, что камень – это такой материал, что если его смочить водой, он будет совсем по-другому выглядеть. И вот этот фонтан выглядел таким образом: вокруг него сидит молодежь и пьет пиво – вот вам и место отдыха.
Надо восстанавливать храм.
Григорий Мазаев, бывший главный архитектор Свердловской области
– Люди, которые поставили свои подписи под письмом, когда они протестовали против утраты исторического облика центра города Екатеринбурга, сегодня пишут, что они возражают против исторического восстановления города. Поэтому я вообще сейчас уже не понимаю, чего хотят уважаемые деятели искусства, подписавшие это письмо. С моей точки зрения, это уже полный театр абсурда.
С точки зрения градостроительства, речь идет о восстановлении градостроительной справедливости и больше ни о чем. Что такое уральский город? Речка, поперек плотина, через плотину улица. Неслучайно она называлась Главный проспект, потому что это была единственная улица, связывающая левый и правый берег и две площади – площадь левого берега и площадь правого берега.
Для чего эти площади делались? Для того чтобы на них поставить церковь. Никакого другого предназначения им не было, они были общественными зонами: там была церковь, торговля, общение, там люди встречались, веселились, справляли праздники и так далее. Это было утрачено в 30-е годы. О чем сегодня с градостроительной точки зрения идет речь? О том, чтобы восстановить эту градостроительную доминанту, которая была утрачена.
Не случайно задается вопрос о старой площади. Но, мне кажется, сейчас этот вопрос преждевременный, тем более что архитектор Голубев, который построил здание, в котором мы находимся, с моей точки зрения, сделал совершенно гениальный шаг. Он зачем здесь построил башню со шпилем? Он восстановил ту утраченную строительную доминанту, которая была в виде собора. И сегодня эта доминанта в градостроительном плане существует. Поэтому восстановление градостроительной исторической справедливости есть восстановление этого храма – храма Святой Великомученицы Екатерины.
Сергей Голынец, академик Российской академии художеств, заведующий кафедрой истории искусств Уральского госуниверситета
– Считаю, что храм Святой Екатерины восстанавливать нужно по всем причинам. Одна, может быть, не самая главная – не дай Бог, там что-нибудь другое построят. Но это, конечно, не самая главная причина. Это – исторический памятник, памятник духовный. С точки зрения художественной, больше всего мне нравится предложение Александра Васильевича Долгова: нужно подумать, восстанавливать ли этот памятник так, как он сложился в XIX веке, когда был нарушен первоначальный барочный замысел. Вот об этом надо подумать. Очень толково выступил в заключение главный архитектор города, сказав, что все это пространство должно быть более четко продумано. Храм как символ и православной религии, и города, никак не противоречит тому, что там будет гулять молодежь. Она будет, может, более сдержанно гулять на этом месте. Но в то же время занимать площадь еще какими-то дополнительными епархиальными постройками неразумно. Это вот как раз не будет способствовать воспитанию молодежи. Еще хотелось бы поддержать выступление начальника Управления культуры Татьяны Львовны Ярошевской, прошлой моей студентки, о том, что епархия должна предоставить какой-то общий проект восстановления храмов. Я, например, все-таки жду восстановления и кафедрального собора, хотя я прекрасно понимаю, что это нелегкий вопрос. Я похвалил главного архитектора за его выступление, но зря он несколько раз говорил о том, что здесь мы решаем профессиональные вопросы. Во-первых, профессиональные вопросы нужно решать «после», а не «до» вопросов социальных, идеологических вопросов. А идеологический вопрос меня раздражает, весь этот разговор – «храм на проспекте Ленина» это кощунственно. Как и само сочетание слов «Екатеринбург» и «проспект Ленина». Свердловск и проспект Ленина – это да. Не говоря уже о том, что город имеет одно название, а область – другое; это уже не кощунство, это просто глупость. И хорошо, что новый губернатор обратил внимание на этот вопрос.
Александр Мишарин, губернатор Свердловской области
–Я считаю, что всё историческое должно быть восстановлено. Город, как известно, начинался с плотины и храма. Плотина осталась, храма нет. Поэтому, конечно, я не возражаю, если храм будет возрожден и построен. Такое решение принято. Наверное, когда-нибудь и на площади 1905 года будет храм, но только когда подойдет время - всё это стоит денег.
Анатолий Иванов, член Общественной палаты Свердловской области
– Я хоть и язычник, но за восстановление храма. Также нужно восстановить историческую топонимику. А то получается, что Храм-на-Крови стоит на улице Карла Либкнехта. Мы готовы помочь, чем можем.
(По материалам екатеринбургских СМИ)