
Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Уже четверть века минула, как наша Церковь канонизировала Царственных Страстотерпцев – Императора Николая и его семью, зверски, чудовищно убитых в Ипатьевском доме в Екатеринбурге. Мы видим, что с каждым годом почитание Царственных Страстотерпцев растет. На крестный ход в день памяти святых мучеников собирается до 40 000 богомольцев, и число почитателей растет. Причем это почитание растет стихийно, и началось оно не с официального указа Церкви, предписывающего почитать Царскую Семью. Началось это без всякой указки, еще задолго до их канонизации.
Надо сказать, что до сих пор почитание Царской Семьи вызывает множество споров не только внутри Церкви, но и в разговоре со светскими людьми. Но есть проблема, которая касается людей внутри Церкви. Время от времени приходится слышать голоса (даже священников), которые говорят, что не готовы почитать Царскую Семью, что много соблазнительных фактов в биографии Императора и Императрицы отталкивают от почитания Святых Страстотерпцев. Они считают, что эта канонизация незаконна, неправильна, и ставят вопрос о том, что никто не обязывает православного человека непременно почитать Царскую Семью.
С одной стороны, они правы. Есть ли соблазнительные моменты в биографии Императора? Всегда ли он был на высоте своего императорского служения? Хорошо ли он управлял страной? Не был ли он причиной тех бедствий, которые впоследствии обрушились на Россию? Можно приводить аргументы и за, и против. Это бесконечный спор, потому что он касается исторической личности. И здесь свое слово должны сказать (и говорят) настоящие исследователи, то есть те люди, которые работают с источниками, обладают хорошим навыком работы с литературой, с историческим, научным методом. Таких людей, надо сказать, немного. Их точку зрения я даже не берусь обсуждать, потому что это вопрос специалистов.
Но когда люди, которые не читали источники, не работают с ними, сформировали свою точку зрения относительно Царской Семьи, насмотревшись популярных роликов, фильмов, наслушавшись реплик известных журналистов, блогеров, популяризаторов науки, и на основании этого говорят о том, что Царственных Страстотерпцев почитать нельзя, то здесь возникает серьезный вопрос. Люди, не являющиеся специалистами-историками, стоят на очень зыбкой почве. И на аргумент против почитания Царственных Страстотерпцев всегда можно найти аргумент за их почитание.
Но суть даже не в этом, а в понимании того, что такое канонизация святых. Люди, оспаривающие почитание Царственных Страстотерпцев, указывают на то, что в Церкви есть опыт ошибочной канонизации и даже деканонизации, когда те или иные святые были причислены к лику святых по ошибке. Таких случаев немного, но они все же есть.
Был даже эпизод, когда к лику святых причислили живого человека. Например, Русская Православная Церковь Заграницей в свое время причислила к лику исповедников священника Александра Макова, который жил недалеко от Гомеля в Черниговской области. Это был один из самых первых катакомбных священников, который перешел на нелегальное положение и продолжал свое служение. Когда в 1981 году его канонизировали, считали, что он уже давно умер. О его подвигах в 1920–1930-е годы было известно, но считалось, что он умер в лагерях. А оказывается, он прожил больше 100 лет и умер только в 1985 году, в возрасте 104 лет. Он продолжал жить еще четыре года после своей канонизации. Ошибка. Такое бывает.
Кроме всего прочего, мы должны указать на особенность канонизации. Суть канонизации и прославления человека как святого заключается не в том, что все, что он делал в жизни, автоматически подверстывается под какой-то житийный канон, превращается в агиографическое золото. Это не так.
Например, святитель Лука (Войно-Ясенецкий) был известным хирургом, опытным врачом, который помимо духовных произведений написал книгу «Очерки гнойной хирургии». Эта книга получила Сталинскую премию. Святой ли святитель Лука (Войно-Ясенецкий)? Да. Книга «Очерки гнойной хирургии», которую он написал, относится к творениям святых отцов? Должны ли мы в Собрание сочинений святого отца поместить «Очерки гнойной хирургии» и сказать, что в этой книге абсолютно все безошибочно и наука будущего не должна ставить под сомнение то, что написано в этом учебнике? Нет, потому что это его светский труд.
Прославили святителя Луку как святителя, как пастыря. Никто при канонизации святителя Луки не говорит о том, что он был безошибочным хирургом, что он не совершал ошибок как врач, управляя земской больницей или будучи преподавателем в университете. Мы прославляем его как святителя, чудотворца, как сосуд благодати Духа Святого.
Точно так же мы прославляем князей Бориса и Глеба, которые в своей небольшой жизни, может быть, допускали разного рода ошибки как светские князья, как часть аристократии. Мы прославляем их страстотерпческую кончину, они умерли как христиане. Именно этот подвиг мы благословляем.
Так и в случае с Царской Семьей: канонизация не оправдывает и не требует оправдания всего стиля правления Императора Николая, или того влияния, которое имела Императрица на Императора, или их общения с Распутиным. И многие другие факты всегда вспоминают, когда размышляют о Царственных Страстотерпцах. Мы прославляем их христианскую кончину, их последние месяцы, дни жизни, которые они провели как христиане, с достоинством, с упованием на Господа. Они отошли ко Господу с молитвой и благословением. Вот этот подвиг мы ублажаем.
Но есть люди, которые говорят, что могут себе позволить не почитать Царственных Страстотерпцев. Я могу еще понять историков-профессионалов, но совсем не могу понять людей, которые, не работая с источниками, не обладая методом исторической науки, позволяют себе такие реплики. Когда вы говорите, что не можете почитать Царственных Страстотерпцев, вы, как часть Церкви, вычеркиваете себя из одного дня церковного календаря, из литургического почитания. Потому что суть канонизации, суть почитания святых – это литургическое прославление; прославление, которое увенчивается Литургией.
Когда человек говорит: «Нет, я не почитаю этого святого из церковного календаря», – он на один день оказывается вне Церкви. По-моему, это очень серьезно. Подобные дерзкие заявления должны быть уравновешены полным осознанием того, что несет этот манифест, – вы вычеркиваете себя из церковного единства, на один день остаетесь вне Церкви, вне ее святого покрова. По-моему, это очень серьезно. И если у вас нет достаточных оснований, как, например, у какого-нибудь серьезного историка-исследователя, стоило бы задуматься, прежде чем делать подобное заявление.
Царственные Страстотерпцы – это святые, канонизированные после очень серьезного разбирательства и исследования Церковной комиссией по канонизации. И мы видим, что почитание их настолько естественно, настолько глубинно, что даже церковные скептики, которых всегда было много среди церковных ученых и богословов, не смогли ничего противопоставить этому и присоединились к почитанию Святых Царственных Страстотерпцев… И, по свидетельству огромного числа людей, они действительно творят чудеса и молитвенно сопровождают своих современников и тех, кто к ним обращается.
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.