Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №16 (1249) → Протоиерей Вадим Буренин: О смиренномудрии

Протоиерей Вадим Буренин: О смиренномудрии

№16 (1249) / 15 апреля ‘24

Беседы с батюшкой

Смиренномудрие, как и другие сложные темы, такие, как целомудрие и любые духовные знания, для мирян могут быть очень сложными и привести к размышлениям, которые могут даже увести от спасительного пути. Эти знания необходимо получать только в духовных школах под руководством опытных наставников? А самостоятельно возможно их освоить?

– Прежде всего, человек может самостоятельно читать Священное Писание Нового Завета. Это совершенно не возбраняется, более того, каждому принесет пользу. Мы знаем, что преподобный Серафим Саровский прочитывал весь Новый Завет в течение недели. И ничто не мешает нам на сегодняшний день, тем более во время Великого поста, читать Священное Писание, кто сколько может.

Также есть прекрасная духовная литература. Например, «Лествица» преподобного Иоанна Лествичника позволяет найти ответы на очень многие вопросы: о памятозлобии, злословии, клевете, лжи, унынии, лености, сребролюбии, нестяжании, лукавстве, безумной гордости. Также о кротости, простоте и незлобии, которые происходят не от природы, но приобретаются тщанием и трудами. И о союзе трех добродетелей – вере, надежде и любви. Прекрасные книги можно приобрести практически везде: в православных храмах, церковных лавках.

Вот что Иоанн Лествичник пишет о лжи: «Ложь есть истребление любви; а клятвопреступление есть отвержение от Бога». Я думаю, что эти очень правильные слова каждый должен применить в своей жизни, подумав о том, насколько человек может быть именно Божиим, считать для себя важным и необходимым жить по заповедям, в любви к Богу и своим ближним.

Что преподобный Иоанн пишет о целомудрии? «Целомудрие есть всеобъемлющее название всех добродетелей. Целомудрие есть чистота души и тела. Целомудренный тот, кто и в самом сне не ощущает никакого движения или изменения в том устроении, в котором он пребывает».

Есть у нас прекрасные духовные книги, которые помогают и помогали во все времена. Я вспоминаю батюшку отца Иоанна Кронштадтского – он на первую зарплату приобрел Собрание сочинений великого святителя, вселенского учителя Иоанна Златоуста, и считал для себя очень важным читать его творения. Мы тем более должны читать творения святых отцов. И теперь уже и самого батюшки отца Иоанна Кронштадтского.

Также в нашей повседневной жизни нам помогают и жития святых. Читая их, даже прославленных недавно новомучеников и исповедников Церкви Русской, например, святителя Луки Крымского, преподобного Серафима Вырицкого и многих других угодников Божиих, мы тем самым духовно себя обогащаем, потому что знакомимся с тем, как можно вести православный образ жизни в наше время. И это не что-то потустороннее и абстрактное. Это здесь и сейчас. Но для того, чтобы здесь и сейчас мы могли правильно отвечать на те или иные вызовы, нужно руководствоваться Священным Писанием, Новым Заветом.

Когда мы читаем Священное Писание, слышим слова Самого Спасителя: Я кроток и смирен сердцем. Так и мы должны быть кроткими и смиренными. Мы должны подражать в этом Христу. И тот, кто достигает состояния смиренномудрия, имеет настоящую жизнь с Богом. И это не просто тот, кто где-то молится и безмолвствует. Конечно, можно быть и безмолвником, но уже после того, как стяжал смиренномудрие, после того как действительно пребываешь в Боге, полностью вручил себя Богу и даешь Ему возможность действовать в себе Своей благодатью, Божественной энергией и силой.

Конечно, учебные заведения помогают человеку. Здесь и пример батюшки отца Иоанна Кронштадтского – он учился в семинарии, потом в академии. Образование действительно помогло ему в повседневной жизни.

Вопрос от телезрительницы Антонины из Владимирской области: «Когда стою в храме на службе, очень хочется слышать Слово Божие. Но между людьми идут разговоры, и меня это раздражает. Мое раздражение – большой грех?»

– Смиренномудрый не имеет в себе гнева и раздражительности. Он в этот момент может помолиться и попросить Господа: «Помоги тем, кто сейчас стоит со мной в храме, вместе молиться единым сердцем и устами».

С другой стороны, мы не знаем, о чем люди в данный момент говорят. Может быть, они решают вопрос, что тяжело стоять и негде сесть; или кому-то холодно. Могут быть всякие обстоятельства. Может быть, они переживают о ком-то или о чем-то. Мы ни в коем случае не должны никого осуждать. Ведь тем самым мы лишаем себя мира и покоя в своей душе. Когда мы действительно имеем любовь к своим ближним, то должны подойти к ним с пониманием. Ведь бывает, что и священнослужители могут разговаривать во время богослужения, потому что решают те или иные вопросы, связанные с его проведением. И к этому тоже нужно относиться с пониманием.

Все правильно. Но я очень хорошо понимаю Антонину, потому что многократно сталкивался с такой ситуацией. И это не какие-то тихие разговоры на важную тему, а именно болтовня. Я в этом случае просто ухожу подальше, чтобы эта болтовня не была мне слышна, потому что иначе мне пришлось бы делать замечание, говорить о том, что не нужно разговаривать в храме на бытовые темы. Вы наверняка тоже сталкивались с такой ситуацией: когда священник возглашает «Святая святым», вместо того чтобы в храме воцарилась тишина перед Причастием, люди начинают разговаривать чуть ли не в полный голос. И, конечно, очень хочется сказать себе, что это я виноват в том, что во мне нет любви. Но вместе с тем мы же можем переживать об этом. Конечно, хотелось бы, чтобы люди говорили на какие-то духовные темы...

– Действительно, такие случаи имеют место. И я неоднократно призывал прихожан благочестиво вести себя в храме, потому что они пришли именно на богослужение. Если люди приходят на концерт в филармонию, никто не говорит в полный голос в тот момент, когда исполняется «Реквием» Моцарта или Симфония №6 Чайковского. Люди ведут себя соответствующим образом, потому что пришли послушать музыку. Они с уважением относятся к окружающим и к музыкантам. Хотя бывают всякие ситуации, но, как правило, это исключения. И когда человек пришел в храм, то во время богослужения он должен молиться вместе со всеми. Молиться во время произнесения ектении, а не вести пустые разговоры.

Я предлагаю всем тем людям пообщаться в частной беседе, пригласить друг друга к себе домой на чашку чая или пройтись по парку, подышать свежим воздухом. Почему бы и нет? Или побеседовать в храме после службы. Но во время богослужения следует вести себя благочестиво.

Вопрос от телезрителя Дмитрия из Гатчины: «Истинное смиренномудрие состоит в послушании и последовании Христу. Как Вы считаете, насколько верно мнение о том, что на Страшном Суде Господь будет искать в человеке именно Свое подобие?»

– Хороший вопрос, но мы не знаем, как будет проходить Страшный Суд. Это тайна, но определенное понимание у нас есть, и оно связано с тем, что для человека, который жил здесь, любовь к Богу и ближним была действительно руководством к действию. И то, что он делал, совершалось именно во славу Божию. Во всяком случае, его дела и поступки были важными для него в перспективе вечной жизни, потому что это делалось именно ради Христа.

Но немало бывает и таких ситуаций, когда люди поступают чисто формально. И это совсем другое качество жизни. На что может рассчитывать такой человек пред Лицом Божиим на этом Суде? Почему этот Суд будет страшным для каждого из нас? Потому что мы не знаем, как Господь оценит наши дела и слова.

Смиренномудрие предполагает, что человек постарался быть в жизни кротким, терпеливым и смиренным. Причем сначала идет кротость, потом он достигает состояния, когда может переносить те или иные испытания, у него появляется терпение и следом за этим приходит смирение. А дальше он имеет возможность по благодати Божией иметь в себе истинное понимание того, что и сам сотворен Богом, и все окружающее его тоже сотворено именно Им. И действовать на земле нужно так, чтобы не нарушить Божественной гармонии. Это достаточно сложная задача, потому что предполагается, что у человека есть духовное разумение. А оно возможно тогда, когда он имеет все эти добродетели. Без них просто невозможно. Как в состоянии гнева можно быть смиренномудрым? Никак. Ты проявляешь или кротость, терпение, смирение, или же раздражение в гневе и осуждении. Или одно, или другое. По-другому невозможно.

У нас был разговор о том, чтобы люди имели соответствующее духовное образование. Образование получить можно, и оно действительно пойдет на пользу. Собственно говоря, во время Великой Отечественной войны наш верховный главнокомандующий был человеком, который окончил семинарию. Иосиф Виссарионович учился в семинарии. Получив это образование, к концу жизни он пришел к тому, что в стране было восстановлено патриаршество, стали открываться храмы, монастыри, духовные учреждения.

Вопрос от телезрительницы Веры из Санкт-Петербурга: «Я думаю, что в наше время сложно быть смиренномудрым. Я хотела бы, но не могу. К сожалению, иногда Господь посылает людей, которым невольно хочется что-то сказать. Хотя они уже взрослые, но ведут себя достаточно неприлично, даже по-хамски. Иногда просто не можешь не сказать что-то этим людям».

Такая ситуация складывается очень часто. И может быть, Господь как раз и посылает таких людей для того, чтобы мы выработали в себе смиренномудрие. Как Вы думаете?

– В каждой конкретной ситуации необходимо разбираться и получать духовное вразумление от Господа. Во всяком случае, внутри себя. Ведь мы всегда можем попросить Господа помочь нам, вразумить и просветить, подсказать, как правильно поступить. И если нет понимания, то лучше все-таки промолчать и не говорить тех слов, которые могут привести, может быть, даже к трагическим последствиям, потому что слово имеет определенную силу. Иногда люди приходят в состояние отчаяния и совершают непоправимые поступки. Поэтому не нужно в определенных ситуациях говорить лишние слова.

На Русской земле в основном женщины были кроткие, терпеливые и смиренные. А сейчас такая ситуация, когда многие говорят, что им нужен психотерапевт, потому что они не могут справиться с собой. Человеку нужна помощь посторонних людей. Но при этом немного тех, кто приходит в храм Божий и просит помощи у Бога. Но ведь душа дана нам Господом, и именно Он – Врач наших душ, Который в состоянии помочь в любое время. Для тела у нас есть земные врачи, которые могут помочь в сложной ситуации. Но и Господь помогает в том, что касается тела. Но что касается души, помощь приходит именно от Бога. Поэтому старайтесь в каждой ситуации, когда вы чувствуете, что вам нужна помощь, обращаться прежде всего к Богу.

Вопрос от телезрительницы Елизаветы из Гомеля: «Насколько важно для православного христианина обрести смирение? Необходимо ли оно в деле спасения?»

– Да, оно необходимо в деле нашего спасения. Сам Господь говорит о том, что кроток и смиренен. Он хочет, чтобы мы были такими же, как Он. Именно кроткими и смиренными. Невозможно представить себе человека, который спасется и при этом не будет кротким и смиренным. На что может рассчитывать раздражительный, вспыльчивый, гневливый, имея в себе такие пороки? Прежде всего он должен покаяться. Иначе как он может войти со всем этим в Царство Небесное?

На земле нам отведено время для того, чтобы мы подготовились именно к вечной жизни. Господь каждому из нас определяет именно такой срок, который необходим для того, чтобы мы подготовились, чтобы совершили дела во славу Божию. И поскольку у Господа есть план об этом мире, он есть и в отношении каждого из нас. Определенный план для того, чтобы мы прожили эту жизнь, достойно пройдя те или иные испытания для Царства Небесного. И очень важно, чтобы мы были кроткими, терпеливыми и смиренными. Тогда Господь даст нам возможность иметь такую мудрость, которая поможет поступать правильно, грамотно, по заповедям Божиим.

Телезрительница говорила, что люди бывают разные и по-разному себя ведут. Некоторые могут вести себя так, как тот человек из пещер в стране Гергесинской, который кричал, ругался и вел себя совершенно ужасно. Христос изгнал из него бе- сов, которые вышли в стадо свиней... Наверняка по этому примеру в мире существуют люди, руководимые врагом рода человеческого. Что мы должны делать, когда сталкиваемся с такими? Должны ли мы их увещевать или как-то особенно молиться?

– В этом случае нужно молиться. В житиях святых есть такие случаи, когда к ним приводили одержимых и бесноватых. Например, вспоминаем нашего великого святого преподобного Сергия Радонежского. Был случай, когда к нему привели такого человека. Его даже держали за руки. Преподобный Сергий помолился, и Господь коснулся одержимого Своей благодатью, он получил исцеление, этот дух его больше не мучил. Так что молитва ко Гос- поду, наше обращение к Нему просто необходимы.

Бог говорит нам о том, что мы должны поститься и молиться, тогда все зло отойдет от нас. Мы должны помнить, что все сотворил Бог и вся власть в Его руках. Но мы также знаем, что и князь века сего творит свои дела на земле, потому в мире мы будем иметь скорби. Мы должны проходить их достойно Царства Небесного. Испытания такие выпадают на долю каждого человека. Абсолютно каждый должен пройти их, потому что на нем должна стоять проба, как на золоте или серебре, что он их прошел, что он действительно Божий и на земле хотел иметь жизнь с Богом.

Но мы также помним о том, что без греха только наш Господь, поэтому всем нам необходимо постоянно каяться и исповедоваться, творить достойный плод покаяния. Поэтому мы и читаем молитвы вечером и утром.

Молитвы являются образцом того, как надо молиться. Так молились праведники в разные периоды времени. Они составили эти молитвы, движимые Духом Святым. Когда мы читаем те или иные молитвы, то тем самым обращаемся к Богу так, как это правильно. Господь дал нам возможность читать молитву «Отче наш». Он Сам дал образец молитвы.

Далее мы читаем молитву ко Пресвятой Богородице: «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою, Благословенна Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших». И это тоже Священное Писание, это обращение на сегодняшний день важное и необходимое для каждого верующего. Это образец того, как мы должны молиться.

Псалмопевец Давид говорил, что блажен человек, который не ходит на совет нечестивых и не сидит там. Читая эти слова, мы можем представить себе подобную ситуацию с нашими людьми – с соседями, с кем-то еще, но мы же можем этого избегать. Или как следует понимать эти слова псалмопевца?

– Часто смиренный человек в житейской ситуации воспринимается нами как забитый, который не в состоянии постоять за себя, не может ничего добиться, то есть как совершенно убогий. А на самом деле этот человек может явить нам стойкость, непримиримость, он может отстаивать свою позицию, причем без хамства, без грубости, с достоинством, и это позволяет людям, которые ведут себя неподобающим образом, увидеть, что перед ними настоящий христианин. И такая позиция – очень сильная.

То есть внутренняя сила человека способна победить внешнее хамство?

– Если человек с Богом, то его внутренняя сила помогает ему в утверждении добра здесь, на земле. Зло постоянно хочет доказать, что оно сильнее добра. Собственно, антихрист потому и антихрист, что пытается доказать, что его власть на земле превосходит власть Самого Господа. Но каждый раз враг оказывается посрамленным именно в те моменты, когда человек с Богом.

Если же он не с Богом, то может попасть в очень сложную ситуацию, из которой иногда невозможно выйти, потому что задача врага рода человеческого – погубить его, нанести непоправимый вред, который не даст ему жить дальше с Богом.

Отец Вадим, скажите нашим телезрителям слово наставления.

– Возлюбленные братья и сестры! Сейчас время Великого поста. Сначала мы празднуем Благовещение Пресвятой Богородицы, а следующая седмица – Крестопоклонная. Это особая седмица, во время которой все время мы должны помнить, что Господь совершил великое дело нашего спасения. Он избавил нас от греха, от проклятия и смерти. Он взошел на Крест для того, чтобы мы с вами имели вечную жизнь.

Вспоминая об этом, представляйте себе, что рядом с вами Христос, весь в крови, потому что Он пошел на искупительную жертву ради каждого из нас. И пусть память об этом поможет вам провести оставшееся время поста так, чтобы вы могли достойно встретить праздник праздников – Светлое Христово Воскресение – Пасху. Помоги вам в этом Господь!

Записали:
Анна Вострокнутова
и Людмила Белицкая

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс