Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №16 (1249) → Иерей Евгений Фирса: О покаянии

Иерей Евгений Фирса: О покаянии

№16 (1249) / 15 апреля ‘24

Беседы с батюшкой

Батюшка, зачем нужно покаяние? Многие говорят: «Я ни в чем не грешен, никого не убил, страшных грехов не сотворил. В чем мне каяться?»

– Да, такие мысли выражает огромное количество людей. Здесь вспоминаются слова Самого Спасителя, что Он пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию и что не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Когда Господь говорит о праведниках, это нужно поставить в кавычки. Дело в том, что Христос обращает эти слова к тем мнимым праведникам, фарисеям, которые в конце концов Его и распяли на Кресте, не узнали в нем своего Спасителя.

Бывает, человек сильно согрешил, спустился до глубин ада, увидел весь ужас в своем сердце и одновременно тот свет, который есть в его сердце, и принял решение ради этого света бороться с тьмой, обратиться к Богу с плачем, покаянием. Вспомним Евангельское: убийцы, мытари, блудницы как раз были такими. У кающихся больше шансов приблизиться к Богу, чем у мнимых праведников, не видящих своих грехов.

Допустим, человек понял свои согрешения и решил покаяться. С чего ему начать?

– Важно понять, что обычной нравственности (например, мягкого сердца или доброты) недостаточно. Богу важен именно тот самый путь, который человек проходит до обновленного себя во Христе. Увидев в себе всю эту бездну, он приходит в состояние покаяния. С чего начать? Представьте, что вы стоите на огромном поле и вокруг вас миллиарды людей, они смотрят на вас и видят как бы всю вашу жизнь, что и будет на Страшном Суде. Зададимся вопросом: хотели бы мы, чтобы эти люди увидели то, в чем нам самим бывает стыдно признаться? И в чем нам стыдно перед самими собой в первую очередь, что мы от других скрываем. Вот на это нужно обратить внимание и в первую очередь каяться в этом. А во-вторую важно понять, чего Бог хочет от человека. Для этого просто нужно открыть Евангельский текст и, прочитав духовные законы, Евангельские заповеди, отрефлексировав на них всем сердцем, прийти в чувство сокрушения сердечного.

Какие ошибки могут быть на этом пути?

– Нередко на этом пути бывают следующие ошибки. Человек, придя на Исповедь, просто перечисляет свои грехи. Но сухое перечисление грехов разве нужно Богу? Господь смотрит на наше сердце, наше внутреннее состояние. То есть покаялся ли ты, в каком пришел состоянии, примирен с Богом или нет. Как происходит покаяние? Например, вот этот человек читает Евангелие, осознает, что такое грех, молится, сокрушается, может, плачет о своих грехах и приходит в состояние смирения. А смирение – это то самое состояние, к которому невозможно прийти просто так, по своему желанию, это дар Божий, и Бог дает его человеку, исходя из его внутреннего состояния.Одна из задач священника как раз увидеть, в каком состоянии находится кающийся, и тут ставится дальнейший вопрос: допускать или не допускать его к Причастию? Например, некто стоит в очереди на Исповедь и при этом осуждает других, его все раздражает (такое, к сожалению, бывает), говорит ли это о том, что этот человек в мирном состоянии? И вот он становится на колени, священник накрывает его епитрахилью и говорит: «Разрешаю тебя от всех грехов твоих». То есть вроде бы человек каждую неделю перечисляет свои грехи, а, может, одни и те же, и они раз за разом повторяются. И здесь именно важно, что священник разрешает от грехов. Господь знает все наши грехи наперед. И разве что не прощаются грехи, если кающийся слукавил, утаил что-то. Важно именно чувство примиренности с Богом. Когда оно есть, тогда действительно прощаются грехи. То есть ошибка нередко в том, что есть просто сухое перечисление грехов на Исповеди. Очень важно такому человеку понять разницу, каким его видит Бог, каким хочет видеть и какой он на данный момент. Если он эту разницу не почувствует, то просто не поймет, в чем ему каяться. Вот такие порой бывают ошибки.

Вопрос телезрителя: «К сожалению, христиан часто посещает такая лукавая опасность: согрешу, а потом покаюсь. Как уберечься от этого?»

– Действительно, мысль лукавая, а мы знаем, что отец лжи – дьявол. И когда возникает такая мысль, мы знаем, где ее корни. Как выстраиваются отношения между любящими людьми? Когда их тянет друг к другу, они дорожат каждым мгновением, которое им дано. И они боятся друг другу навредить, огорчить друг друга. И когда я говорю, что согрешу, а потом покаюсь, это значит: как бы что-то сделаю нехорошее по отношению к своему любимому, оставлю рану ему в сердце, гвоздь, а потом начну этот гвоздь вытаскивать. Но рана от гвоздя может и остаться, она сложно лечится. Поэтому это мысль лукавая, и если она приходит, то нужно знать, что она не от Бога.

Есть ли разница между Исповедью и покаянием?

– Да. Каяться нужно всегда. Покаяние, как мы помним, это перемена ума, перемена образа мыслей. И это процесс. Более того, это то, что объемлет все человеческое существо и должно происходить постоянно, ежедневно. Пожалуй, вспомню слова митрополита Антония Сурожского, что покаяние должно в человеке созреть. Приходишь на Исповедь со зрелым покаянием и как бы тем самым принимаешь твердое решение хоть на чуть-чуть, но что-то реально исправить в своей жизни. Не просто перечислить грехи, а еще на чуть-чуть приблизиться к Богу, еще более примириться с Ним, то есть перейти на новый уровень отношений.

Бывают разные практики Исповеди. Например, перед каждой Литургией, как принято нередко в наших храмах, но я думаю, что не всегда и не всем это стоит делать. Ведь мы перечисляем грехи и каемся в них, надеюсь, во время вечерних молитв. Мы просим у Бога помощи и просим, чтобы Господь нам простил эти грехи. И если мы искренне в них каемся, то неужели мы не верим, что Господь нам простит их? Другое дело, когда человек чувствует, что что-то нужно сказать на Исповеди, тогда, безусловно, надо идти именно на Исповедь. То есть покаяние – процесс, который каждый день совершается. Исповедь как некая составляющая покаяния может и в храме происходить, но, как мы называем, в бытовых грехах нужно каяться в первую очередь на утренних и вечерних молитвах. Все грехи ведут к смерти души, и, безусловно, во всех надо каяться. Но вопрос Исповеди: надо их исповедовать или нет?

Вопрос телезрителя: «Вы сказали, что покаяние – это конкретное действие. Человек пытается что-то изменить. А у нас превратили покаяние в говорильню на Исповеди. Это благие намерения. А куда выстлана дорога из таких намерений, всем давно известно. Так что, получается, это не покаяние, а разговоры о грехах».

– Мы об этом выше говорили. К сожалению, это действительно сухое перечисление грехов, когда человек не понимает, что такое покаяние. Берет какие-то брошюрки и кается в том, что написано в этих брошюрках, перечисляет грехи, как бы еще не пережитые. Его можно сравнить с археологом, который перед раскопками сначала снимает пыль, затем первый слой, второй, третий и доходит до культурных слоев, то есть до своей души.

Процесс покаяния можно сравнить с двумя комнатами: в одной лежат кучи всякого мусора, хлама, а другая комната идеально чистая. Когда человек действительно кается, сначала он видит все тяжелые грехи и как бы начинает выносить из комнаты, где кучи мусора, все то, что бросается в глаза. Потом, когда Господь дает ему дар смирения, Своей благодати, открываются другие пласты его внутреннего мира, и он снимает первый, второй, третий слои пыли.

И есть другая комната, в которой идеально чисто. Можно ли сказать, что в этой второй комнате никогда не будет пыли? Нет, конечно. Но если пыль здесь появится, ее будет легче заметить и убрать.

Если кто-то совершил тяжкий, смертный грех, сколько ему нужно каяться и что сделать, чтобы уврачевать этот грех?

– Вспоминается известная патериковая история. В одном скитском монастыре жили-были братья-монахи, никого не осуждали, никому не досаждали и всем оказывали почтение (по слову старца Амвросия Оптинского). И вот как-то один брат-монах вышел из монастыря в город и впал в тяжкий грех.

Когда он вернулся в монастырь, братия привела его к авве Сисою Великому и спросила, сколько этому брату нужно времени для покаяния – год, полгода? Авва Сисой ответил, что столько времени на это не нужно. Тогда братия спросила: «Может быть, ему нужно сорок дней?» – «Нет, и этого много».

И авва Сисой сказал: если этот брат будет каяться от всего сердца, если он от всего своего внутреннего человека обратится за помощью к Богу, чтобы Господь его исцелил, то будет достаточно и трех дней. Так что даже тяжкий, смертный грех можно уврачевать за три дня.

А что дает человеку покаяние? Какие изменения происходят с ним после того, как он покаялся?

– Изменения происходят глобальные, то есть покаяние объемлет все его существо. Включаясь в процесс покаяния, он как бы выдавливает из себя раба, и это тяжелая, каждо-дневная, рутинная работа. Как говорил преподобный Симеон Новый Богослов, покаяние дает радость.

И действительно, каждый, переживший это состояние, этот дар Божий, чувствовал, что покаяние приносит не печаль, не уныние, а именно состояние, его святой Симеон назвал радостопечалием, когда человек пребывает в печали по Богу, в печали о том, что ему далеко до Евангельских идеалов, но, с другой стороны, он испытывает духовную радость, которую дарует ему Господь как плод покаяния. То есть свобода и радость – главные плоды покаяния.

У нас есть вопрос от телезрительницы: «Как спасать детей и внуков, если они не хотят ходить в церковь, исповедоваться, причащаться и их больше волнует материальное положение? Нужно ли их понуждать к этому? Или лучше положиться на волю Божию?»

– К сожалению, в современном мире мы постоянно сталкиваемся с этой проблемой. Здесь вспоминается притча о блудном сыне. Когда сын принял решение уйти от отца, тот, зная, что сын погибнет, все же его отпустил. Отец понимал, что, если он насильно оставит его при себе, то это уже будет не сын, а человек с психологией раба. Он не будет свободной личностью, делающей выбор остаться ему с отцом или нет.

По примеру отца, в образе которого мы видим Господа, должны поступать и мы. То есть мы должны понимать, что наши дети и внуки – это свободные люди, такими их сотворил Господь. Безусловно, отец молился о своем сыне, ведь тот мог погибнуть, молился от всего сердца. Мы же знаем, как много может молитва матери о своем ребенке – даже со дна моря может его достать. И мы видим, что сын вернулся к отцу, сделав свой свободный выбор.

Навязывать детям свою позицию, свое мировоззрение, веру точно не надо. Единственное, что можно делать, – показывать своим примером, образом жизни ту любовь, которую дает нам Господь. Известно же, что если в тебе есть мир, то это чувствуют и находящиеся рядом с тобой люди. Они чувствуют, что ты новый, другой и что с тебя можно брать пример. И они задаются вопросом, почему ты именно такой, и здесь ты уже можешь рассказать им о Евангелии, Христе.

Почему на Исповеди мы должны открывать священнику свою жизнь, свои согрешения? Почему мы не можем напрямую поговорить с Богом, покаяться Богу? Какая вообще роль священника в покаянии, в таинстве Исповеди?

– Да, человек может помолиться, попросить прощения у Бога везде, где бы он ни находился, – и в глубокой шахте, и в космосе, и в метро. Открывая священный текст, мы видим, что Христос дал Своим ученикам власть «вязать и решить», и священник через рукоположение по апостольскому преемству получает от Бога эту особую власть. То есть здесь действует духовный Закон, который установил Сам Христос.

Вопрос от Ирины: «Почему в Церкви призывают к покаянию и в то же время предостерегают от уныния? Ведь когда человек кается в грехах, ему всегда грустно».

– Дело в том, что покаяние кардинально отличается от самоедства, что ли, когда у человека какая-то нездоровая критика по отношению к себе, не имеющая никакого отношения к покаянию, способная приводить его к унынию. Как я уже говорил, настоящее покаяние приводит к радости, и не случайно православные христиане, соблюдающие посты, с нетерпением ждут Великий пост – время особого подвига, ограничения себя в чем-то.

Когда ты в чем-то себя ограничиваешь, берешь на себя пусть небольшой, но крест, это рождает внутри чувство радости. Я бы посоветовал детально обсудить со священником, у которого вы исповедуетесь, почему уныние категорически не должно быть плодом покаяния, если это действительно покаяние.

«Почему в Церкви нужно исповедовать грехи помышлением? Ведь мысли невозможно контролировать так же, как поступки».

– Мы говорим: «Согрешил делом, словом, помышлением». Но мысли все же можно контролировать так же, как и поступки, которые рождаются от этих мыслей. Если же мы утверждаем, что мысли нельзя контролировать так, как поступки, то здесь есть вопросы к самоконтролю. У людей разный уровень самоконтроля.

Мы, христиане, призваны контролировать свои мысли, собирать их с помощью молитвы, чтобы они не рассеивались. То есть для христианина, пожалуй, первый и самый главный инструмент – это молитва. И понятно, что если я о чем-то не подумал, то я этого и не сделал. Как сказано в Писании, если мои мысли, мой ум будут чисты, то и дела тоже будут наполнены духовной чистотой.

«Почему после Исповеди человек снова и снова впадает в грех, который он уже исповедовал?»

– Проблема здесь заключается в том, что человеческая природа несовершенная, падшая, поэтому, к сожалению, человек вновь и вновь наступает на одни и те же грабли. Но здесь нужно оговориться, что грехи бывают разными. Если, например, некто согрешил тяжелыми грехами и в них искренне, от всего сердца, покаялся, то вполне возможно, что он к ним больше не вернется. Господь дает ему силы, внутренние ресурсы, с помощью которых он больше не впадает в тяжелые грехи.

Грехи могут быть и повседневными, но мы знаем из нашей традиции, что были люди, достигавшие полного, абсолютного бесстрастия. Конечно, большинство не приходило в такую духовную меру, но некоторые к этому приближались. И все мы к этому призваны.

Великий пост сильно отличается от остального времени года в плане богослужений, и он концентрирует внимание человека на покаянии. Но покаяние – это обычное состояние христианина в любое время. В чем же здесь разница?

– Вы правильно заметили, что великопостные богослужения удлиняются. Возможно, в связи с этим удлиняется и аскетический подвиг, который человек берет на себя, и в плане этого аспекта, и в плане строгости в еде. То есть нашу любовь к Богу мы доказываем своими самоограничениями.

Стоит заметить, что мы живем в довольно-таки благоприятные для христианства времена. Сейчас нет гонений, и нам нужно постоянно как бы взвешивать себя на весах, ограничивать себя в чем-то.

Когда мы стоим в храме и слушаем Канон Андрея Критского, который читается только в Великом посту, мы настраиваемся на особый лад, на особую покаянную волну. То есть все, что есть в Церкви, в это время как бы усиливается, чтобы достучаться до сердца человека, разбудить в нем особое покаянное чувство.

«Как провести оставшиеся недели Великого поста, если поститься очень тяжело?»

– Здесь вспоминаем Шекспира: «В чувстве меры истинное благо». Я думаю, что этот вопрос тоже нужно решать со священником, у которого вы исповедуетесь, и нужно наметить для себя посильную меру. Если не позволяет здоровье или есть еще какие-то объективные причины, которые прописаны в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», то пост может послабляться либо вовсе отменяется.

Тем не менее какой-то небольшой подвиг понести можно. Например, если человек откажется от просмотра новостей, которые бесконечным потоком отовсюду идут, это уже будет подвигом. Если у него проблемы со здоровьем, то он может хотя бы отказаться от мяса, оставив молочную пищу.

«Как исповедовать грехи, которые стыдно произносить вслух и писать на бумаге? Возможно, они не больше каких-то других грехов, но говорить о них стыдно, а освободиться от них очень хочется».

– Я уже говорил об этом. Представьте себе, что вы стоите на поле, а вокруг вас огромное количество людей, как это будет на Страшном Суде. Как вы думаете, будет ли вам стыдно каяться перед всеми в этих грехах, если они у вас остались? Думаю, что будет стыдно, потому что все будут это слышать. Если же вы покаетесь на Исповеди в этом грехе, то Бог вас простит, и этого греха как бы не будет.

То есть здесь нужно понимать, что священник слышит огромное количество грехов исповедующихся. И я не знаю ни одного священника, который злорадствовал бы над кающимся. Наоборот, если священник видит, что человек искренне кается, и даже в тех грехах, в которых ему самому себе стыдно признаться, он всегда радуется. Удивительно, но при этом священнику передается некая духовная радость. Я не знаю, как это объяснить, но такое есть.

Записала:
Людмила Белицкая

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс