Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №16 (1249) → Архиепископ Подольский и Люберецкий Аксий: Духовная жизнь – это мобилизация всех своих сил

Архиепископ Подольский и Люберецкий Аксий: Духовная жизнь – это мобилизация всех своих сил

№16 (1249) / 15 апреля ‘24

Архипастырь

Уже середина Великого поста. В будние дни мы практически не слышим Евангельских слов, но зато слышим ветхозаветные чтения – Книги Бытия и Притчей Соломоновых. Особенно интересна Книга Бытия. Она повествует о сотворении мира, это рассказы о первых временах человечества. На этой неделе мы вспоминаем интересное событие, которое связано с масштабным и очень серьезным обновлением человеческой жизни. Мы говорим про Ноев потоп, когда Бог, смотря на то, как человечество погрязло в грехах, разочаровался в нем и решил погубить всех людей. Насколько это страшно...

Сейчас мы регулярно говорим и слышим о том, что человечество вновь погрязло в грехах. Как Вы думаете, может ли снова произойти такое событие? Может ли Бог снова в нас разочароваться и уничтожить всех, кроме восьми праведников?

– Мы верим Слову Божию и, обращаясь к Книге Бытия, вспоминая Всемирный потоп, жизнь Ноя и его ковчег, читаем и о том завете, который Господь даровал всему человечеству в виде радуги. После того как праотец Ной вышел из ковчега со своим семейством, было физическое явление – радуга. Мы и сейчас его наблюдаем после дождя, но в тот момент оно стало явным символом того, что Господь больше не пошлет потоп на эту землю.

Действительно поворотный момент в истории человечества. Все знают об этом, особенно православные христиане. В Библии и ветхозаветных повествованиях мы встречаемся с историей строительства ковчега. И если открыть главы Книги Бытия с шестой по девятую, мы как раз и читаем страшные слова о том, что Бог разгневался, рассердился и раскаялся. И здесь встает вопрос: «А может ли Бог раскаяться?»

Он сотворил человека. И этот первозданный человек, Адам, ослушался Господа, Его повеления, Его заповеди. Он совершил грех. Бог раскаялся. Но не в современном понимании слова «раскаяние». В Книге Бытия говорится о той силе слова Самого Господа в том смысле, что Бог, видя нечестие человека, принимает решение послать потоп. И раскаяние Господа заключается не в Его сожалении, что Он сотворил человека, а в сожалении, что тот, используя свою свободную волю, выбирает совершение греховных дел.

И ведь Ною очень тяжело жилось в то время. Среди многообразия греха, лжи, порока, ненависти он был единственным праведником. Можно немножко порассуждать на эту тему и задуматься, что и в современном мире, в нашем XXI веке, тяжело быть праведным, потому что обстоятельства иногда заставляют поступать как-то не так, где-то мягче сказать, где-то немножко отойти от истины, и вроде бы ты не сильно согрешил, но осадок на сердце остался. Ты все равно понимаешь, что где-то был не до конца честен по отношению к другим людям, по отношению к себе, но и в первую очередь по отношению к Богу. Конечно, нужно стараться не допускать этого в своей жизни, чтобы в каждом из нас не было двойственности, лжи, неискренности – того, от чего, к сожалению, страдает наше общество.

О гневе Божием можно много и справедливо рассуждать, но мы все-таки надеемся на Его милость. В молитвах мы читаем, что Господь долготерпит и милосердствует. Очень многие молитвы заканчиваются именно такими словами: «Яко милостив и Человеколюбец Бог еси». Мы надеемся на милость Божию, но она должна восприниматься нами как дар от Бога.

В Евангелии есть слова о том, что грядут и беды, и войны, и катаклизмы, и катастрофы, но все это только начало болезни, начало той истории уже в окончательном своем разрешении... Но это не означает, что верующему нужно сложить руки и плыть по течению, ничего не делать и никоим образом не стараться находить в себе силы для того, чтобы идти дальше по жизни.

Мы считаем ветхозаветного Бога Богом Отцом. Он и Иисус Христос, Сын Божий, воплотившийся на земле, и Бог Святой Дух – это Святая Троица. Это единый Бог, в Которого мы веруем и Которого исповедуем. Но если Христос приходит и говорит о любви, всепрощении, милосердии, как же так получается, что до этого в Ветхом Завете Его Отец так поступает со всем человечеством? Буквально убивает всех. Как это можно соотнести с теми принципами, которые потом проповедовал Сын Божий на земле?

– В Ветхом Завете действительно очень много говорится о наказании. Да и вообще, Бог тогда воспринимался как Тот, Кто наказывает. Если ты согрешил, то обязательно наступит время, когда тебе нужно будет ответить за твой грех. И если немножко отойти от Всемирного потопа, вспомнить уже не Книгу Бытия, а Книгу Иова, то там его друзья как раз дискутируют на эту тему: почему Иову посылаются испытания? Очень серьезные испытания. И один из друзей говорит о том, что они посылаются не в наказание за какие-то прегрешения, потому что невозможно было найти тех адекватных проступков Иова, чтобы можно было говорить о таком наказании со стороны Бога. Это посылается для укрепления веры.

Ветхозаветное человечество воспринимало Бога как грозного старца. И когда Иисус Христос, Сын Божий, пришел на землю и проповедовал о любви, у многих поначалу и не было понимания того, как же можно состыковать это с восприятием грозного Бога. Вспомним Евангельское повествование, историю, когда женщину, взятую в прелюбодеянии, по всем канонам и законам нужно было побить камнями, а Господь говорит ей: женщина! где твои обвинители?.. И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши. Эти слова Христа открывают нам совершенно иную историю жизни человечества.

В чем заключается строгость ветхозаветного Бога? В наказании. Но не в смысле злого отношения к человеку со стороны Бога. Ведь что такое наказ? Если вспомнить давние времена, да даже наши сказки посмотреть, родители уезжали в город и оставляли детям наказ, чтобы их от чего-то уберечь, предостеречь. Для чего это было нужно? Для того чтобы человек не оступился, не совершил неправильных поступков. И в Ветхом Завете Бог, выступая в качестве грозного Наказодателя, конечно, по милосердию Своему, тем не менее дает и заповеди, которые мы все знаем. Заповеди, что были даны пророку Моисею. И ту заповедь, что была дана в раю праведной чете, Адаму и Еве. Она выводила их на новые отношения с Богом. Обет послушания они должны были исполнить. Всем известна эта история и то, чем она закончилась.

Казалось бы, Бог уничтожил все то грешное человечество, которое погрязло тогда в совершенно безумных грехах, когда уже не было никакой надежды на покаяние со стороны людей. Но оставался Ной и его семья. По крайней мере, они хранили свою веру в Бога, старались жить по заповедям. И можно предположить, что греха на земле должно было бы стать меньше.

– Он должен был вообще исчезнуть.

В идеале. Вода сходит, проходит некоторое время, и мы читаем про знаменитый Хамов грех, когда один из сыновей Ноя посмеялся над наготой своего отца. Хотя по принципам, существовавшим в том обществе, это было оскорблением и неуважением к отцу семейства, к главе рода. Это очень тяжелое преступление. И тем не менее получается, что ковчег, который выносит Ноя и его семью из старой жизни в новую, переносит туда и грех. Почему грех не погиб во время потопа?

– К сожалению, грех связан с проявлением свободы человека. Близкие родственники Ноя также были людьми благочестивыми, но это вовсе не означало, что какая-то греховная мысль не могла устроиться в их сердце. И я бы хотел здесь заметить еще следующее: Ною было очень сложно оставаться праведным. Нужно было прилагать неимоверное усилие и постоянно находиться, как мы сейчас говорим, в тонусе. Вокруг тебя зло, грех, разврат, но ты слышишь голос истинного Бога, сохраняешь его в своем сердце. Это выбор Ноя. И это выбор его семьи. Они все последовали за ним, в отличие от близких родственников Лота, племянника Авраама, которые остались в Содоме и Гоморре и погибли известным образом.

И, конечно, в ковчеге, когда вода еще сходила, тоже можно предположить, что у семейства Ноя присутствовали какие-то мысли в голове и сердце. И, выйдя на свободу, Хам совершает грех. И опять же выбор совершить или нет тот или иной поступок полностью зависит от человека.

Другие братья показывают Хаму, что это нехорошо. Они стараются не смотреть на наготу отца, прикрывают его. Но Хам поступил так, как поступил. И это его свободный выбор. И если бы человечество вышло обновленным и не чувствовало греха, зла, то оно бы и не имело той свободы, которой когда-то Господь наделил Адама и Еву в раю. Бог взял бы и уничтожил все зло. А в чем тогда заслуга человека? В чем тогда нравственный подвиг? В чем тогда будет заключаться духовный рост? Эти вопросы и сейчас не такие праздные. Бог видит все зло, что творится на земле, так почему Он одним разом все это не уничтожит? История Хама как раз и является явным свидетельством того, что даже если все уничтожить, то человек, проявляя свободу в ненужном направлении, удовлетворяя какие-то свои злые устремления души, может опять сродниться, срастись со злом – и переосмысления не будет. Как если не учить ребенка, не вразумлять и не наказывать его, то он может совершать дела совсем ненужные, возрастать и укореняться в этом. Он лезет к горячей плите или к розетке? Родители говорят, что нельзя, ругаются, повышают голос или могут даже легонько шлепнуть. Так они проявляют не зло, а заботу о своем чаде. Это естественные родительские чувства.

Мы говорили о праведниках. Ной тогда остался практически единственным праведником на земле. Солженицын свое произведение хотел назвать «Не стоит село без праведника», подчеркивая тем самым, что в селе или городе обязательно есть праведники, благодаря которым этот мир еще существует. Такой интересный тезис. По идее, Ной, оставаясь праведником, взойдя в ковчег с семьей, должен был стать примером для окружающих его родных, ведь он своим существованием открыто показывал, что Господь спас его за его праведность. Прямая взаимосвязь, что праведность ведет ко спасению. Но мы видим, что его пример не повлиял на окружение. Сейчас мы тоже видим праведников, знаем, что они живут среди нас, но почему-то нас это не меняет. Почему?

– Я полагаю, что здесь нужно оставлять место для действия особой силы Божией – Его Промысла. Ведь человеку можно представить очень много доказательств того, что Бог есть: факты, чудеса. Но пока он не пройдет свой личный путь, пока не приобретет свой духовный опыт, вряд ли сможет измениться и исправиться. Если он только читает книги о том, как нужно жить, но никак эти слова в жизни своей не реализует, не пытается встать на этот путь, то вряд ли когда-то наступит время, что он найдет в себе силы и в один миг изменит свою жизнь. Опять же если не особый Промысл Божий.

Мы говорим, что с понедельника начнем новую жизнь. Замечательный тезис, но что-то начинает нам мешать в воскресенье вечером, и в понедельник с утра мы все свои прежние обещания как-то забываем. Конечно, вера от слышания, как сказал Господь. Когда мы слышим о праведниках, когда видим их праведную жизнь, то воодушевляемся и говорим: «Вот же как нужно жить. Почему я так не могу?» И здесь уже силу человек сам должен найти в себе.

Преподобный Серафим Саровский говорил, что нужна решимость пойти по тому или иному пути. Но по пути праведной жизни. Поэтому слушать и слышать о праведной жизни нужно, но, когда слышишь об этих примерах, ты еще полностью в это не вовлечен. Здесь важное место занимает желание самого человека. Слышать нужно, читать об этом нужно. И, Бог даст, когда-то придет время, и человек скажет, что пора немножко исправить свою жизнь.

Мы даже Великий пост совершаем. Ежегодно по милости Божией мы, вступая в пост, даем себе обещание стараться поменьше говорить ненужные вещи, поменьше осуждать, завидовать, больше внутренне сосредотачиваться. У каждого свои недостатки. Приходит Великий пост или случается момент, когда есть возможность удержаться от осуждения, но мы почему-то по большей части в это с легкостью впадаем. Потом думаем: ох, не удержались...

Тот, кто хотя бы вступил на узкую дорожку исправления, понимает, как это трудно. И ноги болят, и спина. А еще ум надо держать в соответствующем тонусе и сердце к этому прилагать. Сколько нужно сил на это затратить… Тот, кто хоть раз пытался это сделать, понимает, насколько этот путь сложен, но это не значит, что им не нужно идти. Наоборот, дерзать, и Господь всегда помогает.

Результат определенно того стоит. Потом находятся силы и для другого любого дела.

– Безусловно. Люди говорят: пропустил воскресенье – и следующая неделя идет не так, как хотелось бы. Начинают раздражаться, обращать внимание на других. Это люди говорят, это их личный опыт духовной жизни. Если человек проходит этот путь, его невозможно убедить в том, что ему что-то показалось, что у него галлюцинации...

Мы неслучайно сегодня вспоминаем Ноя, потоп и ковчег. Завершение потопа произошло предположительно на горе Арарат. Именно там окончательно остановился ковчег. И там был поставлен жертвенник и принесена первая жертва после потопа. Заключен завет, о котором мы сегодня говорили.

Владыка, прошла Крестопоклонная неделя. В субботу выносился на поклонение Животворящий Крест Господень нам во укрепление, чтобы мы ощутили некую поддержку на продолжение Великого поста. На что Вы советуете обратить внимание во второй половине поста, чтобы достойно пройти этот путь?

– Наверное, каждому нужно обратить внимание на свое внутреннее состояние, на свою жизнь. Не нужно думать, что можно расслабиться. Духовная жизнь, вне всякого сомнения, – это мобилизация всех своих сил, и физических, и духовных. Часто мы любим смотреть на то, как живут другие люди. Но время поста – это время сосредоточения. И когда нет Великого поста, нужно стараться побольше и почаще иметь возможность говорить со своим сердцем, проверять это по Евангелию. Казалось бы, совет простой, но исполнить его бывает очень сложно. Каждый желающий идти этим путем должен понимать, что это путь длиною в жизнь. Господь дает нам эту жизнь для того, чтобы мы тщательно потрудились, созидая своего внутреннего человека, чтобы потом не было вопросов, почему, сея духовное, мы пожинаем плотское и телесное, чтобы духовное семечко дало сторичный плод. Дай Бог, чтобы все это совершалось при нашем желании и собственными усилиями при всепомогающей силе Божией.

Записали:
Анна Вострокнутова
и Анна Родионова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Никакие средства не могут быть действеннее силы Божией

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!Сегодня Церковь вспоминает историю расслабленного, то есть парализованного, человека, который жаждал исцеления (Мк. 2:1–12). Из Евангелия известно, как все произошло. Собралось множество народа, так что невозможно было войти в помещение, где находился Спаситель. Тогда люди, которые принесли расслабленного, разобрали крышу дома (благо, что на Востоке как в то время, так и сейчас крыши плоские, а в то время они делались из глины и тростника, так что разобрать крышу не представляло никакого труда) и спустили расслабленного к Спасителю. И Он, видя веру их – не веру расслабленного, потому что расслабленный был в таком состоянии, что веры своей проявить не мог, а веру тех, кто принес его, кто разобрал крышу, кто спустил его к ногам Спасителя, – говорит расслабленному: встань, возьми постель свою и иди. И тот встал, взял постель свою и пошел исцеленный.

 
Беседы с батюшкой

Священник Константин Корепанов: Не надо бояться смерти!

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс