Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №15 (1248) → Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий: Учимся у Христа

Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий: Учимся у Христа

№15 (1248) / 8 апреля ‘24

Архипастырь

Окончание. Начало №14, 2024 г.

Молитвенные и богослужебные особенности Великого поста. Особые молитвы читаются именно в этот период, Великий покаянный канон, о котором Вы уже говорили, Божественная литургия особым чином, молитва Ефрема Сирина. У аввы Дорофея есть такая мысль: когда мы просим у Господа смирения, надо иметь в виду, что этим мы просим Его послать кого-нибудь, чтобы он нас оскорбил. И это будет для нас как тренировка. Честно говоря, порой бывает боязно это читать, потому что не очень хочется встречаться с тем, кто тебя оскорбит.

– Хотим мы этого или нет, но мы в этой жизни встречаемся с такими ситуациями, когда кто-то нас оскорбит, унизит, обманет, сделает что-нибудь неприятное. Но мы молимся словами Ефрема Сирина о том, чтобы в таких случаях Господь дал нам силы победить зло, с которым встречаемся. Вот смысл этой молитвы. Мы не просим дать нам скорби, а просим дать нам силы, чтобы эти скорби преодолеть благодушно, спокойно, мирно, даже дружно и со смирением. То есть просим дать силы, чтобы смиренно перенести все эти тяготы – вот в чем смысл молитвы, когда мы просим смирения у Господа.

Очень важно, что в аскетике нашей Православной Церкви есть много таких советов, как можно пройти все трудности этой жизни, – оскорбления, унижения, недовольство, ропот, осуждение со стороны ближнего. Если мы научимся, по совету святых отцов, как это нужно преодолевать, то нам очень легко будет это делать. Это ведь советы отцов, прошедших этот путь.

А еще есть благодать Божия, которая помогает нам пройти по этому пути. У нас есть пост, молитва и советы практиков – святых отцов. Как они это все проходили, о чем думали, когда их кто-то обижал или оскорблял, делал какие-то неприятности? Они умели все это переносить с правильными мыслями, чувствами, желаниями, не озлоблялись.

В Священном Писании есть очень много моментов, показывающих как нам быть. Последняя заповедь блаженств говорит: блаженны вы, если вас поносят, унижают и оскорбляют, радуйтесь и веселитесь, потому что велика ваша награда на Небесах. Если бы мы жили с такой мыслью, что хотим получить награду на Небесах – Царство Небесное, то у нас даже появилось бы желание, чтобы кто-то нас оскорблял.

Все наши мученики (и первых веков, и XX века) спокойно шли на мучения, потому что знали, что через это краткое страдание они получат вечную жизнь. Они отрекались от всех предложений мучителей (богатства, славы, чести), чтобы здесь немного потерпеть, а там получить награду. Когда человек так настроен, тогда скорби и беды становятся легкими и удобоносимыми. Потому что есть Христос. Он Сам много претерпел, Он Сам был искушаем и может помочь нам, искушаемым ситуациями, которые встречаются в жизни постоянно.

Повторю, что в аскетике нашей Церкви есть очень много средств и советов, как трудности переносить, чтобы они были легкими и удобоносимыми. Христос сказал: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф. 11:28–30).

То есть, когда мы научимся на примере Христа Спасителя кротости и смирению, то не будем бояться трудностей и скорбей. Они станут для нас очень легкими, удобоносимыми. И не будем тогда говорить: «Ой, не буду молиться о том, чтобы Господь дал мне смирения, а то Он даст мне какие-то скорби и неприятности». А здесь человек спокойно идет к неприятностям, он может их спокойно преодолеть без ущерба для своего духовного и телесного здоровья. Смирение – это победа над злом. Господь пришел на землю и победил зло силой смирения. Если мы научимся быть кроткими и смиренными, как Он, никаких проблем у нас не будет, все будет хорошо.

Мы знаем о подвиге наших мучеников и исповедников в прошлом столетии. Например, Иоанн Крестьянкин (хотя он пока не причислен к лику святых) говорил, что самые счастливые годы были у него в тюрьме, он тогда видел Бога, чувствовал Его рядом. Представляете, в тюрьме издевались, избивали людей, ужасная была ситуация, а он говорит, что это было для него самое счастливое время.

Почему так было? Потому что у него были смирение, кротость и вера в Бога. А когда Бог рядом, и на душе спокойно, то со всеми ладишь. Все эти жестокие люди, которые других там унижали, к нему относились с большой любовью.

А посмотрите на нашего Императора Николая II. К нему приставляли самых злых солдат охраны, чтобы они досаждали ему до глубины души. А он спокойно переносил их отношение, великодушно и с благородством. Они ничего не могли с ним сделать. Они сами умягчались и даже не могли ему делать никаких пакостей. Потом охрану заменяли на других людей, еще злее первых. И эти тоже умягчались. Вот что значит смирение. Сила смирения очень велика.

Поэтому, когда спрашивают, каким образом Император стал святым и за что его причислили к лику святых, можно ответить, что за его смирение. Это большая сила. Не так легко человеку, занимавшему такое высокое положение в обществе, имевшему большую славу и честь, потом все это потерять. Не каждый может при этом устоять. А он спокойно к этому отнесся, понял, почему это случилось и за что, и благодарил Бога за все, просил у Него помощи, чтобы вытерпеть все это до конца. Вот что значит смирение, сила Божия.

Поэтому и нам в течение предстоящего поста необходимо, с Божией помощью, обогатиться добродетелями мира, согласия, любви, уважения друг к другу, смирения, кротости, воздержания. Эти добродетели могут разрушить всякое зло на этой земле. Потому что, как мы видим, Сам Христос этими добродетелями победил мировое зло и дьявола, который восстал против Него.

А мы имеем непобедимого помощника в лице Иисуса Христа. Он может победить наши немощи, слабости и трудности и помогать нам во всем. Надо понять, что только с Ним все получится. Без Него мы ничего не можем делать, а с Ним можем все. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе (Флп. 4:13) – есть такие слова в Священном Писании у апостола.

Великий пост. На что обратить внимание в первую очередь?

– В течение Великого поста необходимо постараться с Божией помощью обогатиться добродетелями мира, согласия, любви, уважения друг к другу, смирения, кротости, воздержания. Эти добродетели могут разрушить всякое зло, которое есть на этой земле. Этими добродетелями, мы видим, Сам Христос победил мировое зло, мирового дьявола, восставшего на Него. Мы имеем непобедимого Помощника в Лице Иисуса Христа – Он может победить наши немощи, наши слабости, трудности, помочь нам во всем. Надо понять, что без Него мы ничего не можем делать, а с Ним все можем. Сказано в Священном Писании: Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе (Флп. 4:13).

Молитвы Великого поста – одно из средств поддержания связи с Богом. Потому что в суете теряется молитва. Молитвенное обращение «Господи, помилуй», которое может быть сильным в моменты каких-то опасностей, искушений, потом может сходить на нет. Господь-то рядом, но мы уже отдалились. Я в эти дни разговаривала с разными людьми, и у всех одна и та же мысль: мы боимся Великого поста, что опять не справимся, опять окажемся недостойными, дадим слабину, потеряем ревность, которая есть вначале. А когда пост закончится, мы скажем, что он быстро пролетел и опять ничего не получилось. Но в то же время мы получаем воодушевление.

– Молитва – это наше обращение к Богу. Бог есть Свет. Бог есть благодать, она проявляется и светом, и миром, и всякими другими добродетелями. Наша душа окутывается этими дарами Божиими. Главное – воскресение нашей души. Очищение души и есть наше воскресение от греховного пути, греховной жизни и надежда на получение вечной радости со Христом в вечной жизни. Наш подвиг во время Великого поста для того, чтобы получить блаженную вечность. Когда мы с таким настроем, с такими мыслями постимся, то легко переносить все трудности поста, потому что мы знаем, какое значение он для нас имеет. И пост проходит очень быстро и незаметно. Кажется, что вроде бы еще и не начал по-настоящему поститься, но пост уже заканчивается. А хотелось бы еще.

Великим постом совершается Литургия Преждеосвященных Даров. Нередко священники советуют выбрать будний день, когда служится такая Литургия, может быть, взять отгул, отпроситься с работы, чтобы побывать на ней. В чем Вы видите красоту этого богослужения? Почему необходимо присутствовать на этой постовой службе?

– Это богослужение дано нам в подкрепление наших сил душевных и телесных. Таинство пресуществления Даров в Тело и Кровь Христовы уже совершилось, Сам Христос уже присутствует в этом таинстве в храме Божием. Конечно, когда между нами находится Сам Господь в этих таинствах Тела и Крови Христовых, нас посещает особая благодать Божия, мы находимся в свете неприступном, в свете Божественном. Эта Литургия быстро и легко проходит, но в то же время она очень благодатная. Потому что таинство уже совершилось, Господь Иисус Христос стоит перед нами, Он в этих таинствах, Он с нами. Мы молимся и черпаем от Него силы, помощь. Нам легче молиться, потому что с нами Христос Бог. Молитвословия, которые читаются и поются во время Литургии Преждеосвященных Даров, очень духовные, очень трогательные и благотворно влияют на наше сознание, очищая нашу душу и наше сердце.

Важно хотя бы несколько раз Великим постом присутствовать на этой Литургии, потому что она очень благодатная. Обычная Литургия тоже благодатная, но здесь мы можем почувствовать особое благоволение Божие.

Еще одна особенность Великого поста – принято читать Псалтирь. Псалмы царя Давида пронизывают апостольские послания, многие строки Псалтири используются в богослужениях. Интересно, что есть псалмы, которые можно в полной мере отнести к себе, а есть псалмы, которые христианину сложно понять и сказать от своего лица, потому что там есть, например, просьбы об уничтожении врагов, о каком-то возвеличивании себя. У царя Давида все-таки была и военная жизнь, и правление было исполнено испытаний, и с семьей он переносил многие скорби. Все это выражено в этих песнях, и не всегда можешь это отнести к себе. Как правильно читать псалмы?

– Читая Псалтирь, мы возвеличиваем силу и крепость Божию. Мы прославляем Бога во всем, в том, что Он помогал кому-то когда-то и сокрушал, может быть, каких-то врагов, досаждавших сильно, защищая людей, которые нуждались в особой помощи Божией. Мы восхищаемся силой и всемогуществом Божиим. Мы читаем в псалмах о таких моментах, когда моментально было разрушено, уничтожено зло, нападавшее на тех, кто Бога чтил и исповедовал. И Господь там часто говорит: «Люди мои, будьте со Мной рядом, и Я вас защищу от всех бед и напастей; удалитесь от Меня – получите очень много неприятностей от врагов видимых и невидимых». Там вся наша жизнь есть.

Но мы должны смотреть, каково действие Божией силы, Божией благодати на человечество, на человека. И мы прославляем всемогущество Бога, Который все может сделать. Мы восхваляем и возвеличиваем Бога, и это для нас очень хорошо, ведь когда мы прославляем Бога, Господь посещает нас Своею милостью, Своею благодатью, Своею силой.

Желаю всем помощи Божией в несении Великого поста. Пост дан нам для того, чтобы мы могли преобразить свою душу, осознать свои недостатки и помолиться, чтобы постом и молитвой эти наши недостатки были уврачеваны благодатью Всемогущего Бога Христа и Спасителя нашего.

Исполняется 225 лет со дня рождения архиепископа Софонии (Сокольского), первого архиерея Туркестанской и Ташкентской епархии, образованной более 150 лет назад. Насколько я помню, Владыка Софония сюда приехал, будучи уже в летах преклонных. И эти обширнейшие территории, которые он должен был духовно окормлять и в которых должен был выстроить церковную жизнь, его приняли. Если можно, расскажите об этом подвижнике и об этих событиях.

– Мы с признанием и благоговением относимся к нашему епископу Софонии, который был первым епископом Ташкентским и Туркестанским. Действительно, ему уже было более 70 лет, но он очень много потрудился, много ездил по просторам Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана. Везде он бывал, и этому удивляешься, ведь тогда не было самолетов, поездов, не было таких дорог; передвигались на лошадях или других средствах передвижения. Это сейчас мы можем за какие-то часы попасть и в Казахстан, и в Туркменистан, и в Таджикистан, но тогда дороги были очень тяжелые. Но он преодолевал все эти трудности, посещал и Ташкент, и город Верный (ныне Алма-Ата).

Он снискал очень большую любовь местного народа, причем народа мусульманского. Его очень любили. Он знал персидский язык, хорошо знал мусульманство, Коран. Он мог с людьми говорить на одном языке. Но он общался с ними не с целью обращать мусульман в сторону Православия; он с почтением, уважением относился к их вере. И они почувствовали, что он пришел не для того, чтобы их поработить или угнетать, чтобы насаждать свою власть. Нет. Он старался чтить традиции местного народа, их веру. И не было никаких противоречий.

Император того времени издавал такие указы, чтобы не наводить какой-то напряженности среди местного населения. Императором было напечатано большое количество экземпляров Корана, книги бесплатно раздавались по всей территории. Строились, реставрировались мечети. Власть Российской империи старалась почтительно относиться ко всем жителям региона Средней, Центральной Азии. Не было такого, чтобы Русская Православная Церковь здесь занималась прозелитизмом или миссионерством; это даже запрещалось. Казалось бы, православная страна, но запрещалось обращать людей из мусульманства в Православие. Нужно было, чтобы люди жили мирно, спокойно и не было напряженности: дескать, пришли русские, начнут обращать в Православие и уничтожать мусульманство. Такого не было.

Мы живем уже 150 лет вместе, и у нас не было никогда раздоров между нациями, народностями, религиозными конфессиями, особенно между мусульманством и Православием. Мусульмане даже помогали нам строить храмы – вот такая дружба. Мусульмане говорили: «Мы строим православные мечети». Здесь добродушный народ и уважение друг к другу.

Мы это видим и до сегодняшнего дня. Местный мусульманский народ очень добродушный, любвеобильный; люди с большим уважением относятся к православным, которые здесь живут. Благодаря таким качествам души местного населения и создалась атмосфера дружбы и добра, мира и согласия, любви и уважения. Это для нас большая ценность, которая идет из глубины веков.

Президент Республики Узбекистан Шавкат Миромонович Мирзиёев тоже очень бережно относится ко всем религиозным конфессиям, ко всем национальностям, всячески помогает, поддерживает. И он всегда просит, чтобы мы жили дружно, мирно. Где есть мир, согласие, любовь, уважение, там есть развитие, перспективы на будущее. Разделение, разборки всегда мешают развитию.

Сейчас Узбекистан развивается во всех сферах жизни, пошел на подъем по всем направлениям. Потому что есть мир, согласие, доброе отношение среди живущих в Узбекистане. И это сразу видно. Те, кто сюда приезжают из России или из других стран мира, видят и замечают эту доброту. Народ здесь благочестивый, любвеобильный, радостный, приветливый, гостеприимный, милосердный.

Сейчас у мусульман идет месяц Рамазан, тоже пост. У них принято в эти дни совершать как можно больше дел милосердия. Они прямо ищут, кому и чем помочь. Приходит ко мне одна женщина и говорит: «Вот сейчас у нас Рамазан, нужно делать дела милосердия. Знаете, на улице лежит женщина, мне ее жалко, помогите ее как-то устроить». Сама она ей помочь не может, хочет, чтобы мы пошли и чем-то помогли. То есть она и сама хочет оказать милосердие, и нас заставляет делать дела милосердия. Они живут по вере, что надо делать добро.

Слава Богу, мы не конфликтуем, потому что у нас есть очень много точек соприкосновения. Мы говорим о милосердии, совершении добрых дел, и они говорят об этом же. Мы помогаем, и они тоже помогают. Что ж тут ссориться, когда мы одно и то же доброе дело делаем? Слава Богу, что в Узбекистане такая атмосфера добра, мира, согласия, любви и уважения друг к другу. Дай Бог, чтобы так было всегда и никакие силы не смогли сломить твердыню мира и согласия между людьми, живущими в Узбекистане.

Вы совершали Божественную литургию в монастыре Покрова Пресвятой Богородицы в городе Дустабад. Удивительна история постройки этого храма.

– Этот монастырь строился стараниями матушки игумении Манефы. К сожалению, она уже почила, но ее труды остались, и мы ими пользуемся. Она с сестрами собирала милостыню: ходили по городу, по разным рынкам, ездили по России, по крупицам собирали средства для строительства храма монастыря. Такими трудами был построен величественный собор, а также корпуса, чтобы сестры могли жить. В монастыре есть свое хозяйство, сестры трудятся, выращивают разные культуры, имеют свой скот. Создалось очень хорошее, дружное сестричество, они с любовью несут свои послушания, помогают друг другу и всем, кто к ним приезжает.

На этот монастырь обратил внимание президент Республики Шавкат Миромонович Мирзиёев. Был расписан собор монастыря...

Собор прекрасный!

– Президент украсил этот собор прекрасной росписью; весь храм расписан. Сделали полы, поменяли крышу, корпуса отремонтировали, благоустроили территорию. Мы всегда с благодарностью вспоминаем президента Узбекистана за помощь этому монастырю, который благоукрасился и расцвел, можно сказать, как благоухающий цветок.

Президент восстановил и в Чирчике Троицкий Георгиевский монастырь: и храм, и часовня, и корпуса построены. Мы очень благодарны за такую милость, за такое доброе отношение. Это показатель, что власть и простые люди живут в мире, согласии, друг другу помогают. Нет разделений, раздоров, ссор, гнева, обид и так далее; все очень дружно, добродушно.

Года два назад здесь стали праздновать День дружбы народов. Президент многим вручал ордена, медали, и я был удостоен такой чести, многие другие священники, миряне.

Вот такая, можно сказать, дружная семья у нас создалась. Сверху донизу и снизу доверху – монолит дружбы и единства. Дай Бог, чтобы всегда так было и никто не мог этого разрушить.

Записали:
Нина Кирсанова
и Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/VELIKIY-POST-S-ARHIPASTYREM-3-ch-SMIRENIE-UChIMSYa-U-HRISTA;
https://tv-soyuz.ru/VELIKIY-POST-S-ARHIPASTYREM-4-ch-MOLITVY-LITURGIYa-PSALMY;
https://tv-soyuz.ru/VELIKIY-POST-S-ARHIPASTYREM-5-ch-MIR-SOGLASIE-VZAIMOUVAZhENIE

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Мы молимся, чтобы Господь просветил людей светом Его Божественного разума

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!Сегодня мы вспоминаем победу Православия над ересью иконоборчества и в каком-то смысле завершение целой эпохи борьбы с ересями. Удивительно, но буквально с первых шагов в жизни христианской Церкви стали появляться лжеименные, как тогда говорили, знания. То есть люди, пытаясь соединить Евангелие с собственными знаниями, приходили к неким умозаключениям, которые практически полностью лишали смысла христианское послание. Уже в конце I века стали появляться целые общины, и особенное распространение они получили во II веке. Появилось такое понятие, как гносис, то есть лжеименное знание, и тех, кто исповедовал подобное понимание христианства, не проистекавшее из апостольской веры, стали называть гностиками, то есть носителями лжеименного знания.

 
Архипастырь

Епископ Питирим (Творогов): Самое драгоценное, что у нас есть – это Божественная свобода

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс