Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №46 (1231) → 9 декабря – память святителя Иннокентия Иркутского

9 декабря – память святителя Иннокентия Иркутского

№46 (1231) / 1 декабря ‘23

Церковный календарь

Будущий святой родился в конце XVII века в Малороссии, в Черниговской губернии. По преданию, он появился на свет в семье священника Кульчицкого, потомка древнего польского рода. При Крещении мальчика нарекли Иоанном и воспитывали его в духе благочестия.

Получив начальное образование дома, юноша продолжил обучение в Киевской духовной академии. Ко времени окончания учебы Иоанн был пострижен в монахи с именем Иннокентий и примерно в 1706–1708 годах был затребован в Москву на должность учителя и префекта в Славяно-греко-латинскую академию. А оттуда он был взят в Санкт-Петербург, где в то время только основывался Невский монастырь, будущая лавра.

Опираясь на мнение Сибирского митрополита Филофея (Лещинского), государь Петр I утвердился в своем желании образовать в Пекине Русскую православную духовную миссию, которую, по плану царя, должен был возглавить епископ. Митрополит рекомендовал на эту должность иеромонаха Иннокентия.

5 марта 1721 года в Свято-Троицком соборе Невского монастыря за Литургией была совершена хиротония иеромонаха Иннокентия во епископа. Сразу по Пасхе Владыка Иннокентий, нареченный епископом Бельским, выехал из Санкт-Петербурга в Китай. Его сопровождали два иеромонаха, иеродиакон и пять певчих с тремя служителями. Год без малого добирались они до Иркутска, оттуда двинулись дальше и остановились в пограничном с Китаем Селенгинске. Здесь миссии предстояло дожидаться решения пекинских чиновников о праве на въезд.

В то время в столице Китая большое влияние приобрели иезуиты, которые добились запрета на въезд православного Владыки. В ожидании новых указаний из Святейшего Синода епископ Иннокентий оставался в Селенгинске безвыездно три года. Скорбна была жизнь святителя. Не получая жалования, а назначено ему было 1500 рублей в год – он содержал себя и свиту подаяниями доброжелателей. Чтобы не умереть с голоду, миссия добывала себе пропитание рыболовством или нанималась на работы к местным хозяевам и тем кормилась. Жили скитальцы на даче Троицкого Селенгинского монастыря. А чтобы не даром есть монастырский хлеб, Владыка и его диакон писали для храма иконы.

Не без Промысла Божия китайцы отказали Владыке во въезде. Его вынужденное «сидение» в Селенгинске оказалось весьма важным для проповеди слова Божия среди местных племен. Используя свое архиерейское право рукополагать в священный сан, святитель восполнял недостаток духовенства за Байкалом и избавлял ставленников от далекой поездки для принятия сана в столицу Сибири – Тобольск.

Лишь в марте 1725 года Владыка Иннокентий получил повеление переселиться в Иркутский Вознесенский монастырь. К нему в поисках духовного утешения стали стекаться люди. Особенно стремились к Владыке дети и инородцы. В тот же год скончался император Петр I. Вдова и наследница престола Екатерина I назначила чрезвычайным послом в Китай графа Савву Рагузинского и обязала его взять с собой в Пекин епископа Иннокентия, если, конечно, китайцы согласятся. Но в конечном счете начальником миссии в Пекине был назначен архимандрит Антоний Платковский.

А святитель Иннокентий получил новый указ – быть самостоятельным епископом Иркутским и Нерчинским.

Водворившись на новом месте, Владыка Иннокентий столкнулся с теми же проблемами, что и в Селенгинске. По-прежнему не на что было жить, не было крыши над головой. Консистория отказалась платить ему жалование на том основании, что назначено оно было якобы для проживания в Китае, а не в Иркутске. Не нашлось среди иркутян того, кто бы принял в свой дом будущего молитвенника и заступника пред Престолом Божиим за всю иркутскую паству. Наконец, в 1728 году провинциальная канцелярия сжалилась над Владыкой и отвела ему дом боярского сына Димитрия Елезова.

Немногим более четырех лет окормлял святитель иркутскую паству, но и это время употребил он с великой пользой для спасения. Владыка Иннокентий не отличался крепостью здоровья, но подвигов своих не оставлял. На теле носил власяницу, поверх которой всегда был подрясник из шкуры лося и кожаный пояс с железной пряжкой.

Молиться святитель любил в пещере за монастырской оградой. Днем помогал тянуть сети тем, кто был на рыболовном послушании, а по ночам шил для учеников обувь. Язычников, во множестве проживавших вокруг Иркутска, он обращал к Святой Церкви не только семьями, но и целыми стойбищами, открыл славяно-русскую школу для всех сословий.

Очень любил он служить Божественную литургию. В последний раз совершил Божественную литургию в воскресный день 3 октября. После этого человеческие немощи приковали Владыку к одру.

В субботу 27 ноября 1731 году в седьмом часу утра святитель почил в Господе. Мощи святителя Иннокентия (Кульчицкого) были открыты 19 января 1805 года и перенесены в соборную церковь Вознесенской обители, где открыто почивали в серебряной раке. Но в 1921 году рака святого была кощунственно вскрыта, а мощи утеряны. Повторно они были обретены лишь в 1990 году в одном из подсобных помещений ярославской церкви Николы Надеина и с того времени находятся в Знаменском монастыре Иркутска.

Полную версию вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Церковный календарь

Юбилейные даты в 2010 году

 

Церковный календарь

Дни памяти Святых

№4 (565) / 22 января ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс