Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №12 (1053) → Епископ Каскеленский Геннадий (Казахстан): В нем поистине живет и светит вдохновение

Епископ Каскеленский Геннадий (Казахстан): В нем поистине живет и светит вдохновение

№12 (1053) / 23 марта ‘20

Архипастырь

Закончилась первая неделя Великого поста, по Церковному Уставу самая сложная, трудная. Ее отличают длительные богослужения и жесткое воздержание в пище. В субботу или в воскресенье на первой неделе обязательны Исповедь и причащение Святых Тела и Крови Христа. Но если кто чувствует, что постился не в полной мере и не смог на минувшей неделе исповедоваться и причаститься, нарушал запрещение на вкушение скоромной пищи пусть не печалится, потому что все можно исправить. Великим постом будет еще одна неделя, последняя перед Пасхой, так называемая Страстная седмица, когда Церковь заповедует поститься также строго, усердно, как и в первую неделю. На Страстной мы можем восполнить то, что не смогли сделать на первой.

О Великом посте знает каждый, но не все представляют его подлинный смысл. Главная ошибка в восприятии Великого поста, когда его сводят к упражнениям в диете. Воздерживаться от мясной, молочной и рыбной пищи еще не означает свято соблюдать пост. На эту тему есть прекрасный короткий юмористический рассказ замечательного архангельского писателя и человека интереснейшей судьбы Степана Писахова «Как купчиха постничала» – за день эта благочестивая купчиха одних только кашек и киселей съедала до десятка различных сортов. Конечно, воздержание от скоромной пищи важная составляющая часть поста. И, действительно в некоторой степени, пост помогает восстановить физическое здоровье, – это правда. Современный человек, особенно житель города, с одной стороны привыкает есть много, а с другой стороны, энергии тратит мало, многие страдают ожирением… Врачи утверждают: множество болезней развивается от переедания белковой пищей; точно установлено, что у тех, кто постоянно питается мясом значительно больший риск заболеть раком кишечника. А что говорить о качестве пищи? Замечательный современный врач академик А.Ф. Черноусов как-то высказался: «Хуже гамбургеров только расстрел».

Конечно, тяжело поститься тем, кто привык есть много. Исполнить заповедь о телесном посте для таких людей зачастую самый настоящий великий подвиг, и не все проводят Великий пост одинаково, каждый – в меру своего духовного развития и своего физического здоровья. Но пренебрегать постом вовсе – большой грех. Вспомним первые главы Священного Писания: в чем состояло грехопадение первых людей? Бог в раю дал Адаму не что иное как заповедь поста: от всякого древа в саду ты будешь есть, а от древа познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь. (Попутно заметим, что о яблоне, яблоках в Библии не сказано ни слова.) Адам этот первый пост нарушил. Если современный человек называет себя верующим и пренебрегает заповедью поста, то своим непослушанием он уподобляется Адаму, а последствия непослушания Богу очевидны – это лишение возможности Богообщения, лишение благодати, изгнание из рая, потеря душевного мира и любви. Впрочем, и грех непослушания лечится искренним покаянием человека.

Важно понимать, что Великий пост должен стать для каждого христианина совершенно особым временем: как временем телесного воздержания, так и временем молитвенного подвига. Конечно, у каждого из нас свои профессиональные семейные обязанности, далеко не каждый (в силу понятных причин, занятости, особенности своей деятельности) может регулярно посещать богослужения. Частые командировки иногда делают невозможным и точное соблюдение телесного поста в пище, но сама заповедь о посте свята и нерушима. Великий пост – это десятая часть года, которую мы отдаем Богу, это время, которое должно радикально отличаться от всего остального времени года. Если сомневаетесь как вам поститься, спросите священника, который хорошо вас знает, вопросите свою совесть, и она ответит вам, какие именно следует наложить на себя ограничения, какие конкретно дела веры и благочестия следует совершить в период поста.

По церковным канонам пост – это воздержание от мясной, молочной пищи, от удовольствий, увеселений, развлечений. Это подвиг самоотвержения, который мы совершаем ради Бога и ради самих себя. Всякий, кто сдерживает, стесняет свою плоть, обретает благодать духа, открывает в себе духовное начало, радость молитвы, освобождающую силу покаяния и совершенно особые переживания от общения со Христом в таинстве Причащения Его Пречистых Тела и Крови.

Иван Александрович Бунин в автобиографическом произведении вспоминал, что во дни Великого поста само жилище, дом преображался и, наконец, начинал светиться предельной чистотой, как внутренней, так и внешней, благостной и счастливой, тихо ждущей в своем благообразии великого Христова праздника Пасхи. А другой писатель, Иван Шмелев, очень точно подметит, что с началом Великого поста что-то радостное начинает копошиться в сердце, все вокруг тебя и внутри тебя становится другим, новым, преображенным. Наверное, это главная задача и всей Церкви, и в отдельности каждого священника – помочь человеку обнаружить внутри себя совершенно новую жизнь, радостную и легкую жизнь духа, которая по своей насыщенности, интенсивности превосходит жизнь плоти. И, конечно, лучшего, чем в Великий пост времени для такого духовного пробуждения быть не может. Великий пост – время обновления, время расцвета, подлинная весна души. Любопытно, что в английском языке Великий пост звучит как «The lent», и само слово это взято из староанглийского, где оно означало «весна». Стремление очистить душу сродни стремлению увидеть окружающую природу преображенной и расцветшей. Оно не уничтожимо в природе человека, хотя иногда кажется, что человеческая цивилизация делает все, чтобы это стремление подавить. Самое большое препятствие, лежащее на пути Великого поста, – это закоренелая привычка к плотской расслабленной духовно бесчувственной безответственной жизни. «Может быть заповедь Великого поста и хороша, но, увы, она не для меня, – рассуждают некоторые, – мне, мол, поздно менять свои привычки». Поэт Сергий Бехтеев выразил это умонастроение так:
Но, Боже, Боже, как для нас
Твои слова невыполнимы,
Как каждый день и каждый час
Мы духом злобы одержимы.
И прелесть мира возлюбя,
Творя распутство до могилы,
Как далеки мы от Тебя,
Как близки к князю темной силы.

Вот это последняя строчка стихотворения должна пробудить, отрезвить читателя: неужели кто-то желает по доброй воле гибели своей бессмертной души? А ведь так и происходит. Человек, плывущий по течению, не сопротивляющийся греху, уклоняющийся от борьбы за очищение своей души, поистине близок к погибели, он становится добычей, игрушкой тех самых темных злых сил. И нет другого пути вырваться из этого темного плена, дурных привычек и привязанностей, как встать на путь покаяния, молитвы, поста.

Ныне мы переживаем святое спасительное время – Великий пост только начался, впереди еще более месяца, впереди еще наиболее значимые богослужения, Страстная седмица… Как и всякий осмысленный путь, поприще Великого поста имеет свою конечную цель – мы готовим себя к встрече Праздника праздников и Торжества из торжеств, дня Светлого Воскресения Христова. Я от всей души желаю всем нашим православным телезрителям исполнить заповедь Великого поста, и в чистоте и радости достигнуть праздника Пасхи.

Записала:
Елена Чурина

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Вы просите у Бога милости к Отечеству, ищете, чтобы дело Христово совершалось на земле

В этот день отмечается 44-я годовщина архиерейского служения Его Святейшества – 14 марта 1976 г. в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры архимандрит Кирилл (Гундяев) был хиротонисан во епископа Выборгского. Хиротонию возглавил митрополит Никодим (Ротов).

 
Беседы с батюшкой

Священник Константин Корепанов: Дело не в том, чтобы не есть, а в том, чтобы не осуждать

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс