Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №7 (1000) → Матушка Елена Оносова: Господь все равно поможет все сделать и управит

Матушка Елена Оносова: Господь все равно поможет все сделать и управит

№7 (1000) / 18 февраля ‘19

Вторая половина

Героиня программы – матушка Елена Оносова, супруга настоятеля храма во имя Святого Георгия Победоносца в Камышеве Каменской епархии иерея Павла Оносова

Многие из нас в сложных жизненных ситуациях начинают стенать: «За что, Господи? За что наказываешь?». И забывают, что наказание – это прежде всего наказ: если Господь, наш любящий Отец, наказывает – значит, подсказывает, направляет, ведет. Когда начинаешь это понимать, душа задает совсем другой вопрос: «Ради чего, Господи? Чему должна научить эта ситуация, что положить в копилку жизненного опыта?». Ответы обязательно придут, если мы не побоимся честно оценить собственные помыслы, поступки и захотим понять, что все события нашей жизни есть не что иное, как шаги к Господу.

Храм – сердце и душа села, так было всегда: и до революции, когда по воскресным дням он был полон, и в годы гонений на Церковь, когда он, даже полуразрушенный, для сельских молитвенников оставался и форпостом Православной веры, и зримым образом надежды на ее возрождение. Настоятель старинного храма, иерей Павел родился и вырос в этом селе. В детстве с друзьями тоже бегал по развалинам храма, забирался на его высокую колокольню – стремился к высоте. С годами это незаметно отошло на задний план, однако в свое время высота снова позвала к себе. И тогда он переступил порог заброшенного храма своего детства с новыми ощущениями. Это было 6 лет назад, когда он принял священнический сан и был поставлен настоятелем родного Свято-Георгиевского прихода.

Иерей Павел: – Мы еще далеко от мира-то не ушли, но у нас было желание именно здесь служить, именно в своем храме, а не где-то.

Когда в селе возродилась православная община, богослужения проходили в приспособленном молитвенном доме, а храм продолжал разрушаться. И тогда семья настоятеля приняла решение начать его восстановление, пусть малыми силами, по крупицам, но начать.

Иерей Павел: – Если мы не начнем служить, то храм не построим никогда.

Матушка Елена: – Думали: хотя бы только Литургия... А когда отопление сделали, сразу слезы на глазах у всех... У бабушек – потому, что в храме. У нас на Рождественскую службу просто заходили люди, которые никогда вообще в храм не ходили. Шли и шли... Даже когда еще делали отопление, заходили и смотрели, что в храме...

Для матушки Елены этот храм стал родным с того далекого дня, когда она, студентка из Екатеринбурга, приехала в Камышево на свадьбу к подруге и встретила свою судьбу.

Матушка Елена: – Я думаю, что нас Господь свел. Я в него с первого взгляда влюбилась, как только увидела, когда они приехали за невестой. А он меня сначала не замечал. Уже в конце свадьбы в доме, в коридоре, мы столкнулись, и он говорит: «Ты что скучаешь?». Я говорю: «Жарко очень (было лето, июль), на улицу хочу, погулять, да не с кем, да и местность незнакомая». Он говорит: «Пойдем, я тебе покажу наше село».

Иерей Павел: – «Любовь нечаянно нагрянет, когда ее совсем не ждешь...». Матушка – мое солнышко. На самом деле это, видимо, та половинка, которую я давно ждал.

И не только он. Ждала его мама, которая сердцем приняла милую девушку Лену. Молодые люди созванивались, ездили друг к другу в гости: он – в Екатеринбург, она – в Камышево, но недолго, месяца 3. В один прекрасный день мудрая мама решила помочь сыну сделать ответственный шаг.

Матушка Елена: – Она говорит: «Может, хватит вам уже ездить? На носу зима, холодно будет ездить друг к другу. Может, вы все-таки уже поженитесь?». Получается, она нас сосватала. Мы: «Наверное... Ну давайте». Мы ее волю послушались (мама говорит, что надо) и подали заявление.

Свадьбу играли в Камышеве. Елена переехала из мегаполиса на родину мужа. В Камышеве молодая семья стала обживаться, разрастаться. Оба работали в школе: муж преподавал физику и технологию, жена – музыку. В семье родились трое сыновей. Как-то Оносовы в полном составе приехали в отпуск на родину Елены – в Красновишерск Пермского края и там, в Петропавловском храме, всей семьей приняли святое Крещение. Так наконец исполнилась давняя мечта мамы Лены.

Матушка Елена: – В советское время же атеизм был, хотя мне мама всегда в детстве говорила: «Давай мы тебя покрестим». А раз в школе воспитывали нас так, просто вбивали в голову атеизм, я говорила: «Нет, я не буду креститься». Она все время очень хотела меня окрестить.

Они крестились, но не встали на путь воцерковления – так, к сожалению, случалось со многими, кто принимал Крещение в 1990-х: не было понимания сути великого таинства, внутренней готовности к переменам в сознании и в самой жизни. Господь ждал долгих 13 лет, пока семья развернется в сторону Церкви, а потом Сам развернул, послал наказ. Все произошло в день рождения сына. С утра в доме шли приготовления, ждали гостей. А Елена не могла справиться с тревогой, не давал покоя густой дым, поднимавшийся из ближайшего леса.

Матушка Елена: – А ветер был очень сильный. Апрель, сухостой, снега уже не было, трава высокая, сухая. Я в окно смотрю: пламя из леса, стена пламени... Буквально в считанные минуты мы успели выскочить. Я ребятам говорю: «Мальчишки, огонь идет на нас». Мы выскочили из дома в чем были.

Выскочили, успев взять документы и компьютер. Через несколько мгновений заполыхал их большой дом и еще 10 соседских. Они понимали бессилие перед стихией, но осознание, что в этом адском огне горят их собственные прежние представления о жизни, ее ценностях, пришло позднее – уже на пепелище дома и собственных чувств. Конечно, погорельцам помогали всем миром, но внутри, в душе, оставалось выжженное поле, которое не могло дать новых всходов. И тогда глава семьи обратился к Богу.

Иерей Павел: – Я понял, что мне больше негде просить помощи. И после этого целый месяц читал Покаянный канон (ежедневно утром и вечером, кроме утреннего правила) и Псалтирь. Не знаю, почему, мне никто об этом не говорил. Я просто решил так делать. Только после этого я пришел к священнику на Исповедь.

Матушка Елена: – Видимо, нам надо было пережить такое несчастье, чтобы Господь нас направил.

Кров семья нашла в родительском доме отца Павла. В тесноте, да не в обиде стали жить всемером.

Матушка Елена: – У нас здесь были двухъярусные кровати. Когда мы их на ночь расправляли, оставался маленький проход. А у нас еще мама лежачая была. Но мы были рады, что хотя бы это у нас осталось, что не на улице совсем: слава Богу, что вот это есть!

Муж и средний сын Алексей искали и нашли утешение в Церкви. Елена видела, как постепенно меняются взгляды, поведение, образ жизни супруга. Он всегда был добрым и внимательным к ней, но... Ее детство прошло в страхе из-за пьянства отца, алкоголь в нем провоцировал агрессию. А потом и в ее собственной семье ситуация повторилась.

Матушка Елена: – Ругалась с батюшкой. То есть был у него период... Все было: и разводом грозила, и все на свете, хотя понимала, что все равно не разведусь с ним.

Иерей Павел: – Эта проблема есть, я этого не отрицаю. Другое дело, что нужно научиться управлять проблемами. И святые имели страсти, но они умели ими управлять. Поэтому наша задача – как раз научиться управлять страстями. Мы освободиться от них не можем, сами не в силах это сделать – нас может только Господь освободить от чего-то... И те страсти, которые в нас есть, на самом деле должны идти нам на пользу, но мы по своим грехам их просто исказили.

И все на пользу, ибо страсти смиряют: рано или поздно человек понимает, что без Божией помощи ему не справиться, а, справившись, он именем Господним способен помочь и другим. Желание мужа молитвой и покаянием стяжать Божию благодать, чтобы справиться со страстями, однажды привело в церковь и Елену.

Матушка Елена: – Я услышала, что Алеша пел на клиросе. Я услышала, как они с матушкой поют Херувимскую. И все… У меня просто перевернулось все.

И она осталась в церкви. Настоятель вскоре благословил петь на клиросе, и это тоже стало откровением.

Матушка Елена: – Ведь как донесешь до людей, как споешь, так и люди будут молиться.

Господь вел, и она шла за Ним с непреходящей радостью в душе, которая постепенно становилась величиной постоянной и открывала новый взгляд на привычные вещи.

Матушка Елена: – Если раньше, до храма, думаешь: то-то хочу... А теперь: пусть будет все по воле Божией.

Иерей Павел: – Отдать себя в руки Божии – значит, принимать от Бога с благодарностью все, что есть у Бога. Для меня – вот именно такое видение. Поблагодарил Господа за то, что с тобой произошло, – хоть доброе, хоть недоброе, ибо, научившись благодарить Господа, мы все-таки будем именно частью Его Самого.

Как волю Божию Елена приняла и рукоположение мужа в священство, хотя признается, что ее раздирали противоречия, несогласия, страхи, неуверенность.

Матушка Елена: – Я же ничего не знала. Когда его рукоположили, я первые службы составляла неделю. Я сколько плакала, говорила: «Не понимаю, как составить эту службу». Батюшка мне помогал – раз он дольше ходил в храм, то уже все равно разбирался; помогал, успокаивал. Я до 2-х, до 3-х, до 4-х утра сидела, службы составляла.

После рукоположения они оба продолжили работать в школе: отец Павел преподавал, матушка Елена вела школьную документацию. И, конечно, искушения не заставили себя ждать. Начались письма в инстанции разного уровня: «Учитель ходит на уроки в облачении, а вместо преподавания физики заставляет детей молиться». Конечно, отец Павел никого не заставлял молиться, но по благословению Владыки в школу все-таки начал приходить в обычном костюме. Впрочем, это не мешало и не мешает ему считать физику самым религиозным из предметов, а великих А. Эйнштейна, Б. Паскаля, И. Ньютона – гениальными проводниками Божественного знания.

Иерей Павел: – Все изобретатели только фиксируют то, что есть. Они, скажем так, открыты для Господа, и Господь через них подает нам то полезное, что мы должны иметь в своей жизни.

Кстати, ответом на письма стала молитва семьи священника и прихожан, долгая, усердная. И письма прекратились. А силу молитвы матушка Елена стала ощущать всем сердцем. Теперь в минуты, когда в душе поднималось беспокойство, она брала себя в руки и начинала молиться.

Матушка Елена: – Не могли отопление в храме затопить – я ему звоню, времени много уже, а у них никак не получается. Взяла акафист Богородице «Владимирской», стала акафист читать, молитвы Богородице, молитвенные прошения на всякое дело. Потом звоню ему: «Ну, что у вас?». – «Слава Богу! Котел растопили». Бывает, внучка заболеет, температура. Берешь молитвы и читаешь. «Скорая» приезжает, говорит: «Ангина». На другой день ведем в больницу, врач говорит: «Нет у вас ангины». У нас такое было не один раз. И буквально день-два... Если была бы ангина – она же не проходит за день-два, а у нас день-два, и все. Я ребятам говорю: «Читайте молитвы». Они молятся.

Ребята – это семья среднего сына Алексея: его жена Тома, внучка Уленька и внук Павел, его назвали в честь прапрадеда и деда. Пока они живут все вместе в том же доме, куда пришли после пожара, в одной комнате вшестером. Трения? Конечно, бывают. Но они учатся благодарить Бога за все и любить друг друга.

Иерей Павел: – Есть Бог и я, посредников нет: остальные – посланники Божии. Как я уже говорил, научись видеть себя в других людях: я есть часть Бога, значит, и другой человек – часть Бога. Если я этого не понимаю, тогда как я могу в другом видеть Божие создание?

Самое счастливое время для матушки Елены – когда в маленьком доме вся семья собирается вместе: сыновья с женами, внуки. Ощущение, что единственная комната превращается в большое пространство света и любви, а это ощущение (теперь матушка Елена точно знает) дает Сам Господь.

Матушка Елена: – Когда придешь на службу, получается, что сделаешь намного больше, чем когда ты раньше не ходила в храм. Вот сейчас времени у нас вроде бы вообще мало, но мы ведь все равно успеваем все сделать. А раньше в храм не ходили, службы не надо было составлять, и казалось: то не успеваем, другое не успеваем. А сейчас загрузка полная, а мы все равно и огород садим, и все дома... То есть Господь все равно поможет все сделать и управит.

Иерей Павел: – Священник (или муж в семье) – это «единичка», матушка у него – «нолик», вместе – «десяточка». А приход – это тот же «нолик», и вот уже «соточка» получается. Но матушки все-таки нам, священникам женатым, – это огромная поддержка.

Записала:
Людмила Ульянова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс