Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №7 (1000) → Протоиерей Андрей Канев: Правила движения к спасению должны соблюдаться неукоснительно

Протоиерей Андрей Канев: Правила движения к спасению должны соблюдаться неукоснительно

№7 (1000) / 18 февраля ‘19

Аскетика

Продолжение. Начало в №1 (994) – №6 (999) 2019

– Сегодня мы продолжаем беседу «Страсти и борьба с ними». Мы изучаем очень глубокое, серьезное произведение святителя Игнатия (Брянчанинова) «О последовании Господу нашему Иисусу Христу» – напомню, мы это делаем, чтобы правильно относиться к своей жизни, настроиться на борьбу со страстями, а если кто-то это уже знает и умеет, то просто повторит для себя – есть очень христианская, как мне кажется, пословица: «Повторенье – мать ученья». Мы говорили о свойстве человеческого ума забывать духовные понятия. Человек увлекается каким-либо грехом, и потому происходит пленение и повреждение ума: в обычной жизни он может быть замечательным специалистом, умницей и при этом совершенно дезориентированным в духовном плане – это как раз признак, что мирской ум работает хорошо, а духовные понятия у человека пропали, изменились.

Продолжая тему нашей изменчивости, упомянем, насколько человеку надо выбирать (может быть, даже ежедневно) между двумя путями (служить Богу или служить своей воле), оценивать в этом свете свои поступки и чувства. Святитель Игнатий пишет: «Нет возможности исполнять вместе волю свою и волю Божию: от исполнения первой исполнение второй оскверняется, соделывается непотребным», – и это духовный закон: нам это надо знать, трезво к этому относиться, не обманывать себя. Казалось бы, как все нерадостно...

Многие ли из вас были в отделении реанимации в больнице? Трудно сказать, что это место радостное: люди лежат, какие-то трубки из них торчат, аппараты искусственного дыхания, какие-то приборы работают. Вот я по долгу службы бываю в реанимации детской больницы, и, надо сказать, зрелище невеселое. Но если не производить эти манипуляции с человеком, он не выживет. Это необходимо.

Если мы к христианской жизни относимся как к какому-то веселому развлечению, как к этапу, который мы можем интересно и весело прожить, то я даже уверен: мы ошиблись. Прислушаемся еще раз к святителю Игнатию, который напоминает, что существует духовный закон: если ты в одно и то же время пытаешься исполнять волю и Бога, и свою (а воля наша, как правило, проявляется в совершении греха), то воля Божия оскверняется – сочетать обе воли невозможно.

Давайте разберем, как это происходит на практике. Допустим, пришел к вам человек (какой-то товарищ по работе или родственник) и просит в долг. Какая есть по этому поводу заповедь? Просящему у тебя дай – и потом не проси вернуть. А человек думает, допустим: «А мне самому не хватит!», – или дает, но с таким настроением, что потом обязательно спросит или начнет усиленно напоминать. В этом случае его доброе дело оскверняется этим настроением. Получается недоверие Богу. И есть еще много подобных примеров, когда Евангелие говорит одно, а человек уверен в своем и делает все по-другому.

Бывают другие случаи, когда мы не уверены, что знаем волю Божию. Очень сложно разобраться, чего Бог хочет от нас, – особенно в нашем поврежденном состоянии, но есть совершенно ясные ситуации, когда воля Божия очевидна. Например, человек женился или девушка вышла замуж, но потом возникли какие-то нестроения в семье, и люди захотели развестись. Господь прямо говорит: то, что Бог соединил, человек да не разлучает, а люди говорят: «А у нас несовместимость... Неудобно...», жена говорит: «Он такой...», – а муж говорит: «Она... некомфортная какая-то», и, не имея объективных причин для развода, разрушают семью или отказываются от детей, родителей, стариков. Это как раз и есть отречение от прямой воли Божией, которая в данном случае вполне понятна. Я уж не говорю про проявление страстей в нашей повседневной жизни – это очень часто встречается.

«Так благовонное, драгоценное миро утрачивает достоинство свое от ничтожной примеси смрада. Тогда только, возвещает Бог чрез великого пророка, «благая земли снесте», когда произвольно «послушаете Мене. Аще же не хощете, ниже послушаете Мене, меч вы пояст: уста Господня глаголаша сия» (миро – это благовонное вещество). Предположим, человек мучился, экономил, страдал, чтобы купить какие-то дорогие духи, а они очень едкие – идет человек, и за ним метров на 10–15 тянется «шлейф» этих благовоний. И вот представьте: флакон этих духов дорого стоит, человек его наконец приобрел, а в него попала какая-то примесь зловония – и все, что он приобрел, придется выкинуть. То же получается, если человек стремился волю Божию исполнять, но при этом в чем-то начал следовать своей воле; он так же все портит, все нужно исправлять.

Если захотите и послушаетесь, возвещает Бог чрез великого пророка Исаию, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят Смотрите, даже как: речь уже идет не о предложении «а не сделаешь ли ты так?», а ты говоришь: «Нет, сделаю так и так» – и сделал как хотел. Тут речь о том, что невыполнение воли Божией – не просто невыполнение просьбы друга, когда человек говорит: «Ладно, не смог – ну, извини».

Знаете, у меня была история (не могу об этом не рассказать). Молодой человек написал мне: «Отче, надо встретиться, веру поизучать». Я говорю: «Хорошо. Когда ты можешь?» Он говорит: тогда-то. Договорились на воскресенье после Литургии. Я отложил какие-то дела (нужно было еще что-то делать по приходу, с людьми встречаться, – но важно: человек веру хочет изучать!). И вот наступает время ожидания. Я жду, молодого человека нет, не звонит. Ладно, я подождал 15 минут (обычно я жду 15 минут по-университетски: преподаватель не пришел через 15 минут – можно уходить). Но я вроде не к преподавателю прихожу, а сам ожидаю – человек веру хочет изучать. В общем, не пришел он и через полтора часа. Понятно, что чем-то другим занялся. Вечером пишет: «Я не смог к Вам прийти – у меня умерла кошка». Конечно, очень трагичная история – кошка умерла, но что для тебя дороже: изучение веры или похороны кошки? С одной стороны, конечно, комичная история, но, с другой – очень трагичная: человек выбрал какое-то, мне кажется, неважное дело. Хотя так очень часто бывает.

Но, собственно, кто я такой, зачем его буду осуждать? Подумаешь! Не пришел так не пришел, чем-то другим занялся.

Но к воле Божией так относиться нельзя. Бог – это не священник, не товарищ наш. Вспомним слова пророка («меч пожрет вас», погибнете) – Бог предупреждает нас, что если мы Его волю не выполним, то погибнем. Это как работа регулировщика на очень опасной дороге – он показывает: езжайте в эту сторону, в другой стороне обвал или дорога разрушилась, вы можете в пропасть упасть, а человек отвечает: «Я все равно поеду, мне же туда надо». Но доедет ли?

Мы должны помнить, насколько это важно. Нельзя относиться к заповедям так, как будто они – нечто второстепенное, нас не касающееся. Это правила движения к спасению, поэтому они должны соблюдаться неукоснительно.

«Нет возможности стяжать разум Божий, пребывая в плотском мудровании» – еще раз мы коснулись темы плотского мудрования, и еще раз скажу: оно есть у нас всех. Если мы ошибаемся, если страсти в нас есть, если они у нас проявляются (и, часто бывает, нагло), значит, есть у нас плотское мудрование. Рассуждая о своей жизни, мы все равно делаем ошибки, попускаем этим страстям действовать, – значит, плотской разум есть у нас; можно даже сказать, что мы рождаемся с ним. Ведь ребеночек не умеет еще разговаривать, но он – наследник всех страстей, они в нем в зародыше уже есть, они прорастают: их уже можно видеть в маленьких детях. Как только человек станет более-менее взрослым, он начинает жить по этим страстям, по тому, чему он научился, что в него вложено.

Смотрите, как оценивает Священное Писание это плотское мудрование: «Мудрование плотское, – сказал апостол, – смерть есть» (не просто легкое заблуждение, инакомыслие, а смерть: мы рождаемся и носим в себе смерть – имеются в виду ложные понятия, ложно направленный ум, отвращающий нас от Бога). «Мудрование плотское – вражда на Бога: закону бо Божию не покоряется, ибо не может». Оказывается, не может! Почему? У человека, живущего плотским мудрованием, настолько другое состояние ума, другие ориентиры, другие ценности, что все, что такому человеку будет напоминать о Боге, будет его раздражать.

Давайте дальше разберем, «что такое мудрование плотское? – Образ мыслей, возникший из состояния, в которое приведены человеки падением, направляющий их действовать на земле, как бы они были вечны на ней, возвеличивающий все тленное и временное, уничижающий Бога и все, относящееся к богоугождению, отъемлющий у человеков спасение», – отвечает святитель Игнатий.

Плотское мудрование – образ мыслей, возникший в результате грехопадения. Я уже говорил, что мы заражены им изначально, еще до нашего прихода в Церковь. И даже если человек рождается у церковных родителей, верующих христиан, все равно у него этот «ложный разум» есть (почему так, мы попытаемся понять позже, когда будем разбирать основы веры – вспомним про Адама, про грехопадение, более подробно все это разберем). Так вот, говорит святитель, ум направляет нас действовать на земле так, как будто мы вечны на ней.

Смотрите, если бы мы помнили, что мы живем временно, наверное, что-то делали бы иначе. Но почему мы забываем об этом? Вроде бы знаем, а забываем. Вот простой пример. Помнишь ли ты о смерти, когда планируешь, допустим, отпуск через 2 года? Доживешь ли вообще? И так получается ежедневно, много раз в день: мы реально забываем о смерти, ведем себя так, как будто будем на этой земле жить вечно.

«Возвеличивающий все тленное и временное»... Мы скажем: «Да ничего мы не возвеличиваем». Нет, дорогие мои, – ведь что значит возвеличивать? Придавать чему-то какую-то ценность. Вглядитесь в ваше сердце: что для него ценность? Мы скажем: конечно, Бог, спасение. Теоретически – да, а практически? Что мы любим практически?

Углубись в свое сердце, и окажется, что ты себя любишь, что буква «я» все место в твоем сердце в занимает. Так и получается, что мы любим все временное и тленное. Человек себя холит, лелеет, нежит, кормит, одевает, ценит, ставит выше других, а в результате уничижает Бога (я уничижаю Бога – чтобы вам не было обидно, братья и сестры, вы не думайте, что я тут сижу и вас обличаю: я все это в первую очередь о себе говорю – и для себя, наверное).

Человек, увлекшийся суетой, обслуживанием себя, своих страстей и похотей, забывает о богоугождении и уничижает Бога. И если он не вразумится, у него отнимется спасение. И кто отнял? Да мы сами отняли у себя! Помогая нам правильно настроиться, святитель Игнатий пишет: «Отречемся от душ наших, по завещанию Спасителя, чтоб приобрести души наши! отречемся произвольно от порочного состояния, в которое они приведены произвольным отречением от Бога, чтоб получить от Бога святое состояние обновленного человеческого естества вочеловечившимся Богом!».

Это сразу непросто понять, давайте разберемся. Мы добровольно должны отречься, и это невозможно сделать за раз – так, что я, к примеру, встану посреди города и скажу: «Все, я отрекаюсь от страстей!». Человек, который регулярно ходит на Исповедь, знает, что он отрекается от страстей, а они снова и снова возвращаются. Твое отречение было искренним, ты честно каялся, но одного сиюминутного решения недостаточно – его надо подтверждать регулярно, это постоянная борьба, идущая в человеке. Вот, допустим, началась война (скажем, Великая Отечественная), и молодой человек, желая защитить Родину, говорит: «Я буду побеждать врагов!», – но этого же недостаточно: нужны умения, навыки, оружие, условия, ты должен попасть в какое-то подразделение, слушаться командиров, переживать трудности войны. Важно, чтобы тебя не убили, ты сам должен научиться побеждать врагов, приобрести много всяких умений и навыков, чтобы выживать в этих условиях. И только потом возможна победа, да и то через сколько лет!

То, о чем говорит святитель Игнатий – отречение от своего неправильного состояния, – должно быть регулярным, постоянным: это не разовая история, это нужно делать всю жизнь. А у нас, как правило, нет такого убеждения.

Или еще аналогия. Допустим, человек получил какую-то степень или звание (например, «мастер спорта») – и он с этим уже ходит всю жизнь. Он до смерти будет мастером спорта: когда ему будет уже много лет, когда он постареет, уже не сможет взять тот вес, который брал в юности, или выступить на ринге, или сделать какие-то пируэты, победить на Олимпиаде, но он все равно сохраняет свое звание.

В духовной жизни такого нет. Ты можешь достичь высот святости, но если перестанешь в этот момент следовать за Христом, снова упадешь еще ниже. В Евангелии есть притча про душу, из которой изгнали демона: когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. От этого никто не застрахован, если ты регулярно не следишь за собой... Это как на войне: не бывает так, что ты пошел на войну рядовым, со временем стал полковником и теперь можешь перестать бояться пуль, снарядов, смерти, вести себя как-то по-другому: пуля может забрать жизнь как рядового новобранца, так и опытного военачальника. Надо всем об этом помнить.

И добровольное отречение должно быть регулярным. Как оно происходит практически? Вот мы увлеклись каким-то грехом «словом, делом или помышлением». Как отречься? Ждать Исповеди? Да, на Исповедь надо ходить и в присутствии священника там надо каяться. Но отречься можно уже сейчас, когда человек осознал себя согрешившим: тут же покайся, тут же обратись к Богу. Этого никто не увидит, не надо это делать как-то внешне – совершай это внутри себя, умом своим: снова покайся, настройся, примирись с Богом, снова, снова и снова отрекись от греха – и иди дальше.

«Отречемся произвольно от порочного состояния, в которое они приведены произвольным отречением от Бога, чтоб получить от Бога святое состояние обновленного человеческого естества вочеловечившимся Богом!» – тут речь о Господе Иисусе Христе, Который вочеловечился – стал истинным Человеком и здесь, на земле, Своим крестным страданием, воскресением, Своим святым Учением, Святой Церковью дал возможность человеку обновиться.

Поэтому нам не нужно думать, что грехи у нас есть и это и есть наша жизнь – мучения и страдания в грехах. Нет. Оказывается, Бог пришел, чтобы обновить нас. Это совсем другое. Человек может болеть и не надеяться выздороветь, не лечиться и просто страдать, тогда он просто мучается и умирает. Другое дело, если человек болеет, но через болезнь видит что-то большее, борется и тем самым получает это большее и выздоравливает.

«Волю свою и волю демонов, которой подчинилась и с которою слилась наша воля, заменим волею Божиею, объявленною нам во Евангелии; мудрование плотское, общее падшим духам и человекам, заменим разумом Божиим, сияющим из Евангелия» – этому практическому совету мы должны следовать неуклонно. Слова святителя Игнатия не новые, не он их придумал – это общая святоотеческая позиция, учение, что человек после грехопадения окружен демонами, падшими духами, бесами.

Это, к сожалению, правда: наша воля сроднилась с волей падших духов. Нравится нам это или нет, но это надо признать: правда жизни именно такова, наши греховные поступки, чувства и мысли подсказывают, что в нас проявляется не воля Божия, когда мы постоянно живем в похотях, озлоблении, во вражде, в поиске какого-то непонятного земного счастья, которое на самом деле – вовсе не счастье, ибо приносит человеку одни страдания.

До грехопадения воля Адама совпадала с волей Божией, и он общался с ангелами, общался с Богом. После грехопадения, после того как Адам предал Бога, воля человека соединилась с волей лукавого. Как это изменить? Неужели это неизменно, останется навсегда? Оказывается, нет.

Что нам нужно? Нужно заменить свою волю волей Божией. Как? Прежде всего – изучать Евангелие: если христианин будет регулярно читать Евангелие (и не просто читать, а изучать с толкованием святых отцов), то постепенно произойдет очень важное изменение ума, мы начнем приобретать новые понятия (как, например, с изучением иностранных языков: человек одно слово выучивает, затем другое, третье, четвертое, и потом может не просто говорить, но даже думать на этом языке). То же и с Евангелием: мы должны думать на языке Евангелия (я имею в виду, конечно же, не какую-то человеческую речь, а именно понятия Евангельские).

Поэтому святитель Игнатий совершенно четко дает нам твердый, уверенный совет: «Мудрование плотское, общее падшим духам и человекам, заменим разумом Божиим, сияющим из Евангелия». Поэтому, братья и сестры, если мы хотим приступить к теме борьбы со страстями, надо начинать с изучения веры, изучения Евангелия, чего я нам всем искренне желаю. Давайте будем продолжать читать творения святителя Игнатия, изучать по ним борьбу со страстями, как очень важную и необходимую для спасения. Помоги нам всем Господь! (Продолжение в следующем номере)

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс