Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №5 (998) → Ирина Анатольевна Горячева: Учимся читать, писать и любить мир по книгам РКШ

Ирина Анатольевна Горячева: Учимся читать, писать и любить мир по книгам РКШ

№5 (998) / 4 февраля ‘19

Образование

Продолжение. Начало в №36 (981) – №38 (983), №40 (985), №41 (986) 2018, №2 (995)– №4 (997) 2019

– Сейчас мы увидим, что действительно книги К.Д. Ушинского не ножницами скроены. Ребенка нужно знакомить с миром исходя из его опыта, его возможностей.

Это принцип природосообразности, да?

– Совершенно верно. Так, постепенно, расширяющимися кругами, сознание ребенка вырастает и накапливает этот опыт. И переход к следующей книге для чтения – это «Родное слово», 3-я часть; просто посмотрим, как она устроена. Она состоит из 2-х частей: «Вокруг да около» и известного всем раздела «Времена года». Вот уже по типу этого раздела были составлены практически все советские учебники – первые «Книги для чтения» для детей. Канва опять та же: «В школе и дома», «Домовые животные», «Конюшня, скотный двор и птичник», «Огород и сад», «На улице и на дороге». Что интересно, каждая тема заканчивается духовной доминантой и выводом – вот какой сказкой заканчивается раздел «В школе и дома»?

«Братец Иванушка и сестрица Аленушка»: «...Не послушался Иванушка Аленушку, напился из лужицы...».

– И в кого он превратился?

«... и стал козленочком».

– Стал козленочком. Значит, малый грех, малое ослушание может превратить человека в козлище.

А покаяние?

– Вернуть ему человеческий облик… И мы видим: ребенок опять в центре внимания, и все вокруг него и около, еще недалеко. «Детский мир» – это уже широта мира, поэтому уже и «Детский мир». Тема «Конюшня, скотный двор» заканчивается сказкой «Сивка-Бурка»; здесь опять духовные акценты – показан народный простец и, в общем-то, дан образец для подражания. А тема «Огород и сад»...

...«не плюй в колодец – пригодится воды напиться».

– Это сказка «О Машеньке и медведе»: Медведь – как некое воплощение мирового зла, и Машенька, которая мышке помогла, – Машенька поделилась с ней ложкой каши, и мышка выручила ее из беды. Значит, где у человека заключается ограда? В его...

... сердце.

– В его сердце. А тема «На улице и на дороге» заканчивается сказкой «Змей и цыган» – вспомним пушкинского «Балду», это некоторая аналогия. Значит, если в духовной жизни мы должны полагаться на сердце, то в жизни житейской – на что?

На разум. И при этом – трезвость и там, и там.

– Абсолютно. Ну а «Времена года»... опять всем известно. Но советские учебники были построены на советских праздниках, а этот – на канве двунадесятых праздников. И здесь как бы проходит генеральный цикл из детских воспоминаний. Было очень интересно установить, от чьего лица К.Д. Ушинский писал эти воспоминания. Там в одной из статей, «Двадцать девятое июня» написано: «У меня сегодня именины. У нас заканчиваются классы...». Если по новому стилю, это 12 июля.

День Петра и Павла.

– Да. Старший сын Константина Дмитриевича – Павел. От его имени и были написаны эти детские воспоминания. Мы, ничтоже сумняшеся, вдохновились и решили изобразить иллюстрации к этим циклам и сопроводить их изображением семьи К.Д.Ушинского. Слава Богу, сохранились фотографии – и детки прямо узнаваемы.

Это «Родное слово». И далее широта мира постигается уже на «Детском мире». Он потому и «Детский...», что написан доступным языком и на том уровне, на котором ребенок может этот мир воспринять. Мы поделили «Детский мир» на отдельные книги: «Из истории», «Из природы», «Из географии» и отдельно выпустили хрестоматию. Сейчас вы сами увидите, что канва, заложенная на той клетчатой основе, опять здесь повторяется: это некая вышивка, которая прошивается, прошивается – и обогащается. Там – первооснова, а здесь уже идет золотое шитье... Я немножечко пролистаю, и мы увидим, что здесь опять во главе идет кто?

Человек.

– Да, человек – мы здесь поместили его описание К.Д.Ушинским: как устроены и зубы, и нос, и скелет, и нервная система, и пищеварительная. И заканчивается этот курс известной притчей «Чудный домик». Слышали ее?

Нет.

– «Чудный домик» – это некий аналог человеческого тела. Например, в этом домике есть мельничка (рот), эконом (сердце), слуги (кровь, бегающая по сосудам и разносящая пищу), окошечки (глаза), ставенки (веки). У этого дома есть и хозяйка. Кто?

Душа.

– Душа. И когда эта хозяйка уходит на Небо, ставенки закрываются и домик рассыпается в прах. Никакого назидания и никакого страха перед смертью при этом! Все совершенно естественно, ведь хозяйка жива, она вечна. Соответственно, после человека... Сами уже догадывайтесь: о ком пойдет речь?

О животных.

– И теперь уже в логике науки – это научно-познавательное чтение. Мы сопроводили эту книгу иллюстрациями из Брема – здесь все настолько говорящее, настолько реалистичное и правильное...

По этим книгам для чтения вообще можно изучать естествознание, географию.

– Здесь закладывается основа всего. Это именно научно-популярное чтение, оно содержательное и правильное. 2-я часть, как вы понимаете, это «Растительный мир». А потом, как мы догадываемся, пойдет «Неживая природа» – вот она: «Изготовление стекла», «Медь», «Воздух» и «Явления природы». Опять вся эта система, схема повторилась, но она разрослась на новом витке. Это уже не вокруг да около, это уже далеко.

Раздел «Из истории» – ему тоже можно смело доверять. Книги по истории К.Д. Ушинский составлял, писал, обрабатывал слог Н.М. Карамзина, это на основе «Истории государства Российского». Но Ушинский не был бы собой, если бы давал однообразные описания. Открыв оглавление, мы увидим, что здесь включены отрывки из пьесы А.Н.Островского, стихотворение Ап. Майкова, тут А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, М.Ю.Лермонтов, конечно, – «Бородино». И поскольку К.Д.Ушинский скончался в середине XIX века, 2-я часть – это наша работа, наш труд. Мы постарались представить историю ХХ века с точки зрения христианства. Очень трогательное повествование, много уделено места Великой Отечественной войне.

Последний раздел – «География» – К. Д. Ушинский начинает очень просто, только открывая детям перспективу. И далее что? Ребенок учится чертить.

А что это такое?

– Это план. И далее более масштабно – карты. И в итоге – глобус, то есть понятие перспективы. К. Д. Ушинский очень образно говорит. Он уподобляет человека, который не знал, как устроена земля, мошке, ползающей по куполу храма и не знающей, какой она формы. А как можно это развить? Ну, «ползать» по этому земному шарику. А вслед за кем?

За Колумбом.

– За Колумбом, за Васко да Гама, за Магелланом: он отправляет детей в путешествие и рассказывает, как открывался Новый Свет, как было совершено кругосветное путешествие, каким образом поняли, как устроена Земля. Но после того как поплавали по морям, Ушинский отправляет поднять взор от земли и посмотреть уже с высоты. У детей просто вырабатывается географический инстинкт благодаря тому, что К. Д. Ушинский так открывает мир. Небесный свод, затем, конечно же, имена великих астрономов (все попутно, все по ходу), благодаря кому мы это знаем... Затем опять спускаемся на земную поверхность, восходим на гору. Нам путешественник рассказывает, как устроена подошва горы, что на вершине.

Страны, города. Соответственно, приходим уже в родное Отечество. Хоть это и география, но здесь еще и историческая подоплека. Рассказывается об Иерусалиме, и затем идет переход – стихотворение о Киеве, далее – стихотворение о Москве и рассказ о Санкт-Петербурге. Этими художественными произведениями сразу вся картина представлена.

Это действительно очень мудрые книги, но они создавались более 100 лет назад; что вы хотели в первую очередь донести до нынешних учителей и учащихся при адаптации? Чем руководствовались?

– В первую очередь хотелось сохранить их и подвергнуть аккуратной реставрации. Что бросалось в глаза? Некие совсем устаревшие выражения, и К.Д.Ушинский был бы не против, если мы их поправили. Например: не говорим мы уже «стеклянный завод» или «бычачья кожа» – это режет слух, поэтому эти выражения мы спокойно перевели на современный лад. Но «верста», «аршин» – это все осталось нетронутым, у нас дети версты и аршины пересчитывают. Это именно тот дух книги. Мы убирали то, что царапает именно слух, тщательно проверяли авторство всех произведений в «Хрестоматии», авторство всех включенных К. Д. Ушинским произведений, исторические даты, исторические данные, все географические названия, то есть прошерстили все от и до.

Очень много времени и сил, конечно, заняла работа над разделом по естествознанию: биология сейчас представлена, можно сказать, совершенно в ином разрезе, и очень много терминов пришлось менять; тем не менее, если это касалось слога, мы оставляли какие-то важные устаревшие названия – они очень образные. Для первичного восприятия они гораздо важнее, нежели окончательные, сегодняшние термины.

Исторические факты. Дополняли некоторым образом «Детский мир» и, конечно же, разработали вторую часть по истории.

В отношении оформления тоже хотелось сохранить этот дух. И чему все удивляются? Что прежде всего бросается в глаза? Одноцветной гамме.

Она не черно-белая: здесь выбран тон, очень приятный для глаза. И эти учебники (даже книги) не выглядят блеклыми. Эти картинки интересно рассматривать, они привлекательны… И цвет страниц, и размер шрифта, и расстояние между строками – все продумано до мелочей.

– Все продумано тщательно.

Иллюстрации заслуживают особого внимания.

– Да, это сепия... Сейчас, конечно же, гравюру мы не могли бы изобразить, но все прорисовано художником пером: это некая стилизация под гравюры, которые использовал К.Д. Ушинский, – это очень хотелось сохранить. Но это в «Родном слове», а в «Детском мире», как видите, мы использовали богатые фотоматериалы, старинные иллюстрации. У нас единственная часть цветная – 2-я часть «Географии»: «Волга в произведениях художников-живописцев». Дети читают описание и находят, какому изображению оно соответствует. Там словесные иллюстрации – а здесь иллюстрации в красках. Вся Россия, описанная в этой части, заиграла в красках уже воочию.

Ну и, конечно же, методические пособия. Вы их видите – сопроводили все методическими пособиями: многие брали эти книги и не понимали, что с ними делать.

Это в помощь педагогу или родителю, который со своими детьми занимается.

– Совершенно верно. Расписан каждый урок в вопросно-ответной форме, даны конспекты и расставлены все акценты. И хотя книги такого сдержанного оформления, к этим методическим пособиям приложено очень много фотоматериалов, которые привлекаются уже вне этих книг. Но сами книги становятся некими рамами их прочитать, сосредоточиться и воспринять главное – слово. И породить образ.

По моему глубокому убеждению, «Отечественная история», «Родной язык» и «Мир, созданный Богом» для разработчиков образовательной системы «Русская классическая школа» – предмет уже не только изучения, а искреннего уважения и любви. Наверное, только с таким подходом возможна педагогика, которая приносит добрые плоды. Живи Константин Дмитриевич Ушинский сейчас, в наше время, он бы обязательно обратился к традициям и создал бы «Русскую классическую школу». Спасибо, Ирина Анатольевна! (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Людмила Ульянова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс