Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №4 (997) → Протоиерей Александр Сандырев: Самое святое – это любовь к людям

Протоиерей Александр Сандырев: Самое святое – это любовь к людям

№4 (997) / 28 января ‘19

Беседы с батюшкой

Батюшка, Святки – время насыщенное, интересное, праздничное. Как сказал один из священников Екатеринбурга, время особого доброделания. Что Вы можете по этому поводу сказать? Что подразумевается под «особым доброделанием»? Нам бы хоть чуть-чуть, наверно, сделать в нашей жизни добра?

– Есть покаянное доброделание, связанное с постом, когда человек больше думает о том, как освободить другого человека… Мы друг друга часто в каком-то смысле достаем, напрягаем, где-то нетактичны, где-то неделикатны. Время поста – это время, когда человек других отпускает на свободу; это сказано в 58-й главе Книги пророка Исаии: «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо». Есть доброделание, связанное с покаянным трудом, когда человек смотрит на себя, на свое сердце, на свое устроение, на свои взаимоотношения с ближними и прежде всего видит свою вину в том, что другие люди из-за него страдают. Я очень грубо говорю, но, думаю, если человек внимательно к себе относится, он свои проблемы знает.

А Святки и вообще постпраздничное время – и рождественские дни, и Светлая Седмица, и все Пасхальные дни до Пятидесятницы – это время, когда необходимо уметь делиться радостью, счастьем. Отсюда подарки, колядки – традиций много было у русского народа, и не только. Чарльз Диккенс «Рождественскую песнь» написал – она о том, как один человек другому может подарить Рождество (все знают этот сюжет про Скруджа, скупого человека, который никому ничего не мог подарить). Чарльз Диккенс в западном обществе эту тему поднял: на Рождество нужно друг другу дарить подарки, радость. У нас на Руси тоже всегда такое было: дети ходили по соседям и с помощью пения выпрашивали себе сладости – кто был подобрее, делился с детьми. Такая замечательная традиция. У нас в храме тоже дети из воскресной школы колядовали. Правда, город берет свое – сложно идти по квартирам. Поэтому мы в этот раз просили, чтобы прихожане оставляли заявки и адреса. И вот дети по адресам ходили, пели колядки, им прихожане давали конфеты – была такая рождественская атмосфера.

«Особое доброделание» – не моя словесная конструкция, это – умение дарить другому человеку радость. Еще раз подчеркну: доброделание в пост – это умение освободить другого человека от того, чем мы его напрягаем по жизни, а святые дни – и Светлая Седмица в Пасху, и рождественские Святки – это умение дать другому человеку радость, поделиться счастьем. Это не так просто – иногда человеку легче жить в покаянии, в самобичевании даже, особенно это есть у нас, православных, мы в плане меры какую-то грань перешли, и, может быть, слишком много у нас покаянной дисциплины, покаянных текстов, человек привыкает постоянно чувствовать себя грешным, постоянно чувствовать вину, постоянно плакать о своих грехах.

Мне приходится с прихожанами говорить о том, что радоваться – это заповедь Господня, в Заповедях блаженств – в конце: «радуйтесь и веселитесь», и Господь везде призывает радоваться тому, что Он пришел в этот мир. Если мы говорим про Рождество – Господь пришел в этот мир, и нужно научиться радоваться тому, что мы свободны: Господь пришел в этот мир и освободил людей – волхвов освободил от их язычества, от поклонения звездам, пастухов… К слову, почему пастухи первыми получили Рождественскую весть: пастухи в иудейском народе не могли исполнить одну заповедь, заповедь о субботе – они не могли исполнить Закон. Как исполнишь Закон, если ты постоянно со скотом? По Закону, в субботу тысячу шагов можно пройти – и вот они не могут. В каком-то смысле пастухи в иудейском народе были группой маргинальной – другие их не уважали за то, что они не могут исполнить Закон. И вдруг Господь является именно пастухам, самым презираемым людям (фарисеи точно их презирали). Господь является им, и пастухи чувствуют свободу, когда слышат: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». В каких человецех? А вот которым ангелы это поют, в пастухах. Им все говорили: «На вас нет воли Божией, вы не можете исполнить Закон». И вдруг ангелы являются сверху и говорят: «В вас благоволение Божие!». Представляете, как Господь освобождает всех нас?

Радость о свободе, которую Господь возвестил всем людям через Свое Рождение, стала основой для жизни по Евангелию: если человек умеет быть свободным, он живет по Евангелию, не умеет человек быть свободным – потихонечку уходит далеко от Евангелия. Как фарисеи – вроде знают слово Божие, знают много чего, хорошо знают тексты, исполняют многое, но не могут Христа принять – у них свободы нет. Соответственно, и радости нет. Как в притче о блудном сыне: сын, когда понял, что отец его может простить, пошел к нему в том числе и с радостью, а старший сын, который всю жизнь не был свободен, не смог этого принять.

Вопросы телезрителя Ивана из Воронежа: «Как правильно разбогатеть в Господе? Сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать; будьте святы, ибо Я Свят. Как найти золотую середину, чтобы и заповедь о святости исполнить, и не гордиться?».

– В современных условиях кажется, что сложно разбогатеть в Бога: современная жизнь берет свое, отвлекает человека от самого главного. Это секулярный мир, все далеко уходят друг от друга, разрыв связей между поколениями, индивидуализация и так далее... Это известные явления, которые описывают и современные психологи, культурологи, философы и особенно богословы. Но человек не изменился в одном, в самом главном: какие чувства у человека были тысячу лет назад, такие и остались.

Как тысячу лет назад человек любил и ненавидел, был равнодушным или небрежным, так и сейчас может принести «чуждый огонь» пред Господа. Были такие сыновья Аарона, которые принесли «чуждый огонь» пред Господа. Они это сделали, ибо сердца их надмились, что они священники, получили особый статус, из-за этого они, видимо, выпили и просто не стали заботиться, чтобы принести жертву должным образом, взяли обычный огонь, и вышел огонь от Господа и сжег их, и умерли они пред лицем Господним, как сказано в Священном Писании.

Человек может быть равнодушным и небрежным или пытаться служить, как и тысячелетия назад. Чтобы разбогатеть о Господе, нужно прийти к служению: служение – твое самое главное богатство. Но когда начинаешь служить, как не возгордиться? Когда человек начинает служить, когда он чувствует, что у него получается (например, у него есть дар слова или другие особые способности), бывает, что его заносит. Но если он служит, это быстро проходит: служба снимает все покровы, остается только одно сердце, которое может служить или не может – будет человек до конца идти по этому пути и проявлять неравнодушие к людям, которым он служит, или не будет...

Именно служение делает человека богатым в Господе. А если человек не нашел своего служения, он пытается разбогатеть с помощью Закона – вот здесь как раз тонкая грань – с помощью, как он думает, добрых дел: например, он начинает считать, сколько он постится или сколько денег пожертвовал, еще что-то сделал... Когда человек это делает по Закону, «потому что так правильно», а не потому, что он служит этим, тогда он может возгордиться.

А если человек служит, то он берет на себя ответственность (в Церкви, в обществе, за других людей, например, за свою семью, так как с семьи начинается служение), тогда он не возгордится, это служение и будет его богатством: если по-настоящему в семье служить, по-настоящему отдавать свое сердце ближнему, то приходится постоянно подавлять свой эгоцентризм, преодолевать свое стремление к комфорту, уюту. Вот как-то так, мне кажется. Если Иван из Воронежа хочет разбогатеть, ему надо искать служение – эту тему вообще как можно глубже осознать; в Священном Писании этому уделяется много внимания.

Служение – не только богослужение, не только молитва: с молитвы должно начинаться служение. Когда человек начинает ходить на Литургию, участвовать в Евхаристии – это все первый тип служения. Социальное служение вроде более понятное – человек видит больных, бедных, сирых, убогих и так далее и пытается им помочь, но на самом деле это все – только начало служения, ученичество. Настоящее служение – это миссия, когда человек не только видит проблему… Часто все видят проблему. Например, есть проблема подростков в Церкви. Как сделать так, чтобы они оставались? Все говорят об этом. Ну, вот я самую очевидную проблему привел в пример. Так вот, служение – именно как миссия – начинается, когда человек не просто видит, что нужно сделать, но и как это сделать, и знает, что он за это возьмется. Когда человек открывает свое уникальное призвание от Господа, служение начинает его обогащать. К этому нужно стремиться.

Вопрос от телезрителя Евгения Александровича: «В Евангелии от Матфея Христос говорит, чему подобно Царство Небесное, и рассказывает, что оно подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. У меня вопрос: что же, в Царстве Небесном дьявол продолжает свои грязные дела? Все представляют, что в Царстве Небесном зла уже нет, – может, это другое Царство Небесное? О каком Царстве Небесном идет речь?».

– Господь сказал: приблизилось Царство Небесное. Понятно, что Царство Небесное по-настоящему наступит в жизни будущего века. А то, что происходит здесь, на этой земле, это, как говорил Достоевский, «дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей». И вот это поле, куда сеются добрые семена – слова любви, слова Священного Писания, те смыслы, которые Господь нам открывает. И семена злые тоже сеются в нас. Их очень сложно отличить, когда они только всходят: взять, например, морковку и какой-нибудь сорняк… И мы видим, что поначалу морковка очень похожа на сорнячок – на этой стадии их очень сложно различить. Но вот, грубо говоря, морковка «входит в Царство Небесное» – добрые семена входят, а солома (то, что потом не будет иметь плода) «не входит в Царство Небесное». Мы только с помощью доброго смысла, который в нас прорастает, можем войти в Царство Небесное. То есть Царство Небесное здесь подобно заботе о каждом добром корешке.

Господь в этой притче говорит: «Чему подобно Царство Небесное?». Оно подобно тому, что в нем ценится каждый добрый корешок. Поэтому будем терпеть – до поры до времени – сорняк. Мы его сможем отделить, когда настанет время Страшного Суда, то есть когда мы сможем четко различать: вот есть «морковка», а есть «сорняк»...

Телефонный звонок из Абхазии, вопрос телезрительницы Любови: «Как спастись?».

– Как спастись? Полюбить Христа и стать Его чадом. Так универсально можно ответить. Суть спасения в том, чтобы Христос открылся человеку в Своей любви. Если человек полюбит Христа, он будет спасен. «Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется», сказано в Послании апостола Павла к Римлянам. Поэтому трезвение, одна из добродетелей, которые Священное Писание раскрывает нам, – фундамент для духовной жизни… Есть рассудительность, когда человек умеет рассуждать, что хорошо, что плохо, что есть добро, что зло. И все заповеди Ветхого Завета пытались научить человека культуре рассудительности.

Так или иначе, человеку все равно сложно рассуждать до конца, поэтому существовали споры, что хорошо, что плохо; фарисеи и книжники Ветхого Завета пытались понять, что хорошо, что плохо: пройти в субботу не больше тысячи шагов – это как бы хорошо, тысячу и один шаг прошел – уже плохо. Даже в таких вещах путались. Достоевский говорил, что, положа руку на сердце, по своей совести человек часто не может разобрать, что на самом деле хорошо, а что плохо. А трезвенность – следующая добродетель после рассудительности, которая помогает человеку найти себя. Вопрос «Как спастись?» можно отчасти перефразировать – «Как себя найти в Боге?».

Добродетель трезвения учит сочетанию того, к чему человек стремится. Мы сегодня уже говорили о служении. Служить надо трезво. Если человек не будет трезвым, он не сможет служить, он будет, например, постоянно за это браться и бросать. Или, наоборот, возьмет что-то маленькое, ему станет скучно, или возьмется за дело один, а служение всегда связано с другими людьми. Трезвение – такое устроение жизни, когда человек адекватно, с чувством меры ищет свое назначение на земле. И адекватное соотношение вот этих вещей делает человека трезвым.

Так и в свободе – если человек только чувствует свободу (особенно в молодости такое категорическое стремление к свободе), он так или иначе свободу потеряет через то, что не сможет ее отличить от произвола. Поэтому чем больше человек ощущает свободу, тем больше ему надо осознавать ответственность. Сочетание свободы и ответственности делает человека трезвым. То есть трезвый человек свою свободу всегда ограничивает своей ответственностью.

Вопрос телезрительницы Ирины из Покрова: «Можно ли спастись, не ходя в храм? Я занимаюсь миссионерской деятельностью и часто слышу разговоры: “У меня Бог в душе, я могу дома помолиться. Зачем ходить в храм?”. И есть ли описание в Библии, как часто нужно ходить в храм и для чего? Люди не понимают, и мне это нужно».

– Наверно, более корректно ставить вопрос о спасении в Церкви и вне Церкви: Церковь – это собрание людей во Христе, община. Евхаристическая община, когда люди собраны вместе и умеют благодарить и Бога, и друг друга за то, что Христос пришел в этот мир. Без этого спастись невозможно так же, как человек не может стать человеком без других людей: Маугли – это миф. Если человек без других людей, он превращается в волка или кого-то еще и все равно долго не живет; человек – социальное существо, и чтобы стать человеком, нужен другой человек, другие люди.

Также и спастись человек без любви не может, а любовь эту он может найти только в Церкви. Церковь начинается с семьи, семья называется малой Церковью. Поэтому надо начинать спасение внутри своей семьи, актуализировать слова Господа: «…как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга». Через актуализацию этой заповеди человек начинает спасение. Но не может человек жить внутри одной семьи; у него есть друзья, у него должна быть работа, поэтому необходимо что-то еще. И отношения с другими людьми – это тоже призыв Господа, чтобы там тоже была Церковь.

Люди, с которыми ты общаешься, – это поле любви, которое Христос тебе открывает. Храм, в данном случае, это место, где мы все можем собраться. Самое важное – это люди, которые собираются в храме, вот это должно всегда учитываться: если мы будем ценить только храм сам по себе, не будем ценить людей, туда приходящих, то придем к тому же, как в Евангелии ученики показывали Господу, как украшен храм, а Господь отвечал: «…не останется здесь камня на камне».

Если мы ценим только камни и бревна вокруг, считаем, что они сами по себе священны, и поэтому людей туда зовем, то это похоже на то, как вели себя книжники и фарисеи, которые тоже считали тот храм святым. Самое святое – это любовь к людям. Нужно, чтобы люди приходили в храм потому, что видят наши дела, нашу любовь. Вот когда люди видят нашу любовь, они приходят в храм – такая должна быть зависимость. Мы часто говорим людям: «Вы должны ходить в храм – там святое место», а это не совсем правильно. Там святое – люди.

А сколько надо ходить в храм? Один раз побывать?

– Сколько раз нужно ходить в поход подводнику, когда он служит на подводной лодке? Вот мы говорили о пастухах сегодня – сколько им нужно ходить? Все зависит от устроения жизни, которым живет человек. Раньше крестьяне не могли ходить каждую неделю в храм. Поэтому выработалась практика, что они один или 3–4 раза в год причащались: все остальное время они должны были проводить на сенокосе, на посадках, на сборе урожая – в трудах. И у них целый год был почти как неделя у городского жителя.

Существует разное устроение образа жизни. Сейчас большинство живет в городе – человек, если раз в неделю не причастится, и жить-то дальше не может. У нас сейчас такая практика, что многие семьи вырываются в храм, приезжают, причащаются, потом ждут целую неделю, чтобы снова встретиться с Христом и друг с другом. И вот в таком ритме они живут. Но есть люди, которые не могут в таком ритме жить, так как у них работа посменная или еще что-то.

Если говорить, сколько надо ходить в храм с точки зрения Закона, то мы превращаемся опять в книжников и фарисеев, которые стараются оценивать других людей по Закону. Правильный вопрос: «Сколько мне надо ходить в храм? Как мне устроить свою жизнь так, чтобы в ней была Евхаристия, чтобы тех, кем я дорожу, моя любовь тоже привела в храм? Чтобы храм, куда я хожу, был действительно местом утешения, радости, счастья, где радость является чем-то основным». Я бы как-то так ответил, хотя понимаю, что этот ответ очень неконкретный. А людям нужен конкретный ответ.

Инструкция по применению, шаги к действию.

– Да. А мы все-таки, мне кажется, должны говорить больше о принципах, о подходах, о задачах, о миссии нашей: «Церковь – вот об этом!». Как сделать, чтобы группа иногда случайно собранных на какой-то территории людей – и бабушки, и дети, и умные, и образованные (и не только, кого там только нет!) – стала единым телом? Как это происходит? Как совершенно разные люди могут стать единым телом? Вот таким храм должен быть.

Дорогие друзья, спасибо вам за внимание! Батюшка, спасибо, что Вы сегодня с нами провели этот час на телеканале «Союз» и собрали многочисленных наших зрителей возле экранов.

Записал:
Игорь Лунёв

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс