Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №4 (997) → Священник Андрей Лысевич: Живая вера

Священник Андрей Лысевич: Живая вера

№4 (997) / 28 января ‘19

Беседы с батюшкой

Тема нашей передачи – живая вера – актуальна сегодня? Если да, то почему?

– Я считаю, тема актуальна во все времена. Мы же верим в живого Бога, и именно это – основание ее актуальности. Надо признать еще, что довольно много среди наших прихожан, людей, нас окружающих, тех, кто имеет абсолютно живую веру. И надо отдать должное и поблагодарить тех, кто сейчас верует и молится. Мне кажется, большинство из них живую веру имеют.

Но из Священного Писания мы знаем, что у человека есть возможность отпасть от живой веры, – и именно она делает для нас актуальным разговор, как уберечь себя от падения в веру мертвую, неживую.

Например, мне в связи с нашей темой вспоминается один эпизод из Евангельского повествования: это 5-я глава Евангелия от Иоанна, когда Христос в субботу исцеляет больного. Фарисеи, узнав об этом, желают убить Христа за то, что Он сделал. Он дал человеку жизнь, дал человеку здоровье, а фарисеи хотят Его убить за это. И Христос очень жестко с ними разговаривает – в частности, Он говорит: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне», и эта фраза для знатоков Священного Писания, которые всю жизнь посвящают чтению, заучиванию, размышлению, толкованию именно Священного Писания, становится оскорблением в принципе: «Идите и поучитесь тому, чему вы учились всю жизнь, – исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную».

И здесь один из проповедников делает очень интересный акцент: фарисеи не просто читали Священное Писание, не изучали его ради праздного интереса (как это делают, может быть, некоторые филологи, ученые на Западе, представители каких-то критических школ), они читали его именно потому, что думали чрез это иметь жизнь вечную, и жизни не получили – это чтение было для них мертвым, ведь они хотели убить Христа: это чтение не вызвало у них любви к Богу. Христос говорит в этой же главе (в связи с этой же ситуацией): «…знаю вас: вы не имеете в себе любви к Богу», – вот что удивительно. В другом месте в Священном Писании Христос говорит: «Не всякий, говорящий Мне: „Господи, Господи”, войдет в Царство Небесное». И это тоже удивительный момент. Что значит «Господи, Господи»? Это значит, что мы обращаемся к Нему, молимся, совершаем молитвы.

Не всякая молитва оказывается живой, обращенной к живому Богу и приносит спасение человеку. Это удивительно, поразительно… Это даже страшно. И в другом месте есть еще более страшный эпизод.

Переживание этой строчки из Священного Писания в моей жизни связано с одним личным переживанием. Начинается очередной Великий пост, и я встречаюсь с людьми, которые дороги мне, ценны для меня. И замечаю на себе взгляд одного дорогого мне человека, а он взглядом проходит мимо меня, как будто меня не замечая – я понимаю, что человек меня не узнал; не так важно его внимание, его обращение ко мне, а он меня просто не узнал, скользнул взглядом. И в этот же день, читая Евангелие, я обнаружил там очень интересное место – Господь говорит: «И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас», и эта строчка попала в резонанс с этим внутренним переживанием, я был поражен.

Эти слова обращены к людям, которые, как говорит Господь, совершают чудеса именем Его, творят какие-то великие знамения, и при этом Господь скажет им в день судный: «Я никогда не знал вас». И это еще более поразительно: оказывается, человек может не только читать Священное Писание с упованием на слова Библии и молиться, но и совершать чудеса, и участвовать в чудесах, но не иметь никакого результата для своей духовной жизни и спасения.

3 этих эпизода из Священного Писания и 3 момента, мне кажется, можно было бы соединить с нашей современной жизнью. Первый момент – общехристианская и наша православная ежедневная практика чтения Евангелия. Я, как священник, постоянно напоминаю всем, что необходимо каждый день читать Священное Писание – хотя бы понемногу: если совершенно нет времени, прочитать хотя бы одну строчку из Евангелия, если больше времени – прочитать абзац, зачало, главу. Если много времени, можно прочитать целиком или одного евангелиста, или всех четырех. Живы наставления преподобного Серафима Саровского, когда он сам так делал и других наставлял: каждый день 4 дня недели читал по одному евангелисту. Евангелиста Матфея – в понедельник, во вторник – Марка, потом Луку и Иоанна; такое удивительное правило было у батюшки Серафима. И мы тоже напоминаем, насколько это возможно, чтобы человек читал Евангелие, отрывался от мирских обыденных забот.

Другой момент – молитва. В Православии мы все учимся молиться. У нас есть древние молитвы, написанные древнейшими отцами IV, VII, VIII, Xвв., горевшими верой, жившими живой жизнью и живой верой. И от нее рождались слова, которые до сих пор просто сотрясают душу. Недавно я переслушивал запись чтения одной из молитв, приписываемых Исааку Сирину – поразительные слова, глубокие, живые.

И 3-й эпизод, который мы рассмотрели, может быть поставлен в соответствие с чудесами в нашей обыденной христианской православной жизни: это не только чудеса исцелений, которые бывают иногда в Православной Церкви, или каких-то особых событий, – это чудеса, которые Господь дал нам как бы в нашу власть: во власть Церкви Божией. Это еще более удивительные чудеса в этом смысле, это чудеса таинств – Причастия, Исповеди, Соборования. Мы стараемся причащаться с какой-то периодичностью (хотя бы раз в 2 недели или раз в месяц), исповедоваться как можно чаще – не только накануне Причастия, собороваться – раз за время болезни, как это положено в чине Соборования, или раз в год, как некоторые люди делают. И все эти чудеса действительно совершаются как будто по расписанию. Бог дал нам чудеса, и мы их творим. Священник совершает Литургию и становится сослужителем удивительного, поразительного чуда.

Вот видите: Евангелие, молитва, чудеса, таинства – все это может оказаться безжизненным, все это может не дать человеку никакой жизни.

Вопрос телезрительницы из Новокузнецка: «Насколько верно предостережение верующему человеку, что знание надмевает? Экклезиаст пишет: кто умножает познания, умножает скорбь. Не нашла, чье это предостережение, и не понимаю, почему и как это возможно».

– Это один из моментов, о которых мне тоже очень хотелось бы поговорить. Не просто кто-то из святых об этом говорит – об этом говорит апостол Павел. И он действительно говорит, что знание надмевает – это абсолютная истина, и мы это, к сожалению, на своем опыте очень часто наблюдаем. Бывает, что человек знает мало и очень благоговейно относится к вере и к церковному учению, а бывает, проникает в глубь этого учения, начинает разбираться, читать книги, увеличиваются морщины на его лбу, но креститься этот человек не хочет, молиться не хочет, поститься не хочет: прочитает какое-то толкование, прочитает наставление какого-то старца или учителя и отказывается молиться, поститься, ходить в храм.

Это удивительно. Оказывается, знание может убить человека. Но когда мы говорим о теме знания, нужно вспомнить и другую цитату из Священного Писания – евангелиста Иоанна: се же есть живот вечный, да знают Тебе единаго истиннаго Бога, и Егоже послал еси Иисус Христа (Ин. 17, 3). Знание может быть и источником жизни вечной: знание Единого и Истинного Бога и Того, Кого Он послал, – Иисуса Христа.

Мы видим как бы противоречие между надмевающим знанием, убивающим, превращающим человека в духовного мертвеца, и знанием, которое животворит, дает жизнь вечную. Не просто временную жизнь укрепляет (как в известной фразе: «Знание – сила») и временную силу и жизнь дает, а дает вечную жизнь. Надо понять, что под словом «знание» можно понимать разные вещи.

Я всегда напоминаю: можно знать о чем-то и можно знать что-то или кого-то. Можно очень многое знать о Боге, а можно знать Бога. И первое знание действительно надмевает и может быть сопряжено с духовной смертью человека.

Что такое знание Бога? Это живое общение с Ним и живая встреча со Христом – то, что реально меняет человека. Мы разговаривали не так давно: что есть живая вера и живое знание? Очень простая аналогия. Вот человек живой и не живой. Чем отличается один от другого? Живой человек – тот, кто может двигаться, может меняться, может что-то изменить в себе и вокруг себя. Человек не живой не может измениться и уже не может ничего поменять в окружающем мире, в том, что он натворил. Его жизнь закончена.

Живая вера меняет человека, живое знание меняет человека внутри. Вот важная цитата, которая тоже непосредственно связана с нашей сегодняшней передачей – это слова апостола Иакова: хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?.. Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва (Иак. 2).

Получается, человек вроде бы верует, вроде бы принимает какое-то учение, какую-то док-трину, какое-то собрание правил и норм жизни, но реально это ничего в нем не меняет. И это очень печально.

Вопрос телезрителя из Белгорода: «Христос говорит в Евангелии, что те, кто слушает Его слова и поступает согласно им, поступают подобно человеку благоразумному, который построил свой дом на камне. А в другом случае Он говорит, что те, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке. Что Он подразумевал под камнем и под песком?».

– Что значит дом на песке? Представим себе ребенка, который выбежал на морское побережье и построил там замечательный замок из песка – выглядит так красиво, великолепно, просто блистательно! Но вдруг приходит волна, накатывает на берег, и ее белый барашек уносит за собой все это огромное, красивое, великолепное здание, словно его и не было. Люди смотрят и понять не могут: где же здание, где драгоценное убранство?

Так же человек приходит в храм, надевает соответствующее одеяние, в храме улыбается, боится кому-то на ногу наступить, а если вдруг наступил, кланяется до самого пола. Тихо передает свечи, ставит их, может быть, прикладывается к иконам, слушает службу. Вдруг выходит за ворота храма – и где благочестие? Где оно, куда смыло вот этот благообразный лик, эти елейные речи, эти милостивые слова?

Приходит человек из храма домой, а дома та же самая старая жена, те же самые дети, то же самое старое убранство. И ничто в этом доме не напоминает человеку о том, как он должен себя вести, чему он научился в храме. Приносит домой только злобу и раздражение, а дома родные и близкие недоумевают: человек ходил в храм, вроде молился, вроде перед этим постился и что-то такое важное делал, а пришел из храма в совершенно диком состоянии? Вроде он ходит в храм, – а сам ведет себя недостойно, ругается, кричит, обижается, раздражается?

Дому, построенному на скале, не страшны ни ветры, ни зной, ни прилив, ни шторм. Дует сильный ветер, а он стоит, зной – дом не крошится, не рассыпается, пришли злые люди, стреляют стрелами в этот замок, а он стоит. Точно так же святые, состояние которых не могли всколыхнуть никакие треволнения. Вокруг святого бушевали страшные беды – болезни, убийство, смерть, какие-то политические нестроения, – а в сердце у него был мир. И человек молился и совершал подвиги.

Согласитесь, построить дом на песке очень легко. А вот построить дом на камне и из камня, на скале требует длительных усилий. Поэтому часто некоторые люди с ехидством относятся к некоторым верующим и очень часто начинают говорить: вот ты в храм ходишь, молитвы читаешь, постишься, а мы заметили, что ты разозлился. Они его пинают на работе, отнимают у него что-нибудь, воруют документы со стола... «Вот ты разозлился». Поймали его на этом и смеются: «Какой ты верующий? Надо же! Видишь, ты злишься». Или еще что-то в этом духе. Человек 40 дней постится, ничего практически не ест, говеет, и вдруг ему подсунут какой-нибудь йогурт, который он любит, и вот он съел ложку – и коллектив над ним давай хохотать: ты такой-сякой.

Да, очень сложно быть по-настоящему верующим; не надо думать, что это легко, не надо думать, что мы в одночасье просто возьмем и станем верующими – вспомним преподобного отца Серафима Саровского, который говорил: «Добродетель не груша, ее сразу не съешь».

Вы говорили, что человек может ходить в храм, молиться, но внутренне не меняться и приходить домой озлобленным. Почему молитва иногда не меняет человека? Как появляется живая молитва и что мешает ей?

– Я думаю, человек зачастую забывает, к кому обращает свою молитву. Если говорить, почему из храма человек не приносит какого-то изменения, – думаю, это связано с тем, что иногда мы забываем, зачем идем в храм. Нам нужно иногда задавать себе вопрос: зачем я иду в храм? Чтобы это не было, не дай Бог, походом за тщеславием, за самоудовлетворением.

Порой дома родной человек болеет. И вот наступил праздник, мой любимый святой празднуется, уж точно надо идти. Брошу ребенка, жену или мужа больного и побегу в храм? Сомнительно. Неужели бы так поступили святые? Неужели бы так поступил тот святой, которого я так люблю и к которому на службу так спешу? Или, бывает (что греха таить), мы идем в храм выслужиться перед кем-то, – перед таким-то священником, перед своей подругой или другом, который тоже в храм пришел. И очень печально, когда человек именно за этим идет в храм.

Для чего нужно идти в храм, молиться? Какой плод молитвы должен быть? Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание – именно это должно быть результатом духовной жизни, и мы не должны об этом забывать. Это все индикаторы духовной жизни, ее правильности: если человек молится, идет в храм, приходит из храма и у него на душе любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, то он, по всей видимости, правильно помолился, не зря сходил в храм. Да, может быть, есть какие-то искушения, трудности, проблемы другого порядка, но это некий минимум, за которым мы должны следить, чтобы это было именно так, чтобы мы из храма, из собрания верных, приносили именно эти плоды Духа Святого.

Но если мы говорим именно о живой молитве, то иногда следует обратить внимание еще на другое. Порой в храме стоим и не слышим молитв, служба пролетает, глазом моргнули – закончилась уже. Читаем дома правило (утреннее или вечернее) – там молитва святителя Иоанна Златоустого. Прочитал – ничто не поменялось в моем сердце, ничто не изменилось; и это крайне печально. Если молитва не поменяла сердце, это печально.

Но бывает другой опыт, который дает человеку Господь. Бывает, что Господь открывает человеку какую-то тайну. Какая-то суета, и вот человек встает на молитву и после 15 минут чтения молитв чувствует, что что-то поменялось в его душе. Он успокоился, он готов принимать спокойные, нормальные, христианские решения, а не со злом и раздражением. Вот такая молитва должна быть. Но как добиться живой молитвы, которая меняет нас, и как нам избежать сухой вычитки, безжизненной молитвы?

Все делатели молитвы, все труженики, кто трудился на поле молитвенной брани, говорят об одном: необходимо постоянно молиться. И начало учения о постоянной молитве тоже мы можем увидеть у апостола Павла: «…всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе». Нам должно непрестанно молиться, и молитва должна рождать в нас радость.

Далее в Православной Церкви эти слова Священного Писания получили довольно широкое развитие. В частности, развитием этих слов стала практика постоянного делания молитвы Иисусовой, когда святые отцы наставляют нас непрестанно стараться в уме держать хотя бы пять слов: «Господи Иисусе Христе, помилуй меня». Или же более пространную молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Святые отцы даже предлагают привязывать эту молитву как бы к неким ритмам – к пульсации дыхания, пульсации сердца, чтобы их ритм, который неизбежно сопровождает нас, побуждал нас к постоянному чтению этой молитвы. Но и такое постоянное чтение молитвы может оказаться абсолютно бесплодным.

Вспомним слова преподобного Серафима Саровского. Он говорит, что монах, который не занимается умным деланием, подобен черной головешке, полену, которое сгорело, обуглилось и никакой пользы не приносит ни себе, ни другим. И умное делание здесь, разумеется, не только в произнесении молитвы, но в проникновении в суть слов молитвы. Казалось бы, 5 слов – о чем здесь думать? Понятно, «Война и мир», «Преступление и наказание» – тут есть где разгуляться, здесь действительно есть о чем подумать.

5 слов: «Господи Иисусе Христе, помилуй меня»… Но в этих словах глубокий смысл. В этих словах признание истинности Боговоплощения, в них – воспоминание о самом драгоценном, Кто есть в этом мире и в нашей Церкви, – о Господе Иисусе Христе. В них и признание своей греховности, признание своей слабости перед Богом, ничтожности, мелочности, – и твердое упование, что Он помилует меня. Я никто, но, если Господь меня укрепит, я могу все.

Эта молитва напоминает нам, с одной стороны, о нашем рабском положении, с другой стороны, – о том, что христианство призывает нас к величию Божества, зовет нас быть богоподобными. Если мы будем в течение дня повторять Иисусову молитву и сопрягать с ее чтением воспоминание о Христе, соответствующие размышления, то тогда, думаю, нам гораздо легче будет молиться и утром, и вечером.

Кроме того, чтение Иисусовой молитвы требует от нас очень интересной практики – внутренней практики отвлечения ума от лишних мыслей. Когда человеку на ум приходит одна бесполезная мысль, другая или, бывает, даже какие-то злые слова, размышления, непотребные шутки, а он отвлекается от злых мыслей и привлекает свои мысли к молитве Иисусовой, эта практика может помочь человеку сделать его молитву живой.

Если можно, еще несколько слов в заключение нашей передачи.

– Я всем искренне желаю живой веры, живой молитвы, желаю, чтобы каждый день вашей жизни был наполнен памятью о Христе. Именно память о Христе и жизнь с Ним, вера в Его слова – все это может научить нас живой жизни. Чтение Евангелия, участие в таинствах, ежедневная молитва утром и вечером – та самая, как бы обыденная, которую нам приходится иногда делать как будто неживой. Но именно постоянство в этой молитве, как учил апостол Павел, может постепенно научить нас живой жизни.

И хотел бы вспомнить о словах апостола Павла из Послания к Галатам: он говорит о вере, действующей любовью, – и я всем желаю веры, которая бы действовала в нас любовью.

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Не своими делами, даже добрыми, мы спасаемся, а только милостью Божией

– Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец настоятель! Дорогие отцы, братья и сестры!Всех вас сердечно поздравляю с великим двунадесятым праздником Богоявления, престольным праздником кафедрального храма города Москвы – Богоявленского собора, что в Елохове.

 
Беседы с батюшкой

Протоиерей Александр Сандырев: Самое святое – это любовь к людям

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс