Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №2 (995) → Протоиерей Димитрий Смирнов: Наше приближение к Богу и есть поиск Бога

Протоиерей Димитрий Смирнов: Наше приближение к Богу и есть поиск Бога

№2 (995) / 8 января ‘19

Беседы с батюшкой

Вопрос: «Что значит «искать Бога»? Поясните».

– Обычно человек грешный от Бога очень далек и не знает, где Он живет и где Его искать. А мы должны обязательно к Нему приблизиться: наше приближение к Богу и есть поиск Бога.

А как человек приближается?

– С помощью исполнения Его воли.

Если человек делает поступок ради Бога, а не просто по душевной доброте? Или добрый поступок в любом случае делает человека ближе к Богу? Если человек стремится исполнять заповеди Божии, то можно сказать, что это и есть поиск Бога?

- Можно сказать.

Обычный человек свои первые шаги в Церкви начинает с того, что учит, осваивает молитвы, и какие-то самые простые заповеди пытается внедрить в свою жизнь, чтобы они прижились, стали для него привычными.

– Ну что ж. Это уже приближение к Богу, но надо, чтобы человек знал все заповеди и стремился их выполнять. Важно все время держать душу в таком напряжении. А то, что противно Богу, что Его отталкивает от нас, это нарушение.

«Чтобы человек знал все заповеди», – а половины, четверти или 90% недостаточно? Люди, как правило, все не знают.

– Не знают. Но надо узнавать. Сейчас Евангелие, чтобы читать, найти легко. Книгу по «Закону Божьему» тоже можно найти, в храмах продается.

Вопрос: «Человек трехсоставен: тело, душа и дух. Расскажите, пожалуйста, что такое дух человека».

– Дух человека – это средоточие его личности. Когда мы говорим «хороший человек» – мы говорим о теле? Нет.

О качестве души говорим.

– А качество души – это и есть дух.

Дух не есть что-то отдельное?

– Нет, конечно. Если дух покидает тело, то это уже покойник

Это свойство души человека или что-то самостоятельное?

– Самостоятельное, да: часть человека, которой он обращен к Богу, к высшему.

Общение человека с Богом происходит через дух?

– Да, Бог есть Дух, и человек есть дух. И вот два духа общаются – Отеческий и тварный.

Вопрос: «Почему каждый человек обязательно должен умереть?».

– Нет, человек не должен умереть – это вынужденная мера, которую Господь избрал для человека, ибо человек живет в грехе и накапливает его.

И поэтому умирает? Или смерть нужна для этого разделения?

– Смерть нужна, чтобы остановить жизнь во грехе.

Тем самым грех как бы отделяется от человека, а уже в воскресении, в новом теле человек будет без греха.

– Да.

Но мы знаем, что некоторые праведники были взяты живыми на Небо.

– Это исключительные случаи, не общее правило.

И хороший, и не очень хороший человек все равно переступит порог смерти.

– Обязательно.

Даже если человек пожил для Бога, с Богом и достиг состояния соединения с Богом.

– Такой человек переходит прямо от смерти в жизнь.

Но все равно порог земной смерти он переступает.

– Да.

А если человек в своей жизни Бога познать не захотел и Его отверг: крещен, вроде как принадлежит к Церкви, но к Богу равнодушен?

– Нет, человек не может быть одновременно и равнодушен к Богу, и в сфере влияния Бога. Он не видит Бога.

Видит или не видит – а Бог все равно в его жизни участвует?

– Бог каждому человеку желает спастись и поэтому разными путями старается обратить на Себя его внимание.

Иногда удается.

– Да, конечно.

Вопрос телезрительницы: «Осуждать ближнего нельзя, это грех. Но если я вижу, что человек совершает плохой поступок, плохо себя ведет, я же не могу равнодушно пройти, закрыв глаза и уши? Я невольно его порицаю, осуждаю, то есть я совершаю грех?».

– Конечно. Нужно отделять человека от его греха.

Я должна считать, что человек хороший – просто он сделал плохо?

– Да, так и есть. Человек не бывает совсем плохой. В чем-то он согрешает, а в чем-то нет. Поэтому мы осуждаем плохой поступок. Можно ему сказать: «Ты знаешь, поступок, который ты совершил, – нехороший».

То есть я не могу от него отвернуться и сказать: «Ты плохой, я тебя больше знать не знаю, раз ты так сделал»?

– Так говорить не надо: это кончится ссорой (а в отдельных случаях дракой).

Батюшка, но если человек настолько сочетался с грехом, что все его поступки – грешные, то вообще общение с таким человеком возможно?

– А зачем? В Писании есть такая формула: будет тебе яко язычник и мытарь. Что это значит? Это значит – обходить за три версты.

Когда я отворачиваюсь от человека, не выношу ли я тем самым ему уже некий суд?

– Это смотря по тому, что у тебя происходит в сердце. Иногда отражается и на физиономии.

Его поведение мне неприятно, я не хочу общения с ним и не хочу разделять с ним беседу, не хочу с ним ничего обсуждать.

– Я понимаю.

Я от него отдаляюсь.

– Просто обхожу стороной.

Но при этом все мысли о нем стараюсь отсекать.

– Смотря какие: если мы сжалились над ним, то мы можем мысли о нем не отвергать, а помолиться о нем.

Пожалеть человека, находящегося в таком состоянии.

– Конечно.

Часто бывают вопросы о семейных трудностях, когда пьяный, драчливый, сквернословящий человек безобразничает, просто над всеми измывается. Как-то чувства жалости к нему не возникает.

– Ну, тут уже можно применять другие меры: участковый.

Это уже меры воздействия. А неприязненные чувства?

– Неприязнь – это значит: я не принимаю такой образ жизни. И это вполне законно.

Это тоже связано с осуждением этого человека?

– Надо стараться не осуждать.

Просто осуждение настолько проникает во все наши чувства...

– Само осуждение тоже грех – мы же не судьи для того или другого человека. Он завтра исправится, а мы впадем в то же самое.

Хочется, чтобы для вразумления этому человеку Господь дал испытать то, что испытывают другие.

– Господь Сам знает, как подойти к тому или иному человеку.

Хочется только Богу подсказать.

– Это уже очень дерзко.

Вопрос: «Если человек был крещен, но в церковь не ходил, не исповедовался, можно ли его отпевать? И что это ему даст?».

– Если он крещеный, отпевать можно. Но это ему ничего не даст.

А это ничего не дает, то зачем отпевать?

– Ну, не знаю – принесли, просят. Что тут?

Только потому, что принесли и просят?

– Ну да – принесли же те, которые в церковь ходят. Ради них.

Но они в надежде, что это церковная молитва за человека невоцерковленного...

– Ну что эта церковная молитва за человека, который не знает, что такое Церковь?

В надежде, что, может быть, это что-то изменит в его уже загробной жизни.

– От одного отпевания? Нет, ничего не получится: слишком это незначительно.

Но молитвы там очень умилительные и утешительные.

– Я в курсе.

«Со святыми упокой» – наверное, сердца стоящих вокруг умиляются в надежде, что – да, действительно...

– Я очень рад, слава Богу. Но надежда очень маленькая.

Человек сделал выбор в своей жизни, и Господь этот выбор уважает.

– Нет, он выбор не делал – просто равнодушен к Богу и Его словам.

Но чем-то человек в жизни занимался? Каждый человек чему-то посвящает свою жизнь – говорят «посвятил себя».

– Работе. И потом питанию и одежде – на то, что заработал.

Вопрос телезрительницы Валентины: «В главе 6-й от Марка говорится, что когда наступила суббота, Он начал учить в синагоге; и многие слышавшие с изумлением говорили: откуда у Него это? Что за премудрость дана Ему, и как такие чудеса совершаются руками Его? Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблазнялись о Нем. Скажите, пожалуйста, батюшка, были ли у Иисуса сестры и братья от Девы Марии?».

– Нет. Сестры и братья – это дети Иосифа от первого брака. Он овдовел и тогда уже сочетался с Девой Марией. У них кроме Иисуса Христа детей не было.

Вопрос: «Человек создан по образу и подобию Божию. А в чем это проявляется и может ли человек эти свойства потерять?».

– Подобие может потерять. А образ остается навсегда.

В чем в человеке проявляется образ Божий?

– Например, в таких свойствах: разум, слово, религия, брак, стыд и совесть.

Бывает, человек стыд и совесть теряет.

– Полностью – никогда.

Она у него просто как-то уходит.

– Да, человек ее теснит.

Так, наверное, легче жить?

– Одни – из моды, а другие – потому, что кто-то им сказал, что «это круто».

И они решили Божий дар подменить чем-то человеческим?

– Да.

А подобие может человек потерять – или может, наоборот, в себе развить: некоторых людей мы называем преподобными.

– Да, это смотря каким путем идти. Если путем обезьян, то будешь подражать обезьяньим песням, обезьяньей одежде. Вот как (мы уже неоднократно говорили) драные брюки: одна обезьяна надела – лень было зашивать, а другая подумала, что это мода, и тоже свои разрезала. А те, которые занимаются одеждой, подсмотрели – видят, что обезьян-то все больше, и начинают выпускать драные уже готовые.

И у людей возникает ощущение массовости, это называют «мода». И человек начинает уподобляться тому, что модно.

– Обезьяне.

А чтобы уподобиться Богу?

– Надо все таланты, которые Бог дал, не закапывать в землю, а, наоборот, ими служить Богу.

Вопрос телезрителя: «Я человек крещеный, стараюсь на работе делать все хорошо, правильно. И есть у меня большой начальник, самый большой мой руководитель. Он ничего про меня не знает: какой я человек, как я работаю, ему совершенно все равно, ошибусь я в своей работе или не ошибусь; что-то, может быть, неправильно сделаю – он даже не будет об этом знать. Может быть, Бог точно так же? Ведь много таких, как я, и Он ничего про меня не знает и совершенно меня не видит. Или Бог видит каждого человека и все про него знает?».

– Конечно. Во-первых, Бог не начальник. Во-вторых, Он Всевидящий и Вездесущий. А в-третьих, вы клевещете на Бога – Бог нам любящий Отец, а вы Бога не знаете, поэтому и городите незнамо что. Мне, например, даже обидно это слушать: я от Бога каждый день получаю милости, а вы говорите, что Он ничего не знает. Что Он, прораб, или начальник завода, или командир дивизии? Да нет.

У человека не укладывается в голове, что Бог может заботиться обо всех 7 444 443 881 живущих на Земле людей и что Он вникает в проблему каждого человека и знает его досконально.

– Конечно. Поэтому нет на Земле народов (может, кроме советских людей), которые не имеют религии.

Но есть религии, где нет Бога.

– Все равно некоторые проявления бытия они обожествляют, – то есть все равно они чувствуют присутствие чего-то сокрытого: Бога не чувствуют, а Божественное – чувствуют.

Все религии, даже идолопоклоннические, возникли из чувства чего-то сверхъестественного.

– Да. Они, конечно, ошибаются, не знают истины.

В жизни человека иногда происходят очень серьезные повороты, которые ввергают его в состояние страха, уныния и отчаяния. И спрашивают: почему Бог так повернул, зная, что я не готов принять этот поворот? Ведь падение в уныние – это не спасение человека, а погибель.

– Большинство людей совершенно не знают химии, биологии. И что? Да ничего.

Процессы, которые в них происходят, не останавливаются, знают они или не знают. Но влияние Бога на человека порой вызывает недоумение самого человека.

– Конечно. Недоумение – от незнания. А если человек захочет и будет просить у Бога, чтобы прозреть, Господь в ту малую меру, в которую данный человек способен, обязательно ему даст.

Умирает человек, и кто-то из близких причитает: «Почему Бог его к Себе забрал? А мы-то как? А мне теперь как жить? Да мы с ним 40 лет – бок о бок».

– Как жить? Надо приближаться к Богу. Бог очень беспокоится, что люди настолько друг к другу прилепляются, что забывают, что умирают.

Вопрос: «Что такое смиренномудрие сердца? Как его достичь и перестать бояться будущего?».

– Будущее все равно будет, а достичь смиренномудрия нужно от практики: нужно во всех событиях искать такой выход, выбирать такой поступок, чтобы нам смириться. Поступать не из гордости, а так, как будто мы смиренные, и это будет мудрость.

Выбирать из всех возможных вариантов тот, который тебя смирит.

– Да. В Писании сказано: благо мне, яко смирил мя еси – это относится к Богу.

Вопрос телезрительницы: «У меня вопрос о чтении посланий апостолов: Церковь рекомендует главу. В Евангелии подводных камней много, но достаточно понятно, а когда начинаешь апостола Павла читать, не все понимаешь. Можно ли читать по частям? Допустим, полчаса я уделила на апостола Павла – и толкование читать к этим стихам?».

– А почему нельзя? Можно. Читайте на здоровье. Чтобы со смыслом было.

Вообще – мы призваны исследовать Писание.

– Да. Исследовать можно по небольшим отрывочкам.

А уж с какой скоростью читаешь… Главное – вникать в смысл.

– Видишь, она молодец – и толкование читает. Это очень полезно.

Но до толкований не у всех доходит.

– Не у всех доходит и до чтения.

Но порой удивляет: человек поступает противоположно Евангелию, хотя утверждает, что каждый день его читает.

– Это же легко проверить.

Наверное, читает – но при этом поступки совершенно не евангельские.

– Значит, не дошло. Разобрать с ним один поступок и один кусочек из Евангелия и сказать: «Вот написано так, а ты делаешь так. Что по этому поводу скажешь? Прокомментируй, пожалуйста».

Он ответит: «Да я знаю. Ну, грешен».

– «Нет, я понимаю, что грешен. Давай так сделаем, чтобы ты уже этим не согрешал».

Вопрос: «Если парень отказывается встречаться с девушкой потому, что не готов ждать до свадьбы, как вести себя девушке?».

– Есть заповеди Божии. И надо им следовать – иначе будет беда.

Батюшка, нас просят заканчивать нашу передачу.

– Всего доброго. Будьте счастливы в ваших семьях.

Записала:
Татьяна Муравьева

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс