Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №44 (989) → Матушка Анна Молокова: С полным доверием к Господу

Матушка Анна Молокова: С полным доверием к Господу

№44 (989) / 19 ноября ‘18

Вторая половина

Рано или поздно каждый из нас задумывается: в чем смысл жизни? На первый взгляд, в рамки этого понятия укладывается то, о чем мечтает большинство: иметь любимую работу, семью, достойное материальное положение. Но часто бывает, что душевный тупик наступает, когда многое достигнуто. Наша задача – узнать и пройти именно тот жизненный путь, который нам дает Господь. Он не похож ни на чей другой и дает свой опыт, который в итоге и отвечает на вопрос: в чем смысл жизни?

Матушка Анна: – Здесь у нас самые маленькие ребятки от 2-х до 3-х лет. Сейчас у нас тихий час, все спят, сонное царство: это у нас самое спокойное время суток.

С раннего утра и до середины каждого буднего дня матушка Анна – воспитатель в детском саду. Мягкость, забота, тепло, ласка так необходимы малышам, которые много времени проводят не с мамой. Любовь к детям – в самой природе матушки Анны, ведь она мама семерых детей и прекрасно знает, что значит быть матерью.

Матушка Анна: – Мой рабочий день сегодня закончен. Сейчас пойдем домой, к своим деткам, ласкать своих.

Коллега матушки Анны: – Отработала, Анна Викторовна? Ну, удачного воспитания тебе дома. До свидания, до понедельника.

Матушка Анна: – Вот она детка – маленькая конфетка! Самая маленькая сидит дома и самая большая.

Самая маленькая – Василиса, самая большая – Евдокия, а между ними – Тихон (кадет Пермского суворовского училища), Анастасия и Алексей (учащиеся Свято-Симеоновской православной гимназии), Дима и Маша (воспитанники детского сада, в котором трудится мама). Рядом с ними любимая бабушка Лена – мамина мама. Все это дружное семейство заполнило трехкомнатную квартиру в центре Екатеринбурга, в которой выросла матушка Анна, где жила вместе с папой, мамой и старшим братом.

Матушка Анна: – Детство было яркое, веселое – раньше не было такого, что семье было страшно за ребенка, я все свое детство провела на улице.

А на улице был двор, друзья, любимый парк «Зеленая Роща», где стоял и манил старинный полуразрушенный Александро-Невский храм. В нем уже возобновлялись богослужения, и бегать к нему можно было беспрепятственно.

Матушка Анна: – Сейчас тут пробка, а тогда проезжала одна машина в день. Мы катались с горок прямо туда, ходили все мокрые, замерзшие. А в храм тянулись – было чувство, что мы не просто взялись непонятно откуда. Это чувство было свыше, оно было внутри.

Аня росла, взрослела, и это чувство в ней тоже росло и взрослело. Приходило понимание, почему люди так долго, по два часа стоят на службе в храме. Хотя поначалу удивлялась: ну зашли, поставили свечку – и все… Но оказалось, что это только начало: неслышно, невидимо, глубоко и основательно духовная составляющая жизни заполняла ее душу.

В 17 лет Анна впервые стала матерью – крестной матерью. С первой Исповеди перед таинством и началось ее воцерковление под сводами Иоанно-Предтеченского кафедрального собора. Оно шло параллельно с учебой. Девушка окончила горно-геологический лицей и поступила в вуз того же направления, а попав в студенческую среду, повела себя совсем не по-студенчески в привычном понимании этого слова.

Матушка Анна: – Я ушла: поняла, что так неправильно жить – прыгать-скакать, песни петь и в то же время знать, что есть Бог, Церковь. Неофитство началось – я резко все отбросила и полностью ушла в Церковь.

Иерей Иоанн Молоков, настоятель прихода во имя Иоасафа Белгородского (г. Екатеринбург): – Она была не только прихожанкой, она еще и помогала: где-то подсвечники почистит, где-то пол помоет. Молодая девушка и приходит в храм – конечно, это сразу бросилось в глаза.

Отец Иоанн родом из города Заречного. Именно там он впервые переступил порог маленького храма-новостроя.

Иерей Иоанн: – Можно сказать, что, зайдя в эту церквушку, я там и остался.

Стал настолько усердным прихожанином, что настоятель пригласил его в алтарь. Переступил порог святого места молодой человек с замиранием сердца и с великой благодарностью за то, что ему позволено было это сделать.

Матушка Анна: – Значит, он должен быть порядочным, добрым, достойным человеком: на самом деле, не каждого человека позовут в алтарь.

Иерей Иоанн: – Первое мое впечатление было, что я ничего не понимаю. Все, что там происходит, для меня было не то чтобы иностранный язык, а вообще другой мир. Я не знал совершенно этот мир, и мне казалось, что никогда его не «освою».

Он общался с духовным отцом, много читал, размышлял, учился видеть и узнавать Божию волю и Его Промысл в каждом событии, повороте жизни; к моменту встречи с Аней будущий священник поучился в Екатеринбургской духовной семинарии, отслужил в армии, по благословению Владыки Викентия помогал в Иоанно-Предтеченском соборе и стоял перед выбором, где именно продолжить духовное образование. Владыка благословил поступать на новый факультет педагогического университета в Екатеринбурге – теологический. А первокурсница горно-геологического, как выяснилось, тоже была в духовном поиске: Аня решительно забрала документы из престижного вуза.

Иерей Иоанн: – Мы вместе поступили в институт, учились, сидели за одной партой, уроки делали.

И влюблялись друг в друга. Однажды Иван предложил Ане обручиться.

Матушка Анна: – Это такой чин, не таинство: батюшка читает молитвы – и мы обмениваемся колечками.

Иерей Иоанн: – Где-то год мы ходили обрученными, с колечками, но жили еще в разных местах: я – в соборном доме, Аня – дома, здесь.

Они не расставались, но и конкретных сроков свадьбы не назначали; может быть, когда-нибудь, после окончания... Но сама любовь приблизила день их Венчания, ставший праздником для них и всего 3-го курса теологического факультета. Теперь, когда они стали венчанными супругами, духовные искания молодого мужа продолжились с новой силой и в совершенно конкретном направлении – священство.

Матушка Анна: – У батюшки был период, когда он думал и о том, как быть ближе к Церкви, и о том, что это, может быть, не его. Такое испытание было. У нас уже была семья, Евдокия родилась. И пока Евдокия росла, эти года 2 у него как раз и был такой период; видимо, у него что-то менялось. Я совершенно спокойно к этому отношусь – не так, что он со мной советовался, говорил: «Вот ты знаешь...». Я себе особо не представляла, как это будет.

Иерей Иоанн: – Никогда не приходилось сомневаться в ее поддержке: она действительно надежный человек, на которого можно опереться в самый тяжелый момент своей жизни.

Его рукоположили во диакона, когда в семье появился на свет второй ребенок – сын Тихон.

Матушка Анна: – Я была в роддоме, вообще «без меня меня женили», я даже не видела ничего.

Священническая хиротония практически совпала с Крещением новорожденного Тихона. И ее молодая матушка увидела только на фотографиях.

После Тихона в семье Молоковых дети стали появляться на свет с разницей в полтора-два года. Когда-то отцу Иоанну, единственному ребенку, воспитанному мамой, многодетность казалась чем-то, мягко говоря, странным. Но как-то один из трудников Иоанно-Предтеченского архиерейского подворья – сторож дядя Петя – сказал: «Отец Иоанн, какие вы молодцы! Дети – это счастье, это жизнь. А я так жалею, что запрещал жене рожать».

Иерей Иоанн: – Эти слова на меня так подействовали, что я перестал бояться многодетности. Я действительно стал не понимать людей, которые говорили: «Зачем так много детей рожать! Как вы с ними справитесь?» Как-то справлялись... Мы небогатые, родители наши тоже. Живем все вместе, своего жилья как такового нет. Но все равно Господь все управлял.

Это по вечерам, когда все собираются вместе, в доме бывает шум и гам. «У нас соседи такие понимающие, такие терпеливые», – улыбается матушка Анна. К тому же большую часть времени дети все-таки заняты делом: кто-то делает уроки, кто-то – в музыкальной школе, или на занятиях хора, или в спортивной секции, а кто-то – дежурит по дому, помогает маме поддерживать порядок. Правда, полная тишина в этом доме наступает только после вечернего правила, перед сном.

Матушка Анна: – Батюшке иногда говорю: «Ну что? Как там собрание прошло?». Он отвечает: «Сейчас спать всех уложим, я тебе расскажу».

Нельзя сказать, что ей настолько тяжело, что крест матушки давит, что многодетность с ее заботами не оставляет времени на себя. Забота о внешнем виде ничуть не умаляет забот материнских и не заменяет внутреннюю духовную работу: без молитвы, без обращения к Господу (матушка Анна это точно знает) не будет ни крепкой семьи, ни любви – ничего. Молитва помогает.

Матушка Анна: – Просто бывает, что теряется нить общения с Богом. Отчего она бывает потеряна? Оттого, что ты был в чем-то невнимательным, рассеянным. Но как только молитва и внутреннее состояние спокойствия возвращаются, снова все налаживается.

7 детей – столько же характеров и судеб. «Вырастить и воспитать их, – говорит матушка Анна, – возможно только с полным доверием к Господу». А это бывает очень непросто. Если, к примеру, ребенок далеко (как суворовец Тихон), он получает и военное образование, и мужское воспитание.

Матушка Анна: – Конечно, мне хочется иногда плакать, и я плачу. Первый день, например: «Тихон, как дела?» – «Все хорошо. Все, давай». – «Молодец, все хорошо». И плачу. Конечно, вот так, но все-таки считаю, что мы правильно поступили.

Как в любой семье, и в этой тоже бывают кризисные моменты воспитания. Переходный возраст уже настиг старшую Евдокию; и у остальных детей не за горами.

Матушка Анна: – Бывает, кипишь, это из меня выходит. И очень жалко и обидно, что иногда это выходит на свою семью. Нужно стараться не повторять этого: не надо себя прямо корить, но надо понять, что это неправильно, что так поступать в своей семье нельзя.

Получается, что дети воспитывают ее, а она – детей. Смысл этого воспитания, как и всей ее жизни, в том, чтобы дети выросли добрыми, честными, справедливыми, богобоязненными.

Матушка Анна: – Богобоязненность – это когда человек боится оскорбить, нарушить заповеди, боится быть оторванным от Бога, боится потерять эту ниточку, связь.

Иерей Иоанн: – Когда я к Богу пришел, надо было узнать всю тайну, но тайну Божественную постичь невозможно. Так и матушку Анну до конца раскрыть все равно невозможно.

Матушка Анна: – Сейчас, когда их семеро, мне кажется, что уже ничего не страшно. Я думаю: время идет, надо еще детей. Тихон уже уехал, уже вырос. Так потихонечку они все разлетятся, все уйдут – неизвестно как: может, в разные города разлетятся, а мы с батюшкой останемся. Поэтому смысл все-таки не в детях, а в том, чтобы у нас с батюшкой был мир: я могу детей наругать, а батюшку буду слушать, с ним я не буду ругаться.

Иерей Иоанн: – Она как совесть выступает в моей жизни. Если меня куда-то начнет заносить, она всегда придет и скажет: «Ты это что? Хорош! Давай, в нормальное русло». Вот так.

Записала:
Людмила Ульянова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс