Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №44 (989) → Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 118

Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 118

№44 (989) / 19 ноября ‘18

Читаем Псалтирь

Продолжение. Начало в №8 (857)–№11 (860), №16 (865) 2016–№5 (902) 2017, №7 (904)–№29 (926), №33 (930)–№48 (945) 2017, №1 (946)–№17 (962) 2018, №20 (965)–№43 (988) 2018

– Сегодня будем разбирать 4-ю часть 118-го псалма. Мы договорились, что 118-й псалом мы делим на 4 части из-за того, что этот псалом огромный, занимает целую кафизму.

Итак, начнем со 132-го стиха: «Призри на мя и помилуй мя, по суду любящих имя Твое». Псалмопевец Давид просит, чтобы Господь увидел его и ниспослал Свою благодать, ибо он любит Господа, исполняет Его заповеди. Такое частое обращение Псалмопевца говорит нам, что мы без Бога ничего не можем в этой жизни сделать – даже богобоязненный человек, ходящий путем Божиим, все равно впадает в искушения, и если Господь ему не будет помогать, он не справится с задачами своей духовной жизни. «Без Мене не можете творити ничесоже», – говорит Христос. Поэтому очень часто псалмопевец Давид просит Господа, чтобы Господь явил милость, щедроты, человеколюбие, чтобы обратил Лице к нему, приклонил ухо. И здесь просит: «Призри на мя и помилуй мя». В то же время он просит прощения в грехах своих, понимая, что невозможно ничего сделать. «Но, Господи, помоги мне, ведь я люблю Тебя» – по суду любящих имя Твое.

«Стопы моя направи по словеси Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие» – Давид просит, чтобы вся жизнь его протекала Божественным путем, чтобы он шел вслед за Господом. Он пророчествует и каждому из нас, говоря, что и мы должны идти по стопам нашего Господа Иисуса Христа – когда мы будем идти этим путем, никакое беззаконие не будет обладать нами.

«Избави мя от клеветы человеческия, и сохраню заповеди Твоя». Не раз уже в этом псалме Псалмопевец повторяет эту мысль, ибо клевета истощает человека, приводит в состояние неровности, грусти, уныния, порой отчаяния, человек как бы теряет надежду на то, что Господь его не оставит. В этом состоянии он не может исполнить заповеди Божии, уже не так внимателен и бдителен, у него притупляется бдительность в духовной жизни и тогда он может пасть. А если человек находится в состоянии духовного тонуса, тогда у него есть бдительность и ему легче исполнить заповеди Божии.

«Лице Твое просвети на раба Твоего и научи мя оправданием Твоим». Опять псалмопевец Давид просит: «Обрати, Господи, внимание на меня, помоги мне и научи меня оправданием Твоим». Здесь опять подтверждение тех слов Господа, о которых мы уже сказали: «Без Меня не можете творити ничесоже». Ничего человек не может без Бога в этой жизни. И на пути духовных жизни, борьбы, противостояния Господь должен быть с нами. Почему святые отцы и Сам Господь учат нас непрестанно молитесь, призывая Его имя, – ведь когда Господь будет с нами, то кто против нас?

«Исходища водная изведосте очи мои, понеже не сохраних закона Твоего». Здесь говорит Псалмопевец: «От внутреннего переживания, в котором я сейчас нахожусь, у меня провалились глаза, поэтому я могу не сохранить заповеди Твои».

«Праведен еси, Господи, и прави суди Твои» – все, что совершается во Вселенной, совершается по воле Божией, и в этом великая мудрость, ибо Господь праведен и все суды Божии праведны: мы не должны роптать и унывать – что бы ни происходило с нами, безусловно, Господь все творит по милости Своей и по правде Своей, дабы каждый из нас смог увидеть спасение.

«Заповедал еси правду свидения Твоя, и истину зело. Истаяла мя есть ревность Твоя: яко забыша словеса Твоя врази мои». Здесь Псалмопевец говорит о ревности, которая возникает в душе его, когда забыша словеса Твоя врази мои. Не может он спокойно и равнодушно смотреть на то, что происходит вокруг него, ведь смысл жизни его – только в исполнении заповедей Божиих. А он видит массу людей, не исполняющих заповеди Божии, и от этого у него возникает ревность в душе.

«Разжжено слово Твое зело, и раб Твой возлюби е. Юнейший аз есмь и уничижен: оправданий Твоих не забых». Давид говорит, что он самый юный из всех братий своих – в роду самый юный и по сравнению с Саулом тоже: Саул – царь, который был в летах, в возрасте, а Давид – самый юный. Юный еще не обладает мудростью, стремлением ко всему Божественному, еще его захватывают страсти. Он говорит, что, хотя никто не считается с его молодостью, он все равно не забыл Божиих заповедей.

«Правда Твоя правда во век, и закон Твой истина» – здесь утверждается правда, которую Господь оставил на земле, она – во век, она никогда не закончится. И закон Твой истина: многие законы бывают в этой жизни – и царские, и законы государства, и различные законоуложения, и все они пройдут. Истинный закон только один – непреложный Закон Божий: проходят столетия, а он остается в нашей жизни.

«Скорби и нужды обретоша мя: заповеди Твоя поучение мое». Неизбежно для каждого человека испытывать скорби и нужды, всякий, кто идет по пути Божественному, испытывает трудности в своей жизни, никуда мы от этого не денемся. Не бывает жизни ровной, тихой, совершенно спокойной: и скорби, и трудности посылаются нам, чтобы мы имели духовную бдительность, помышляли о духовном и стремились к Небу. И у людей праведных, у людей святых тоже были многие трудности – казалось бы, за что скорбел святитель Николай? Почему получил такие избиения преподобный Серафим? Почему от братий своих в монастыре терпел многое преподобный Сергий так, что не раз покидал свою обитель, которую сам основал? Все святые на духовном пути, на пути спасения имели трудности, но и в них ты должен укрепляться внутренне. Чем укрепляться? «Заповеди Твоя поучение мое» – углубись в изучение Закона Божия, вчитывайся в каждую строчку Священного Писания, и это будет укреплять тебя.

«Правда свидения Твоя в век: вразуми мя, и жив буду» – научи меня Закону Божию, ибо необходимо это вразумление. Только человек гордый, уверенный в себе может говорить: «А мне ничего этого не надо», мудрый будет искать вразумления от Бога, ибо это даст ему мудрость и возможность не совершать впоследствии глубоких ошибок, которые приводят к страданиям в этой жизни.

«Воззвах всем сердцем моим, услыши мя, Господи: оправдания Твоя взыщу» – всем сердцем, как говорят святые отцы, это значит и душой, и телом воззову ко Господу: в любой скорби, в любых трудностях обязательно нужно взывать к Богу не только языком, но и душою, и разумом. Когда ты всем существом, всем сердцем своим, воззовешь к Богу, то Господь тебя услышит и даст помощь в трудных обстояниях.

«Воззвах Ти: спаси мя, и сохраню свидения Твоя». Давид сначала говорит: «Воззвах всем сердцем моим, услыши мя», – когда уже так приблизился к Богу, можно просить о спасении: ты сначала приблизься к Богу, говорят святые отцы, начала нужно достучаться – не сразу просить у Господа, а достучаться до Бога. Очень хороший путь нам предлагает Псалмопевец.

«Предварих в безгодии и воззвах: на словеса Твоя уповах». В безгодии – в обычный час. Псалмопевец говорит, что он всегда молится Богу, в любое время, но особенно ночью, когда человек может отдыхать, ворочаться на постели – не встать к Богу, не воззвать к Нему, а думать свои думы, которые приведут его не только к разным ужасным обстоятельствам, но к и внутренней духовной или психической неустойчивости… В этот час Псалмопевец всегда взывал ко Господу: каждую ночь он вставал, молился и просил Его о помощи. Он уповал постоянно на Господа и просил у Господа помощи и заступления, и Господь никогда не оставлял его.

Но не только ночью он молился – Псалмопевец продолжает: «Предваристе очи мои ко утру, поучитися словесем Твоим». И на рассвете, и даже прежде восхождения солнца он всегда молился к Богу, обращался к Богу. И ночью, и когда день еще только начинался, он уже с молитвой восставал к Богу, и Господь слышал его и помогал ему. И во всем, говорит он, я поучался словесем Твоим.

«Глас мой услыши, Господи, по милости Твоей: по судьбе Твоей живи мя» – услыши мой голос, Господи, и пошли милость Твою. Оживи меня и дай мне возможность творить волю Твою.

«Приближишася гонящии мя беззаконием: от закона же Твоего удалишася»: да, такова жизнь – всегда праведный будет гнаться от человека неправедного. Эти гонения от грешников всегда были, есть и будут. Но всегда нужно опираться на слово Божие.

«Близ еси Ты, Господи, и вси путие Твои истина»; близ Господь, Он рядом с нами – Псалмопевец неслучайно это говорит. Все Богом движется в этой жизни, и, если ты хочешь, чтобы у тебя в жизни все получалось, уповай на Господа – Он близ, Он всегда рядом с тобой. Одно дело, быть рядом и видеть, а другое дело, знать, что Бог рядом и не замечать Его, как мы порой не замечаем своих близких. Не замечаем, не хотим их видеть, не хотим с ними общаться. Человек, который знает о близости Бога и не уповает на Него, поступает именно так: он не замечает Бога, поэтому в жизни у него ничего не получается. Когда человек уповает на Господа, тогда Господь помогает.

«Исперва познах от свидений Твоих, яко в век основал я еси». Сначала нужно познать, что Господь – Творец Неба и земли, и все законы Господь дал, чтобы мы жили во благе.

«Виждь смирение мое и изми мя: яко закона Твоего не забых». Псалмопевец предлагает Богу смирение. Что такое смирение? Он говорит: «Виждь терпение мое, виждь те искушения, что я переношу с таким терпением, и избави меня от них, яко закона Твоего не забыл. Как бы мне тяжело не было, в каких бы трудностях и испытаниях я не был, я все равно стремлюсь всегда исполнить Закон Твой».

«Суди суд мой и избави мя, словесе ради Твоего живи мя». Когда совесть обличает в неправде, такой человек уже самоосужден пред Богом. Но Давид имеет чистую совесть, от которой рождается дерзновение перед Богом. Чистую совесть подвижники называют дверью молитвы, но надежду свою полагают в милости Божией. Вот так очень мудро святые отцы говорят нам, что каждый из нас должен иметь чистую совесть – она не всегда сама собой пребывает в нас, ибо нет человека, который жил бы и не согрешил. Но Псалмопевец если и впадал в грехи, то всегда приносил достойное покаяние.

«Далече от грешник спасение, яко оправданий Твоих не взыскаша. Щедроты Твоя многи, Господи: по судьбе Твоей живи мя». Псалмопевец постоянно прибегает к милости Божией, он говорит: «По милости Твоей, Господи, оживи меня». Повторимся: невозможно человеку жить и не согрешить, и только милость Божия дает жизнь человеку. А грех, конечно, убивает человека.

«Мнози изгонящии мя и стужающии ми: от свидений Твоих не уклонихся» – постоянные гонения испытывают люди, ревнующие о жизни в Боге: Псалмопевец не только о себе говорит, но и о христианах. Посмотрите, как гонимы христиане даже до сегодняшнего дня – каждые 5 минут, по статистике, убивают христиан (разных, конечно, направлений) в этом мире (страдают христиане от нехристиан – христиане не борются между собой). Гонители христиан в первую очередь восстают против Христа, ведь христианин исполняет заповеди Божии, идет вслед за Христом – и становится неприемлемым в этом мире: «Соблюдающий Божественные заповеди Своего Владыки ни во что ставит оскорбления гонителей», – говорят святые отцы. Вы гоните нас, а мы все равно не откажемся от исполнения заповедей Божиих, все равно мы будем идти вслед за Господом – то, что Господь нам заповедал, для нас пребудет ценным.

«Видех неразумевающия и истаях: яко словес Твоих не сохраниша». Действительно, тяжело видеть тех, кто не исполняет словес Божиих… Здесь Псалмопевец больше пророчествует о последних временах перед страданиями Господа нашего Иисуса Христа, говоря, как иудеи не приняли Христа, не разумели времени, когда пришел Христос, не исполнили пророчества явления нашего Господа и предали Его на распятие и смерть.

«Виждь, яко заповеди Твоя возлюбих: Господи, по милости Твоей живи мя». Постоянно Псалмопевец Давид напоминает нам о любви к заповедям Божиим – мы говорили, что заповеди он называет и оправданиями, и законами, и откровениями. Сердечную любовь имеет он к Закону Божию, к слову Божиему, и это дает ему право говорить: «Господи, по милости Твоей живи мя» – оживи меня, оживотвори меня, дай мне, Господи, жизнь: это и составляет смысл моей жизни.

«Начало словес Твоих истина, и во век вся судьбы правды Твоея. Князи погнаша мя туне: и от словес Твоих убояся сердце мое» – напрасно гонят меня, ибо я все равно от словес Твоих не отступлю.

«Возрадуюся аз о словесех Твоих, яко обретаяй корысть многу. Неправду возненавидех и омерзих: закон же Твой возлюбих»: всю неправду, весь грех, всю лицемерную жизнь я возненавидел, ибо возлюбил Закон Твой.

«Седмерицею днем хвалих Тя о судьбах правды Твоея». Седмерицею – каждый час, каждую минуту, каждую секунду в этой жизни – я хвалю Тебя и благословляю Тебя, ибо возлюбил Тебя и возлюбил Закон Твой.

«Мир мног любящым закон Твой, и несть им соблазна» – о каком мире он говорит? О внутреннем, о душевном мире, о внутреннем спокойствии говорит Псалмопевец.

«Чаях спасения Твоего, Господи, и заповеди Твоя возлюбих. Сохрани душа моя свидения Твоя и возлюби я зело. Сохраних заповеди Твоя и свидения Твоя, яко вси путие мои пред Тобою, Господи. Да приближится моление мое пред Тя, Господи: по словеси Твоему вразуми мя. Да внидет прошение мое пред Тя: Господи, по словеси Твоему избави мя». Он говорит сначала: «Вразуми меня, наставь», а потом уже: «избави меня», ведь это будет более действенно, нежели если Ты вразумишь меня, но не избавишь.

«Отрыгнут устне мои пение, егда научиши мя оправданием Твоим. Провещает язык мой словеса Твоя, яко вся заповеди Твоя правда. Да будет рука Твоя еже спасти мя, яко заповеди Твоя изволих». Спасающая рука Божия – действенная: кто избирает заповеди Божии, тому, несомненно, Бог содействует в его спасении.

«Возжелах спасение Твое, Господи, и закон Твой поучение мое есть». Чего душа моя возжелает? Какого спасения? Спасения от Господа нашего Иисуса Христа: через Него приходит к нам спасение.

«Жива будет душа моя и восхвалит Тя: и судьбы Твоя помогут мне. Заблудих яко овча погибшее: взыщи раба Твоего, яко заповедей Твоих не забых». Вот такими удивительными словами заканчивается, братья и сестры, сей псалом – псалмопевец Давид говорит о своей жизни, о том, что многие преследуют его, неправедно гонят его, и он находится в трудном обстоянии и просит: «Господи, возврати меня в дом Свой, чтобы я мог изучать Закон Твой, углубляться в нем. В каких бы обстояниях я ни был, гонениях, падениях (а наши падения, изгнания бывают от наших грехов), – Господи, Ты меня возврати в дом Свой, возрати меня в селение Свое, и я продолжу исполнять заповеди Твои, яко заповедей Твоих не забыл».

Вот основание нашей жизни – и удивительный псалом, где Псалмопевец очень глубоко раскрывает смысл нашей духовной жизни, заключаемый в изучении слова Божия, исполнении заповедей Божиих, памятовании о них каждый день: в этом мы обретем утверждение в этой жизни и вечное спасение. (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Нина Кирсанова

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс