Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №35 (980) → Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт: О символах

Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт: О символах

№35 (980) / 11 сентября ‘18

Архипастырь

Сегодня поговорим о символах: что это такое и как они влияют на нашу жизнь. Если я не ошибаюсь, с греческого (др.-греч. σύμβολον) «символ» переводится как «условный знак» или «сигнал». Какие символы есть в христианстве – второстепенные и главные, современные и древние?

– Да, конечно, есть, и я хочу сразу рассказать одну историю, как я почувствовал для себя важность и значимость символа. В храм зашла мама с ребенком, и ребенок спросил у нее, зачем наверху храма стоит крест. Я невольно стал свидетелем разговора и подумал для себя: «Это символ, который означает...», – и начал вспоминать семинарские годы. Мама тоже попыталась ответить: «Знаешь, сынок, это крест, который символизирует собой...». Ребенок слушал, а потом сам предложил ответ: «А это чтобы все знали – тут живет Бог». Вот такой понятный указатель. Как адрес: когда говорят, где ты живешь, – дальше символы, которые как координаты приводят тебя в свой надежный дом. И в Церкви есть символы, которые сохранились с древних времен и по сей день используются (в том числе начертание креста, изображение икон, что тоже является очень глубоким символом, как некоторые называют – богословие в красках). И в том числе современные церковные символы, современные знаки используются в храме.

В молитве «Символ веры» каково значение слова «символ»?

– Это выраженное догматическое учение Церкви по отношению к разным сторонам нашей духовной жизни. Прежде всего – исповедание Святой Живоначальной Троицы, догмата о Рождестве Христовом, о страданиях Господа и Спасителя Христа, о том, как произошла эта трагедия при Понтийском Пилате, о рождении Церкви и о той внутренней силе, которая и поныне сохраняется в ней. Символ веры – это выраженные тезисы того, чтó мы исповедуем как нашу веру. Символ веры имеет 12 частей и был составлен на заре христианской традиции на первых двух Вселенских Соборах (IV–V века), где окончательно были зафиксированы все главные уложения и выражены в виде «Символа веры».

А почему всем знакомый символ «крест» изображается по-разному? Иногда он с лодочкой, иногда без... Что это значит?

– Это связано с местом появления этого символа, в том числе с развитием церковной архитектуры, церковного искусства. К примеру, мы как-то говорили о татуировках и наколках. Кстати, и поныне в Египте в древней христианской Коптской Церкви сохраняется традиция – христианин делает небольшую наколку в виде креста на правой руке, чтобы, когда он здоровается с другим человеком, этот другой мог увидеть этот знак и определить, что перед ним христианин. В том числе это внешнее исповедание того, что является твоим внутренним содержанием – как по одежде человека определяют многие вещи (я не говорю о модниках, гоняющихся за модными одеждами) или как по внешним признакам природы обозначают время года. Так и здесь – по внешним признакам, символам понимают внутреннее содержание человека.

Владыка, Вы как-то рассказывали очень интересно о древних христианских символах – рыба с хлебами, пеликан, который кормит своих деток. Еще есть символы: голубь, виноградная лоза. Почему их так много в христианстве? И что означают древние символы? Мало кто знает об этом.

– Эти символы использовались в Древней Церкви как обозначение нахождения общин. Когда Церковь еще находилась в гонении и сами христиане преследовались за свое исповедание веры (как в той истории, крест не поставишь на доме, чтобы все видели, что там Бог живет), тогда на дверях рисовали символы. К примеру, один из самых древних – рыба. Для языческого мира это могло показаться изображением того, что в этом доме живут рыбаки, что это просто знак того, чем занимается человек. А для христиан это был особый знак. Связано это с монограммой, зашифрованной в изображении. По-гречески «рыба» звучит как «ихтис» (др.-греч. Ίχθύς – рыба) – а если это слово сделать монограммой, то ее можно прочитать как Ἰησοῦς Χριστός, Θεοῦ Υἱός, Σωτήρ: Иисус Христос – Божий Сын, Спаситель. И христианские общины, видя этот знак, понимали, что в том доме собираются христиане и что, скорее всего, в подвале, в катакомбах находится небольшой храм, куда можно прийти и помолиться. В том числе, изображая на себе некоторые символы, можно было по принципу «пароль и ответ на него» обозначить себя как христианина без опасности, что община будет подвержена преследованиям и даже физическому уничтожению, как было в первые века христианства.

К таким же символам относятся и животные. Сам Христос нередко изображался в виде Агнца, как жертвенное животное, которое приносит себя в жертву, или, к примеру, в виде пеликана, который кормит своих птенцов. Мы знаем, есть такое сказание: чтобы сохранить жизнь своим птенцам, пеликан даже выклевывает из себя куски своей плоти и крови и вскармливает ими своих птенцов. Так и Христос Себя приносит в Жертву ради того, чтобы сохранить в нас нашу свободную от греха жизнь. Вот эти древние символы прочитывались в новом осмыслении в христианской традиции сквозь Евангелие и запечатлевались как христианские символы.

Символы часто используют в своих произведениях писатели – например, Клайв Стейплз Льюис в «Хрониках Нарнии». Как к этому относятся в религиозных кругах?

– Совершенно понятно – к этому относятся с большим интересом: ты узнаешь в произведении вполне знакомые символы (тот же Аслан, лев), и ты знаешь, что это за древний символ. Ведь в виде льва один из евангелистов изображает Христа. Кстати, часто этот символ можно увидеть и в храмах: если подойти в центральную часть храма, поднять голову к куполу, то одно из четырех изображений, как правило, на сводах купола,– именно лев. И ты понимаешь, что это речь о том самом, тебе, в том числе писатель или какой-либо символист, изображающий в символах свою веру и свою надежду, дает возможность поискать, стать соучастником этого поиска – проще говоря, не просто дает тебе пищу «на, пойди поешь», а дает тебе удочку и говорит о правилах, как нужно ловить рыбу: вот он, символ твоего насыщения – удочка в твоих руках, а дальше – действуй! Если ты верно воспользуешься этим, то не останешься без обеда, ты найдешь то, что ищешь, – поймаешь рыбу. Вот так и здесь: символы – это, если хотите, удочки в наших руках.

Христианин должен искать символы в повседневной жизни? Не опасно ли это – где-то видеть символ для себя?

– Иногда это действительно может быть опасным, но это опасно для лентяев. Знаете, я недавно видел одну замечательную фотографию: забор, за этим забором стоит громадное количество дорожных знаков, а на заборе кто-то очень мудро написал: «Господи, дай мне знак».

Иногда кажется, что какой-то знак или какой-то явившийся вдруг символ уж точно ответит нам на все вопросы. Но на самом деле мы должны понимать, что на все вопросы мы отвечаем своей собственной решительностью, своими поступками. Мы знаем, чего хочет Бог. Мы знаем, что такое хорошо и что такое плохо. Мы знаем, что такое правда и что такое неправда. Так какой еще нужен символ, чтобы сказать: «Вот это – хорошо, а это – нет; это – правда, а это – ложь»?

Спасибо, Владыка! Я, честно говоря, даже не ожидала, что такая очень консервативная, сложная тема станет такой интересной. И, конечно, Ваше заключительное слово...

– Спасибо за наше сегодняшнее общение. Дорогие братья и сестры, каждому из нас хотелось бы в жизни, чтобы какие-то символы или знаки показывали нам верный путь. А может быть, у нас хватит смелости самим эти знаки раскладывать? К примеру, цветы утром для своей супруги – или сладости для своих детей… Или говорить добрые слова, которые мы давно не произносили тем, кто рядом с нами... Эти люди удивятся и скажут: «Что же это происходит? Это какой-то знак». Это знак хорошего времени, хорошего дня, знак того, что мы друг другу очень нужны, дорожим друг другом. Пусть эти символы очень часто наполняют нас, нашу жизнь надеждой, любовью и верой. Храни вас всех Господь!

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Все, что вы видите, было создано благословением Божиим, под Покровом Пречистой Царицы Небесной

– Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры! Хотел бы сердечно поздравить всех вас с великим праздником Успения Пресвятой Богородицы. Этот день исполнен очень большого смысла, и совершенно неслучайно, что на Руси с самого начала ее христианизации кафедральные соборы в столицах назывались в честь Успения. Так была названа первая обитель в Киеве, матери городов русских, – Успенская Киево-Печерская лавра; так был назван столичный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы в городе Владимире; в честь Успения был назван и этот кафедральный собор, заложенный в XV веке при государе Иване III, объединителе Руси.

 
Беседы с батюшкой

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): Что такое Церковь? Корабль спасения!

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475