Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №29 (974) → Матушка Елена Русина: Главное для священника – храм, служение

Матушка Елена Русина: Главное для священника – храм, служение

№29 (974) / 1 августа ‘18

Вторая половина

Героиня программы – матушка Елена Русина, супруга иерея Алексия Русина, настоятеля храма в честь Казанской Иконы Божией Матери в Екатеринбурге.

Взмах кисти, трепетное прикосновение к холсту – и чистый лист начинает оживать, дышать. Мысли, чувства, взгляды – вся глубина и наполненность внутреннего мира художника проявляются зримо с каждым мазком его волшебной кисти. Если вдуматься, все мы в какой-то степени художники, а наша кисть – взгляд, которым мы смотрим вокруг себя. То, что мы увидим – небо или землю, купола храма или мрачный пейзаж за окном, и станет картиной нашего дня, а, возможно, и картиной жизни.

В будничной суете наш взгляд, наша «волшебная кисточка», к сожалению, часто просто скользит по поверхности первого, внешнего слоя, не замечая детали. Но тот, в ком живет художник, смотрит вокруг себя совершенно по-другому.

Матушка Елена: – Он радуется этому миру, иногда просто красивому сочетанию (например, цвета стены с цветом куста, растущего перед ней, – вплоть до этого). У художника есть счастливая возможность находить удовольствие, а, с другой стороны, и неудовольствие, видя безвкусицу, которая другому человеку, может быть, нравится.

Но на то человеку и дается Небом художественный дар, чтобы он все вокруг и внутри себя, даже собственное раздражение, трансформировал в красоту своим творчеством, то есть соработничеством Творцу. Это сложная задача, не всем она по плечу, потому и дар художника дается не всем.

Матушка Елена: – Поскольку художник ощущает гармонию, есть желание привести все, что ты видишь, в гармонию.

Матушка Елена родилась в Подмосковье. Ее родители когда-то приехали в столицу учиться, познакомились, поженились и поселились в Зеленограде. Мама – профессиональный художник по тканям – передала свой дар дочери, и Лена, едва научившись держать кисточку, уже не выпускала ее из рук. Она выросла в пространстве, наполненном яркими красками, образами, гармонией. Повзрослев, выбрала в нем свой путь, поступила в Академию славянской культуры на факультет живописи и начала искать себя в новом творческом пространстве.

Матушка Елена: – Я очень люблю акварель, но, к сожалению, она мне не давалась. У меня больше шла масляная живопись, потому что там такое, очень послойное: ты погружаешься в работу, можешь много в ней вариться, копаться, что-то вытягивать из нее. А акварель должен сразу почувствовать, понять, сразу попасть в цель, в цвет, в тон – и не трогать больше.

Ей удавался портрет, удавалось схватить внутреннюю суть человека. И, возможно, благодаря этому она дошла до своей сути, поняла, к чему стремится ее душа.

Матушка Елена: – Конечно, что-то было свое, что оттуда взять, но в процессе обучения я уже поняла, что все-таки хочу заниматься иконой.

Родители Елены, по ее словам, новообращенные. Крепкой веры в семье была бабушка, мамина мама. В ее душе теплилась надежда, что рано или поздно жизнь устроит так, что ее дети и внуки обратятся к Богу, и она молилась, молилась.

Матушка Елена: – У бабушки были старинные иконы – по-видимому, из разрушенных храмов в Орле. Это масляная живопись. Не такая икона, какие мы сейчас копируем с древних образцов, а XIX век. Но было и несколько старинных икон.

Вместе с родителями Лена стала приходить на службы не от случая к случаю. Началось ее воцерковление, и не последнюю роль сыграло то, что именно она видела и чувствовала в стенах храма.

Матушка Елена: – Там, конечно, сразу окутывала атмосфера и старины, и чего-то такого необыкновенного, так что в детстве тоже нравилось...

Взглядом художника девочка рассматривала старинные иконы. Образы казались ей непонятными, они не были похожи на реалистичные картины, к которым она привыкла. Спустя время, погружаясь в творчество как в профессию, Елена начала открывать для себя красоту иконы, ее многослойность, многомерность, ее глубину и бесконечную высоту, ее предназначение.

Матушка Елена: – В XIX веке люди думали, что древняя икона черная, темная, а когда их стали раскрывать, реставрировать, все были просто ошеломлены, что это такая цветность, такое сияние красок! Как дети, когда рисуют, – рисуют яркими, цветными красками.

Едва соприкоснувшись с иконописью, еще во время учебы в Академии славянской культуры, Елена поняла, что именно она ей необходима. В светском вузе девушка чувствовала определенный диссонанс с внешним миром – начиная со стиля общения и заканчивая стилем одежды. Чувствовала: иконопись – ее сфера. И творческая, и духовная. С большим трудом и не с первого раза Елена все-таки поступила в Иконописную школу Московской духовной академии.

Матушка Елена: – Очень хотелось в лавру: познакомилась со студентами, которые там учились, и эта атмосфера меня очень-очень привлекла – люди верующие и творческие при этом. В институте этого не было, такого полного взаимопонимания. Такое было удивительное сочетание… Как кто-то из лаврских потом говорил: «Я думала, что я одна такая белая ворона, а оказалось – нас вон сколько!».

Троице-Сергиева лавра на несколько прекрасных лет стала ее домом, ее миром, где рядом были близкие по духу люди, стала ее творческой мастерской.

Матушка Елена: – Несколько лет мы просто ездили по разным музеям, копировали иконы. Это тоже очень интересный пласт жизни, когда мы в Петербурге жили, в Эрмитаже копировали, во Владимире, в Пскове, в общем, в разных древних русских городах, где есть музеи икон. И ты как бы учишься таким образом разговаривать на языке иконы.

Троице-Сергиева лавра познакомила Елену и с будущим мужем. Коренной уралец, Алексей Русин после Екатеринбургской духовной семинарии продолжил обучение в Московской духовной академии. Сложилась общая компания. Девушки-иконописицы славились тем, что почти все время проводили в мастерских, за мольбертом. Друзьям – студентам академии приходилось чуть ли не вызволять их из добровольного заточения на свежий воздух.

Матушка Елена: – Сначала на каток сходить, потом в лес сходить, сосиски пожарить… И нам было хорошо и весело – мы выползли из своих мастерских немножко развеяться. В итоге у нас получилось несколько семей.

Их семья получилась не сразу. Дружить дружились, но серьезных отношений не сложилось. Алексей вернулся в Екатеринбург, оттуда был призван в армию. Причем служить его направили в военную часть рядом с Сергиевым Посадом, где оставалась Лена. Так Господь устроил, уверена наша матушка. Ведь теперь, навещая, она могла чаще его видеть, а он – принять решение: именно эта девушка должна стать его женой.

Иерей Алексий: – Как мне бабушка моя сказала... Она как-то меня спросила: «По душе она тебе?». Я говорю: «Да, по душе». «Так женись», – говорит. По душе – так, наверное, правильнее сказать.

Они повенчались рядом с любимой лаврой и приехали на родину мужа в Екатеринбург. Будущий священник считал, что и рукополагаться, и служить он должен в своей епархии. До принятия сана Алексей работал в семинарии, Елена продолжала заниматься иконописью. Еще в лавре она поняла, что икона – это не просто живопись, не просто творчество, это некое послание небес, которое здесь, на земле, должно обрести зримые формы и стать для верующих окном в вечность. Воплощение небесного послания требует от иконописца сугубой молитвы, внутренней тишины и абсолютного отказа от собственного «я». Только благодарность, что Господь выбрал его, чтобы транслировать красоту горнего мира. Задача художника – понять, что именно ждет от него Небо.

Матушка Елена: – Начинаешь работать. Ты вроде бы задумал что-то и рисуешь, рисуешь, а в итоге получается не то, что ты задумал, и в процессе работы ощущаешь, что работа сама тебя ведет. То есть ты что-то делаешь, а тебе подсказывается, куда дальше двигаться. И получается некий взаимный процесс...

Потом твоя работа занимает место в храме. Прихожане начинают перед ней молиться, через нее обращаются к Силам Небесным. А бывает, что уже намоленный образ, вышедший из-под твоей руки, начинает мироточить. Это ли не повод для гордыни? Да еще какой повод!

Матушка Елена: – Конечно, тщеславие есть у любого творческого человека – как один батюшка говорил про певчего: «У кого голосок, у того и бесок». Творческая составляющая, с одной стороны, вдохновляет, но надо быть осторожнее: искушений в этом плане больше. Тебе приятно, когда ты ее видишь, но тут такое странное ощущение: ты отдал ее – и все, она как будто уже отдельно, своей жизнью живет. И когда видишь в храме свою икону, понимаешь, что это твоя икона, но как будто она уже и не твоя – она стоит уже на аналое, люди к ней прикладываются.

Матушка Елена прекрасно понимает: такие иконописцы, как Андрей Рублев или Дионисий, рождаются раз в эпоху. Даже если в точности скопировать все тонкости их духовных творений, все равно останется то самое неуловимое, невидимое, что заставляет многие поколения плакать от необъяснимой радости встречи с Божественным. Но даже просто прикоснуться к таинству иконописи, понимая свое место в ней и при этом сохраняя бесстрастие, – бесспорно, Божий дар, который необходимо постоянно реализовывать.

Матушка Елена: – Если у человека есть дар и если он его не реализует, то ему (самому человеку) просто плохо от нереализованности.

Иконопись – та же молитва, она защищает, спасает, оберегает. Матушка Елена не раз ощущала это сама, ведь после принятия мужем сана жизнь семьи пошла по другому руслу.

Матушка Елена: – Как мне одна знакомая матушка сказала, когда он рукоположился: «Поздравляю и сочувствую». Священник действительно семье не принадлежит – любой другой папа принадлежит своей семье, а священник принадлежит всем; семье остаются крохи.

А семья временем приросла двумя чудесными девочками – Василисой и Варенькой. Ежедневное расписание жизни семьи теперь подчинено им. Конечно, усталость, раздражение, грусть – все бывает, и, как правило, в такие моменты матушка Елена берется за кисть.

Матушка Елена: – Ты можешь уйти в работу, отвлечься от своего уныния, где-то подпитаться красотой.

Правда, минуты уныния – не частые гости в этом доме. Отец Алексий – человек позитивный, общительный, музыкальный и поющий, руководит хором Екатеринбургской епархии. Сам творчески одаренный, он хорошо чувствует и понимает жену-художницу.

Иерей Алексий: – Как это ни странно, в семейной жизни даже помогает то, что жена – творческая натура: когда она пишет иконы, проблем в семье почти нет. И наоборот: когда она иконы не пишет, а ей хочется писать, то может «прилететь» мне.

Матушка Елена: – Я тоже, конечно, ворчу, когда он задерживается бесконечно. Устаешь, хочется, чтобы папа был и уделял внимание детям. Да, ты понимаешь, что не имеешь права так жестко требовать, потому что главное для священника все равно – храм, служение.

Иерей Алексий: – Говорят, что женщина – хранительница домашнего очага. Вот это, я думаю, все-таки на жене, то есть меня хранителем домашнего очага назвать сложно.

Матушка Елена: – Часто больше организованности, собранности, чтобы быть хозяином своих желаний, так скажем.

Иерей Алексий: – У меня жена более организованная в каких-то моментах, допустим, что касается режима дня.

До Венчания некоторые их знакомые были уверены, что они – брат и сестра, настолько похожи внешне. Но при внешнем сходстве отец Алексий и матушка Елена, конечно, две самостоятельные личности, две индивидуальности, дополняющие друг друга.

Иерей Алексий: – Я даже рад, что мы разные в чем-то: я как представил, например, что мне грустно и в этот же момент грустно моей жене, – это какое же уныние было бы у нас в семье! А так, например, мне грустно, но смотрю – жена веселая, довольная: где-то сгладит мое плохое настроение. И наоборот.

Как-то у духовного настоятеля отца Алексия спросили: «Что главное в семейной жизни?».

Иерей Алексий: – И он начал перечислять разные моменты: без этого, без этого и без этого не может быть брака. Но это все было не то. Как оказалось, брак не может быть без любви, вот и все. Думаю, у нас любовь есть. Я не сказал бы, что какая-то голливудская любовь – такой любви, конечно, нет (да и не должно быть), но взаимопонимание находим.

Матушка Елена: – Мне кажется, что благодарность – одна из главных составляющих, скрепляющих семью вещей, которую надо постоянно возгревать.

Мы скоро с вами увидимся и продолжим знакомство с семьями священников и их вторыми половинами. До встречи! Мир вашему дому!

Записала:
Людмила Ульянова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс