Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №28 (973) → Архимандрит Александр (Глоба): Господь каждого человека ведет своим путем

Архимандрит Александр (Глоба): Господь каждого человека ведет своим путем

№28 (973) / 24 июля ‘18

Беседы с батюшкой

Будем отвечать на различные вопросы, которые присылают в нашу редакцию, и поговорим о многих других интересных вещах. Первый вопрос простой, но задают его нам очень часто: как научиться любить и как перестать завидовать?

– Нужно быть действительно высокодуховным человеком, чтобы не обладать страстями, которые ставят человека в противовес любви, в противовес тому, чтобы быть жертвенным. Прежде всего, необходимо быть верующим человеком, стремящимся в Царство Небесное. Человек любящий способен на очень большую жертву, он готов посвятить себя тому, чтобы другому было лучше, хорошо или прекрасно, он может даже свою жизнь отдать, чтобы другой человек жил, радовался, благодарил Бога.

Чтобы не завидовать, нужно избавиться от комплексов: зависть – это все-таки психологическая и духовная проблема, она больше открывается у тех, кто не знает себе цену или не любит совершенствоваться. Поэтому таким очень часто подсказываешь и на пастырских беседах, и на Исповеди, когда они осознают, видят за собой такое состояние души, чтобы они больше развивались, повышали свою самооценку, знали свое место в обществе, чтобы умели, наконец, правильно молиться, правильно находить свое место в жизни Церкви.

А если человек делает так, чтобы ему завидовали (бывает, намеренно что-то делает, чтобы выделяться из общества и чувствовать свое превосходство)?

Или, например, просто так получается: он успешный или еще что-то – как к этому относиться? Нужно ли думать об этом? Что делать? Скромнее себя вести либо еще что-то?

– Понимаете, если человек постоянно повышает свой уровень физической, морально-нравственной подготовки, языковой уровень (может, защитил научную работу, имеет научные публикации), то завидовать такому человеку глупо (и завидуют обычно люди недалекие). Человек, чтобы достичь определенных успехов, кладет на алтарь достижения таких завоеваний очень много времени и физического, морального и умственного труда. Поэтому такому человеку завидовать неправильно. Если все-таки возникает такое чувство у коллег, пусть оно при них и остается.

Бывает, человек хочет, чтобы на него обращали внимание… Обычно в мире животных ловят самую красивую бабочку, охотятся за самой пышной лисицей, охотятся на большого медведя с хорошей шкурой, на оленя с большими рогами – на особо выделяющихся зверей. Так же и у людей на инстинктивном, физическом уровне. Такие люди, конечно, будут испытывать нападки, критику, осуждение. Поэтому, если они желают прославиться, то должны быть готовы к тому, что слава будет иметь как положительные эмоции, так и отрицательные.

А стремиться быть лучшим – это имеет место в жизни православного христианина? Это стремление всегда превосходить кого-то в чем-то, и так далее...

– Если это стремление, чтобы показать другим, что рядом с тобой находящийся – ничтожество, и подчеркнуть это, то грош цена такому стремлению. Такой человек сам себя изничтожает и становится не лучше, чем его мысли. Если человек хочет стать лучше, избавиться от страстей для Царствия Небесного (или хотя бы в секулярном мире, чтобы избавиться от каких-то дурных привычек, привязанностей), то плохого здесь ничего нет. И бывает так, что люди нецерковные быстрее избавляются от дурных привычек (от курения, страстей), намного эффективнее и лучше, чем люди, которые ходят в храм.

Но и здесь нам отчаиваться не приходится, ибо Господь каждого человека ведет своим путем. И в Священном Писании сказано апостолом, что по некоторым вопросам, связанным с миром, люди, которые служат Богу, ходят в храм, хотят быть в Церкви, должны поучиться у людей нецерковных – некоторым моментам в организации, в достижении успехов. Здесь люди, страдающие определенными зависимостями, могут прибегать к методикам, которые разработаны советскими врачами или в советское безбожное время, и успешно применять в достижении своих целей и поставленных задач.

А стремиться к успеху, быть лучше, быть знаменитым, быть узнаваемым – это как?

– Если это все делается специально, чтобы быть «человеком №1» или первым парнем на деревне, то к хорошему может и не привести. Нужно знать себе цену – и нужно знать и то, что всегда найдется человек лучше.

Всегда делать поправку?

– Да. В психологии есть понятие «критическое мышление»: человек должен критично относиться к самому себе, к своему мышлению, к своим способностям, знать, что если ты достиг определенных успехов, то будь готов, что найдется другой, кто сделает это лучше, красивее и более правильно. Поэтому здесь верующим мы можем дать совет все делать с благословения пастыря, духовника, чтобы не было горьких душевных разочарований. Люди духовные все-таки более думают о том, что связывает человека с Царствием Небесным – и никогда не будут брать такую планку, которую не перепрыгнут или от которой надорвутся. Люди душевные, живущие эмоциями, конечно, очень часто надрываются, не живя духовной жизнью.

Интересно, на самом деле каждый раз возникают эти житейские вопросы. Но вот критическое мышление, мне кажется, порой и вредит человеку: если слишком критично к себе относиться, можно впасть в уныние, самоедство. Это крайность?

– Приведу пример. Допустим, когда человек садится в машину, он осматривает, все ли колеса на месте, есть ли в баке бензин, работают ли необходимые функции, чтобы нормально использовать транспортное средство? То есть, чтобы совершить какое-то действие, поехать за покупками или на работу, человек использует автотранспортное средство. Если он имеет определенный опыт и критично относится к тому, как он поедет, чтобы не было аварийных или внештатных ситуаций, он всегда будет задавать определенные вопросы и отвечать на них своими действиями. Это касается автомобиля.

А если человек хочет достичь успехов, он должен изу-чить психологию отношений с людьми, должен знать, как отреагируют в обществе, знать определенные основы своей безопасности в обществе: люди – это все-таки существа очень душевные, кто-то может завидовать, у кого-то могут родиться неправильные эмоции, и он может пострадать от таких людей. Мы помним, как к некоторым актерам или людям, которые занимали первенствующие места в конкурсах красоты, относились завистники, не желавшие, чтобы они были в лидерах, когда использовалась кислота, травмировали таких людей. Человек, достигая таких высот, должен позаботиться и о своей безопасности.

Порой говорят: не показывай, как ты живешь, а то тебе позавидуют и тебя сглазят. Как к этому отнестись? Имеет ли сглаз место в нашей духовной жизни?

– Понимаете, тот мистический, оккультный смысл, который вкладывают в сглаз, для верующего человека имеет, скорее, элемент профанации и нездорового мистицизма. Мы знаем, что существуют силы злобы поднебесной, что Господь приставляет ангела-хранителя к каждому человеку и что «мелкие шалунишки» (как представляют люди маленьких бесят, которые якобы бегают за сглаженным человеком и мешают ему) это все воображение воспаленного ума. Все-таки мы должны помнить, что есть картина жизни, когда людям завидуют, когда могут сделать реально не очень хорошие вещи: допустим, отравить кур или корову, пустить слушок, после которого и жить не хочется, поломать психику человеку. Скорее всего, вот такие могут быть проблемы, поэтому человек должен об этом помнить. А так верить в сглаз, который совершают при помощи каких-то элементов ритуального творчества у людей?.. Верующим надо перекреститься, сказать «Господи, помилуй» и не обращать на это внимание.

Несколько вопросов по другой достаточно интересной и, наверное, актуальной теме – суррогатное материнство. Как вообще это стало возможным? Это веяние современности? Либо это было и в прошлом?

– Суррогатное материнство – это явление, когда при помощи женщины, способной родить ребенка, люди, которые по каким-то причинам не могут зачать ребенка или родить, выносить (допустим, супружеская пара), прибегают к услуге суррогатной (то есть не настоящей) матери. Но здесь возникает множество духовно-нравственных, морально-этических вопросов, которые, в принципе, имеют восклицательный оттенок: а возможно ли это применять на людях?! Технически возможно и на людях, и на животных, но можно ли это сделать по религиозным правилам?

По христианскому каноническому укладу это невозможно. По иудейскому и исламскому – с оговорками возможно: при помощи определенных правил и требований там разрешается прибегать к этим услугам или методикам. У нас же это невозможно: у нас институт брака является священным, и различные манипуляции, связанные с тем, чтобы внедряться в составляющую семьи и вводить туда чужого человека, являются грехом. Люди, находящиеся в брачном союзе и относящиеся к Православной либо Католической Церкви или считающие себя христианами, прибегать к услугам суррогатной матери не могут по морально-нравственным и этическим соображениям.

А само явление – что это такое? ЭКО – тоже суррогатное материнство?

– Дело в том, что ЭКО – это методика, которая используется в суррогатном материнстве, без ЭКО невозможно получить оплодотворенную яйцеклетку и внедрить ее в суррогатную мать. То есть берутся половые клетки супруги и супруга, методикой ЭКО оплодотворяются с таким же выходом: получается одна жизнеспособная яйцеклетка, а оплодотворяются несколько. В конце концов берут самую жизнеспособную, а те, которые не будут использованы, – абортируются. Или подсаживают несколько яйцеклеток: ту, которая лучше прижилась, оставляют, а остальные абортируются.

По сути, убийство происходит.

– Да, здесь элемент аборта и элемент блуда или прелюбодеяния со стороны женщины. Допустим, если она христианка, не замужем, а предоставляет свое тело, чтобы произвести эту манипуляцию, она, по сути, совершает блуд; если она замужем, то она прелюбодействует. И та пара, которая соглашается на суррогатное материнство, тоже прелюбодействует.

Такое радикальное отношение?

– А здесь по-другому никак не получается. Кроме того, здесь получается торговля людьми, если это делается за деньги. А бесплатно нормальная женщина на это не согласится.

А если женщина не может родить, Бог ей не дал этого, а она хочет ребенка? В этой ситуации светский человек скажет: «Что в этом плохого? Так рождается ребенок, решаются демографические проблемы». Мне кажется, больше греха у той женщины, которая может родить, но в силу разных причин, боясь испортить фигуру или еще почему-то, прибегает к услугам суррогатной матери?

– Это ограниченное мышление. Но здесь необходимо помнить, что если ты не можешь купить что-то в магазине, это не значит, что ты должен это украсть. Здесь человек должен обратиться к осмыслению Промысла Божия: «А нужно ли, а стоит ли?».

Смириться?

– Обязательно человек должен смириться и решать этот вопрос другим путем.

Например, взять из приюта.

– Обязательно. Очень много детей нуждаются в материнской заботе, материнской ласке, находятся в приютах, в детских заведениях. И если хочется ребенка повзрослее, то есть люди, которые в пенитенциарной системе находятся, они будут выходить – и куда их определят? То есть много мест, где можно взять ребенка, воспитать сына или дочь и вложить свое сердце и душу в него, чтобы был у тебя наследник по сердцу, по духу. Поэтому думать, что залезешь в Божий огород и там что-то украдешь… Пользы это не принесет, обязательно аукнется. Поэтому если Господь сделал так, благословил так, то не нужно переходить за рамки, и играть в Бога тоже не нужно.

Но вот дети родились, люди пришли в церковь, хотят их окрестить. Что происходит?

– Святейший Патриарх Московский и всея Руси благословил рассмотреть этот вопрос, он более-менее рассмотрен – и даны практические советы в документах. Конечно, люди, которые приходят в храм Божий и хотят прибегнуть к таинству, защищены и гражданскими законами: они не обязаны говорить, откуда у них ребенок, если не хотят говорить, и священник не вправе у них это выпытывать.

Мы признаем, что это человек, у него есть душа, он не робот.

– Да. Но если человек не говорит об этом, в принципе, мы не можем даже иметь такую потребность: залезть в душу и узнать то, что неполезно и не нужно. Если пастырь сталкивается с таким вопросом и люди действительно приходят и говорят, что было сделано то-то и то-то, то Церковь рекомендует, чтобы такие люди понесли определенную епитимью: на них возлагают лечебный духовный, молитвенный труд, и нужно, чтобы они ознакомились с учением Православной Церкви по этому вопросу, осознали свою ошибку, поняли, что это грех, и через покаяние опять стали полноценными членами Русской Православной Церкви.

Как относиться к детям, рожденным таким способом? Дети не несут ответственность за ошибки и грехи родителей. Лучше всего поставить в известность епархиального архиерея либо викарного, чтобы епископ (как отец местной Церкви) знал, что происходит в его епархии, где он управляет, и чтобы этот вопрос был решен правильно, по-церковному. Такие дети после определенной беседы и разъяснения принимают Крещение, принимаются в лоно Православной Церкви и ведут нормальную, полноценную христианскую жизнь, воспитываются в Православной вере.

Еще одну проблему вспомнил: бывает, что искусственно вызываются роды у женщины – она, допустим, хочет родить в определенное число. Как к этому относиться?

– Перинатальная медицина может выходить недоношенного ребенка, но если вызывать роды искусственно или задерживать как-то, не считаю, что это правильно: всему свое время – если ты сорвешь яблоко зеленым, оно будет кислое, невкусное, жесткое, а если сорвешь перезревший плод, он будет разваливающийся, тоже никакого удовольствия нет. Так и с этой составляющей: как Бог пошлет. Поэтому, когда ты вмешиваешься в замысел Божиего творения, бойся наделать ошибок. А пойдет ли это все правильно? А пойдет ли так, как ты задумал? А когда ты задумал, ты критически сам к себе отнесся? Ты хорошо знаешь физиологию, ты сам себя хорошо знаешь? Ведь люди, которые прибегают к таким «хотелкам», даже не знают, сколько костей у человека, сколько клеток, мышц.

Бактерий, которые спят внутри.

– А это все можно «пощупать» тем, кто говорит, что это все неважно. Это очень важно! То есть ты вот этих вещей не знаешь, а хочешь в Божий замысел залезть и подергать Бога за бороду. К этому не нужно прибегать, и надо людей всячески отговаривать от этого: такой человек может потерять ребенка: а вдруг что-то пойдет не так, вдруг врач будет малоквалифицированный, кювез, куда поместят ребенка, сломается? А вдруг еще что-то в операционной комнате произойдет? Кто его знает… Зачем испытывать?

Не нужно с этим связываться, а довериться Божественному Промыслу.

– Да, просить Божию Матерь, «Помощницу в родах», и Она все сделает лучшим образом, так, как человек и подумать не мог бы.

Давайте подытожим все, о чем мы сегодня говорили: это очень важные моменты и многим из нас послужат на пользу.

– Если это касается суррогатного материнства, то я призываю всех людей отнестись к этому явлению очень критично, чтобы в нашем обществе не было греха, чтобы люди были более просвещенными, прислушивались к мнению Церкви, заботились о своем здоровье, чтобы не были гедонистами, хотящими получать удовольствие постоянно, любым путем. Человек должен быть настоящим христианином, жить по заповедям Божиим, иметь духовника, чтобы правильно выстраивать свою жизнь: другой, кто смотрит на тебя со стороны, лучше видит, как ты хромаешь, и подскажет, как правильно и с какой ноги идти.

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс