Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №22 (967) → Епископ Орский и Гайский Ириней: Кто пребывает в Церкви, тот может спастись

Епископ Орский и Гайский Ириней: Кто пребывает в Церкви, тот может спастись

№22 (967) / 12 июня ‘18

Архипастырь

Владыка, сейчас идет Неделя всех святых, и мы все готовимся к посту; он в этом году достаточно длинный. Но давайте вернемся на пару дней назад, в день Святой Троицы, день рождения Церкви, который устанавливает определенное празднование, особое отношение к Церкви. Я бы хотел вспомнить изречение святителя Киприана Карфагенского «Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец». Как можно объяснить эти, я бы сказал, страшные слова, и как правильно их понять?

– Кажется, что они страшные, но на самом деле заставляют человека подумать о многом. Ведь известно: в Ветхом Завете Бог призвал людей к покаянию и дал одно прибежище им, и кто находился в этом месте, на корабле Ноя, тот спасся. Подобно тому по кончине мира Господь Бог оставил одно прибежище – Церковь Христову. И кто пребывает в Церкви, тот может спастись. А находясь здесь и смотря на Христа не глазами апостолов, а своими глазами, понимая вероучение нашей Церкви так, как мне хочется, я могу оказаться не на этом корабле, а вне. По этой причине и есть такое выражение: «Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец». Важно находиться в Церкви и учить так, как учил Христос и его последователи: если учишь иначе, ты вне Церкви, ты вне спасения. Это важные слова.

То есть возможно и такое: ты член Церкви, ходишь в храм, участвуешь в таинствах, причащаешься, – но при этом грешишь очень страшно? При этом ты член Церкви или же отдаляешься от нее, числишься в ней формально?

– Любой человек, который грешит, уже находится вне Церкви. И в молитве на Исповеди священник читает следующие слова: «…примири и соедини (этого человека) Святей Твоей Церкви» – человек своими поступками отпадает от нее и возвращается обратно через покаяние и приступает к Причастию, будучи готовым формально (формально – по той причине, что никто из нас никогда не будет по-настоящему готов приступать к Причастию).

И важно, почему в Церкви совершается Литургия – очень отрадно, что Гоголь в свое время сказал: «Этот мир существует по той причине, что совершается Литургия». Совершается в храме теми, кто имеет право совершать ее, и приступают к Причастию люди, которые осознали свое недостоинство, осознали, что грешны, и только просят Бога, чтобы Он по милости Своей дал возможность вкусить и увидеть, как благ Господь.

И священник, и епископ, которые причащаются, тоже по-своему недостойны? Как это правильно понять?

– Любой человек по значимости этого таинства (так оно высоко стоит) не достоин его причащаться. И священник это исповедует публично, когда читает молитву перед Причастием в алтаре. Или читает молитву перед тем, как верующие приступают: «Недостоин, но, Господи, сподоби меня» – без этого жить не смогу, а благодаря этому смогу соединиться с Тобой, и тогда уже вокруг я буду видеть братьев и сестер, у которых есть общий Отец (братья и сестры по той причине, что и они приступили к общей Чаше Господней).

Вы помните первую Евхаристию, которую Вы совершили, – можно ли вспомнить Ваши ощущения? Может, они отличаются от того, что сейчас происходит? И вообще, как правильное отношение к этому таинству выработали лично Вы?

– Я очень рад, что много лет назад Владыка Евгений рукоположил меня в сан священника, я стал иеромонахом в академии и имел огромное счастье служить рядом с преподавателями...

Каждый священник помнит свои первые шаги. Я очень рад, что в нужный момент эти люди смогли еще раз открыть мне глаза, напомнить, где я нахожусь, к чему приступаю. И те радостные и страшные моменты каждый человек переживает и должен переживать и вспоминать о них, когда он совершает в очередной раз Литургию. Закончив одну Литургию, священник и люди должны готовиться приступать к следующему Причастию. Если подготовка сразу начнется, я могу надеяться, что Господь даст мне возможность служить, так как я готовлюсь, сознавая свое недостоинство.

Вы упомянули Владыку Евгения, ректора Московской духовной школы – сегодня вся Полнота Русской Церкви узнала, что Владыку избрал Священный Синод Эстонской Церкви своим Предстоятелем. Человек больше 20-ти лет у руля Московской духовной школы, – и такие перемены.

У меня вопрос: мне, например, тяжело менять место пребывания, я привыкаю к месту, но мы бываем вынуждены менять привычную среду обитания, зону комфорта, а какое церковное послушание? Можно массу примеров привести. Допустим, Владыка Тихон (Шевкунов) – в любое время можно было прийти в Сретенский монастырь и увидеть его служащим, а теперь он в Пскове. Что Вы думаете об этом?

– Я очень рад, что Владыку Евгения избрал Синод Эстонской Православной Церкви, они пожелали увидеть этого человека у себя. Надеюсь, что Синод и Патриарх утвердят его кандидатуру. Достойный человек. Первые шаги священнической жизни я делал рядом с ним, всегда благодарил и буду его благодарить. Он меня назначил на должность помощника благочинного в семинарии, дал возможность впервые попробовать себя в роли небольшого начальника. При этом всегда говорил: «Помни, рядом с тобой однокурсники, твои преподаватели, относись к каждому так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе. Есть возможность помочь – помоги. Помни, ты монах, у тебя кроме уроков есть служба. У этих священников есть дома супруги-матушки, а, возможно, и дети. Обрати внимание на это».

Важно было с его стороны, со стороны преподавателей относиться по-человечески к моей персоне, к молодому иеромонаху, начинающему начальнику. Они говорили (особенно преподаватели, священники): «Бог тебя назначил на эту должность, ты управляй, скажи нам, что делать, кто должен пойти на Исповедь, кто должен причащать, кто должен крест давать в конце Литургии или просто вечерней службы». Для меня было важно увидеть, как преподаватель относится ко мне, к тому, что меня назначили на эту должность. Они показывали пример послушания

И когда сейчас встал вопрос и для Владыки Евгения, и для Владыки Тихона, то они принимают волю Божию, которая проявилась через наш Синод и Патриарха. Если Богу угодно, Владыка Евгений поедет и будет рядом с этим народом – и верю, что эстонский народ станет для него родным. Он давал совет, когда я уезжал в Орск: «Старайся, чтобы народ, люди в Орске, стали для тебя родными, разделяй с ними радости и горе». Если он давал такие советы мне, то верю, что и сам все исполнит.

Ну а то, что Владыка Тихон поехал в Псков, тоже понятно: он подвизался в монастыре, та земля ему знакома, его любили и любят в Москве – и в Пскове тоже. И он поехал продолжить служение тех архипастырей, которые трудились до этого момента. Верю, что Господь ему поможет. Есть хорошие священники, они станут хорошими помощниками.

А что касается послушания, важно иметь сердце, подобное тому, какое имел Авель. Ведь Авель и Каин приносили жертву: один приносит от чистого сердца лучшее, другой просто приносит. Бог смотрит на Авеля и на жертву, на Каина и на его жертву. Получается, на первом месте для Бога стоит жертва и только потом человек. В данном случае, если Бог благословил этим иерархам поехать, они делают это по послушанию, зная, что с ними Бог.

Можно привести другой пример послушания. В Священном Писании говорится: «…теперь иди и порази Амалика [и Иерима] и истреби все, что у него; [не бери себе ничего у них, но уничтожь и предай заклятию все, что у него;] и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла». Кроме того, через пророка Бог повелевает уничтожить всю добычу – ничего не брать, никого не брать в плен. «Пойди, Бог с тобой». Он пошел – действительно, амаликитяне не давали им пройти в Землю Обетованную. Победил, но оставил в живых царя; кроме того, захватил с собой часть добычи. И вот навстречу выходит священник, пророк Самуил (И было слово Господа к Самуилу такое: жалею, что поставил Я Саула царем, ибо он отвратился от Меня и слова Моего не исполнил): «Бог отвергает тебя за то, что не послушал Его, оставил в живых царя и взял часть добычи». И удивительно, но царь говорит: «Добычу оставил, потому что хотел принести жертву Богу». А пророк отвечает: «…неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов; ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление то же, что идолопоклонство».

Вот что важно: уметь слушать и принимать волю Божию. Благословили тебя ехать – ты должен ехать, продолжать трудиться в поте лица, как и до сегодняшнего дня. Рад, что и у одного, и у другого есть еще силы, они принесут хорошее, очень многое сделают для Церкви, потому что любят ее.

Вопрос телезрителя: «Почему Исповедь обязательна перед Причастием? Утром мы начинаем день с покаянного псалма, вечернее правило сплошь из покаяния, на вечерней службе все молимся: «Господи, помилуй». Почему священник обязательно должен быть посредником между Господом и молящимися? В Евангелии говорится, что только один Посредник – Иисус Христос».

– Христос оставил Своих учеников на земле и дал им власть разрешать грехи. И человек, приступая к Причастию, сознает свое недостоинство и идет на Исповедь, и он говорит все Богу – любой человек кается Богу, что он недостоин. И священник читает разрешительную молитву, и человек может приступать к таинству. В какой-то степени он и успокаивает человека. Нельзя воспринимать, как говорит митрополит Иларион, Исповедь как «билет» к Причастию. Наоборот, Исповедь мне нужна, чтобы я осознал свое недостоинство и перечислил свои грехи, которые мешают мне по-настоящему быть христианином, мешают мне приступать к Причастию. И это, наоборот, благо для человека. Если нет желания исповедоваться, тогда не стоит грешить.

Есть люди, которые причащаются часто, и, если им духовник благословляет, они могут приступать к Причастию, совершая Исповедь, например, раз в неделю. Но духовник знает духовное состояние этих людей. А так, наоборот, многие рады, что есть возможность покаяться и стать лучше, ведь покаяние – это исправление: я уже не буду делать то, что делал до сегодняшнего дня. Если тебе священник и Исповедь напоминают, каким ты должен быть, призывают стать лучше, выше и чище: ты готовишься приступать к Богу, – за это надо только благодарить.

У нас сегодня заставка, изображающая Христа, Который стучится в двери. Расскажите, пожалуйста, что Вы хотели нам сказать касательно этих двух изображений Христа. Они отличаются между собой. Справа изображение, которое мы часто видим, а слева достаточно интересное…

– Очень печально, что в наши дни картина справа оказывается традиционной. Это изображение, наоборот, появилось позже... В середине XIX века в Англии была написана вот эта картина (левое изображение), которая имеет глубокий смысл. Автор ссылается на Откровение Иоанна Богослова: «Се, стою у дверей и стучу». Христос изображается в терновом венце, Он стучится, но, кажется, Его никто не слышит. Почему человек или не слышит, или делает вид, что не слышит? Может быть, он уже мертв и не хочет открывать? Вот Он – Свет, Который пришел: пожалуйста, следуйте. Христос стучится, но видно, что никто не выходит и не заходит через эту дверь – трава, бурьян растут уже около метра от земли. Никто не готов открывать дверь покаяния, дверь милостыни, дверь, через которую прошел бы Христос. Конечно, здесь есть призыв к покаянию.

На картине справа Христос изображается совсем по-другому. Он здесь Пастырь Добрый, у Него посох. Радость, какой-то свет появился. Он стучится – и дверь, может быть, откроется: нет травы и бурьяна, есть уже ручка у двери. Оказывается, если здесь (левая картина) человек закрыл за собой дверь и никого не хочет пускать, то здесь (правая картина) изображение другое: мы готовим себя для принятия Бога, вот наше состояние.

Но можно ли делать вывод, что в конце XIX века или в наши дни люди стали лучше, чем в середине XIX века? Возможно, что нет. Ведь когда-то, если смотреть историю, люди воевали, взяв палку. В XX веке человек готовит атомные бомбы. Для кого? Для человека. Стал ли человек лучше, добрее? Нет. Может ли человек сегодня увидеть окружающих людей, Бога как самого себя? Тоже страшно говорить, особенно если учитывать, что картина появилась на Западе. Люди не стали лучше. Поэтому здесь (справа) я вижу попытку новых иконописцев или просто людей, которые бы хотели показать Христа так: «Смотрите, Он добрый, Он хороший, продолжайте жить так, как хотите. Если есть возможность что-то делать, – хорошо, Он всегда простит, не переживайте».

А здесь (слева), наоборот, более глубокий смысл: будьте внимательны, смотрите вокруг, темный цвет, деревья имеют листочки, есть ли там плод? Практически нет. Там же (на другой картине) наоборот. Здесь: «Пожалуйста, будьте внимательны, что вы делаете? Просыпайтесь!» – смерть для человека, в православном понимании, это успение. Пожалуйста, просыпайся, ведь неизвестно, когда придет Христос – или в первый час, или в одиннадцатый. Но Он придет, будь осторожен. И если есть возможность приходить к Богу не в одиннадцатый, а в первый час, лучше всего так и сделать. Первый час – это когда ты еще младенец, а одиннадцатый час – это накануне смерти. Бог принимает покаяние любого человека, но лучше отдать себя, свое сердце полностью на служение сразу, с первого часа.

Это очень сложно, тяжело осознавать. А как это – отдать себя на служение Богу? Если простым языком сказать...

– Воздержаться от чего-то (знаешь, что вот это нельзя, а вот это можно), обращать внимание на окружающих людей: нужна помощь – окажу, не могу материально – приготовлю своими руками, нет возможности – хотя бы поприветствую кого-то, и это будет благо.

Я помню рассказ. Белый офицер передвигался по Парижу, и вот он видит нищего недалеко от гимназии, где этот бывший белый офицер преподавал. Он подошел к нему, что-то сказал, а нищий встал и обнял его. Ученики или другие преподаватели увидели эту картину и говорят: «Простите, это ваш знакомый? Ваш друг? Вы его знаете?». – «Нет». – «А что вы ему сказали, если он встал?». – «Я подумал, если пройду мимо, нищий решит: ну что, очередной сытый человек проходит мимо, что ему до меня? А я подошел и сказал ему: у меня нет денег, я передвигаюсь с другого конца Парижа пешком, я прихожу в гимназию преподавать, не могу помочь, но я вам сочувствую, как если бы в вашем лице видел личность». Поэтому этот человек встал и обнял его – он увидел человека, который не осуждает его, а готов сострадать, не может помочь, но может любить, что важно. Если поступлю таким образом, я начну свое служение.

Конечно, еще выше становится человек, который по-настоящему ради Христа готов попробовать простить обиды, воздержаться от осуждения хотя бы на время, попробовать уделить Богу и окружающим людям хотя бы час в течение дня, кому-то помочь, почитать хорошую книгу, поразмышлять: это тоже служение. Выше – если человек берет на себя подвиг и принимает монашество: он оставляет все ради Бога и соединяется с Ним. И ты должен быть действительно внимательным, если выбрал этот путь, чтобы стать по-настоящему хорошим монахом и знать, ради чего ты принял монашество, ради чего отрекся от многих вещей. Вот это служение: оказать внимание, помощь, уметь прощать и любить.

Вы объясняли, что изображено на картинах, и смысл, в них заложенный, и интересную мысль высказали, что мы часто пытаемся подстроить Бога под себя. Мне кажется, это тоже проблема нынешнего времени, когда мы получили очень большую свободу в СМИ, в социальных сетях и так далее… Правильно ли вообще рассуждать простым людям, что можно или нельзя делать христианину, вообще нивелировать отношение к священству, и так далее? Как правильно выстраивать свою жизнь? Объясните, пожалуйста, ситуацию, когда мы в наше время пытаемся подстроить Церковь под себя.

– Есть закон любви, он есть в Церкви. И этот закон призывает каждого человека обратить внимание на Бога и любить Его и окружающих людей. Иоанн Богослов говорит, что кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? Если есть вот эти правила, то я должен их соблюдать. Подстроить те или иные правила, как мне выгодно сегодня, – это легко, но такого не надо.

Можно оправдать все что угодно; бывает, люди ссылаются на Священное Писание и оправдывают тот или иной грех. Но есть закон совести, который позволяет мне осознать, когда я прав и когда не прав. Всегда любой человек должен помнить: если я поступаю всегда по совести, принимаю решения, думая, как в данном случае угодно Богу мое решение, – Бог будет рядом со мной всегда. И даже если наступает момент, когда я могу ошибаться в принятии решения, но я принимаю его исходя из веры (что это так и всегда до этого было только так – не как мне выгодно, а как есть на самом деле), то Бог может направить мою ошибку в нужное русло: Он исправляет, – только я должен всегда честно поступать.

И здесь я не буду подстраивать все так, как мне выгодно, но сделаю так, как выгодно Богу. Вот поставлю себя на место Бога: как бы поступил Христос – помиловал или обличал бы? И помнить, что есть богословие ненависти и богословие любви. Выше стоит любовь. Проявить любовь и нужно каждому человеку. И ни в коем случае нельзя искать цитаты, которые оправдывали бы мои неправильные поступки, чтобы доказать, показывая их, что я правильно поступаю всегда. Нет, мерило праведности – как поступил бы Бог в данном случае.

Из всех событий, которые происходили в последнее время, наверное, можно понять моим скудным умом только то, что нужно ценить каждую минутку и секунду со своими близкими: мы не знаем, что будет в следующий час, день, год. И помнить при этом, что и волос не упадет с нашей головы без воли Бога.

– Я хотел сказать, что, если у человека есть вера, он может стать наследником пророков, если нет веры и нет совести, он может стать страшным человеком. Я желаю, чтобы у каждого человека была вера в Бога и чтобы он мог стать святым человеком. Бог вам в помощь, дорогие братья и сестры!

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Духовная сила – не от материального источника, духовная сила – от силы Духа Святаго

– Всех вас, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, сердечно приветствую с престольным праздником Троице-Сергиевой лавры, с днем сошествия Святого Духа на апостолов, с днем Святой Троицы!

 
Беседы с батюшкой

Священник Алексий Егоров: Как сохранить веру в современном обществе?

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс