Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №08 (953) → Диакон Сергий Учанейшвили: Великий пост и отношения

Диакон Сергий Учанейшвили: Великий пост и отношения

№08 (953) / 13 февраля ‘18

Беседы с батюшкой

Один из вопросов, очень волнующий многих верующих, и молодых людей в том числе, во время весны духовной, – как во время поста строить отношения: супружеские и те, которые еще только ведут к супружеству.

– В наше время именно супружеские отношения очень часто бывают камнем преткновения в современном христианстве, в тех законах, которые люди не могт понести на своих плечах… Иногда семьи разваливаются. Если вспомнить правила, что нам оставили апостолы, то мы могли бы поститься пару дней в неделю и, может быть, в Страстную неделю, перед Пасхой Христовой. И о супружеской близости очень хорошо сказал апостол Павел: да не чурается муж жены, жена мужа, чтобы они сожительствовали, но иногда, для укрепления, для поста и молитвы они могли бы воздержаться какие-то дни. Эти дни воздержания были единичными – это были не длительные посты, а дни, как у нас сейчас среда и пятница и день воскресный, когда мы готовимся к службе, чтобы прийти в храм, принять Тело и Кровь Христовы, и поэтому воздерживаемся. И то по любви и по согласию обоих, говорит апостол, – это должно быть с согласия, а не просто: один хочет воздержаться, он уже духовно дорос до этого, а второй не понимает, начинается у него какая-то в этом смысле внутренняя борьба, а, может быть, какое-то противодействие.

А сейчас, к сожалению, бывают моменты, что мы перегибаем палку, иногда это не на пользу. Апостолы нам этого не завещали… Надо быть разумными людьми, не брать на себя больше, чем нам по силам.

Апостол Павел говорит о добровольном воздержании только ради молитвы и поста, а если возникает какая-то ситуация, что один за, другой против, то лучше не конфликтовать.

– Я семейный человек, в этом году 11 февраля мы с моей супругой матушкой Наталией отметили 35 лет совместной жизни, у нас четверо детей, двое внучек. Для меня семейная жизнь – это очень серьезный фундамент моей личности, меня как христианина. Это то, что меня поддерживает в этой жизни, является моей крепостью («мой дом – моя крепость»), моей домашней Церковью. Очень важный момент.

Наша семья проходила разные стадии, учитывая, что я крестился уже в позднем возрасте, в 30 лет. Как неофиты, как только что воцерковляющиеся люди, еще советские, которые были октябрятами, комсомольцами, пионерами, не имели христианской внутренней закваски, этого стержня, привитого нам с детства. Мы жадно хватали прорвавшийся вдруг в форточку свежий воздух, начинали жить этой жизнью. И мы тоже прошли по определенным путям – непростым и, может быть, ошибочным; мы приняли все это ярко, как неофиты, стали соблюдать все правила, которые нам сказали соблюдать, в том числе и в супружеской половой жизни. И у нас были моменты, когда мы воздерживались годами!

Мне тогда сказали: когда ребенок зачинается, половой жизнью жить нельзя ради ребенка, ради его внутреннего становления. Я считаю, это безусловно правильно, даже животные не живут половой жизнью, если уже зачался в утробе плод. И вот эти 9 месяцев воздержания, ожидания, рождения ребенка... Потом еще мне было сказано православными людьми, которые были для меня авторитетны, что и в момент кормления желательно не вступать в половую близость. Это удивительный момент, сакральный, когда с молоком матери человек получает огромное количество информации – не только материнскую любовь и питательные вещества, но и ту духовную закваску, которую мать передает ребенку. Говорят: он с материнским молоком впитал благочестие или любовь к Родине и прочее. Да, действительно. Во внутриутробном периоде и в период лактации ребенок получает очень много информации от своей матери. И вот мы воздерживались годами. В полтора года, в год и 7 месяцев наши Серафима и Маша питались от грудного молока, и мы ради них брали на себя подвиг супружеского воздержания.

Кто-то скажет: ну это вы вообще! Сейчас я понимаю, что, может быть, мы взяли на себя больше, чем нужно было бы. Но, с другой стороны, Господь нам дал через эти внутренние испытания ради ближнего своего, ради детей своих, ради их будущего, ради веры, ради Христа взять на себя этот подвиг. И оказалось, что это возможно. Если есть цель и эта цель возвышенная, благая, светлая, ради нее много чего можно сделать. Допустим, сейчас для нас, зрелых людей, какие-то сорокадневные посты, воздержание в эти дни просто смешно по отношению к тому, что мы годами воздерживались.

Я считаю, что здесь нужно выдерживать золотую середину. Да, есть икономия, более щадящий подход к человеку. Наверное, Церковь должна применять икономию, а не акривию (это более жесткий, законнический, более суровый подход к человеку в вере). Но я думаю, что к одним мы должны применять икономию, а к другим – акривию. То есть к себе быть пожестче, посуровее, пособраннее, а к другим помягче. Прощать им и разрешать то, что они могут понести, чтобы не навьючить на них тяжелое, так что они скажут: «Ну и христианство, что это такое? Какая тут любовь? Этого нельзя, того нельзя, есть нельзя, посты кругом, еще и супружескую близость нельзя. Что это за вера, кто такую придумал? Давайте-ка мы из-под этого гнета куда-нибудь убежим».

Другое дело, когда ты сам на себя это берешь ради какой-то возвышенной цели, а не просто само по себе это происходит, для чего-то. Тогда, конечно, это имеет глубокий смысл: любое воздержание дает свои плоды и тебе становится проще. Перебороть в себе что-то – наверное, одно из самых больших достижений, самая большая победа – над самим собой, над своими страстями. Допустим, был период (лет 5 назад), когда я отказался от алкогольных напитков вообще. Мне было проще, потому что уже был опыт отказа на долгий срок от супружеской близости. Когда у меня возникли проблемы с кофе, я отказался от него, и это происходило вполне спокойно. И так далее. Эти моменты внутреннего самоограничения дают плоды и радость.

Пост учит нас быть свободными от внутренних желаний и потребностей: я хочу, дайте мне, чрево мое требует, физиологические потребности хотят вот этого. Ну и что, что они хотят? Кто сильнее – Господь Бог, Который сотворил меня, свободного человека, по образу и подобию, или животные потребности и страсти? Оказывается, если ты с Богом, то ты сильнее. Это доставляет большую радость. Мне нравятся слова нашего рок-музыканта (казалось бы) Кипелова, который говорит, что свободный человек – это не тот, кто может себе многое позволить, а тот, кто может от многого отказаться. Именно в этом свобода. Несвободен человек, который не может не есть, не может не курить или не пить, не может не выражаться скверными словами. Несвободен человек, когда он может гневаться на другого человека. Он зависим от этого всего. Если он может это перебороть, то в этом самоограничении как раз и есть свобода. Я сам лично себя могу в этом ограничить (с Божией помощью, безусловно) и становлюсь свободным.

Записала:
Маргарита Попова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс