Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №08 (953) → Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче...»

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче...»

№08 (953) / 13 февраля ‘18

Беседы с батюшкой

Первый вопрос – о подготовительных неделях к Великому посту. Казалось бы, банальный, его мы задаем из года в год: почему именно такие недели необходимы перед Великим постом? Вроде как и мясо можно есть, и сплошные седмицы, и так далее… Но почему-то в богослужении есть некоторые особенности. «Покаяния отверзи...» спели в эту субботу. Почему так?

– Когда мы сегодня шли на передачу, ты сказал, что скоро уезжаешь в отпуск, сегодня последний эфир. Дай Бог, чтобы все сложилось! Я надеюсь, ты выбирал, куда поехать, с кем поехать (естественно, с женой, которая только недавно появилась, с чем и поздравляем). Возраст пока молодой, о лечении, наверное, речь не шла, но обычно люди, которые чуть-чуть заняты здоровьем (кто-то заметил, что после сорока люди уже начинают работать на аптеку), едут в какой-то санаторий и уже задумываются, куда поехать. Если проблемы с легкими, – поедет в Крым, если желудочно-кишечный тракт, – Пятигорск, Кисловодск, сосуды, суставы, кожные болезни – Евпатория, кто-то может себе позволить поехать за границу. И человек анализирует: куда, с кем ехать и как провести это время, чтобы оно не прошло даром. Даже отпуск и лечение планируются заранее.

И вот Господь Великим постом нас тоже приводит к лечению, прежде всего – души. И лечение начинается заранее. Сегодня как раз показано, какая главная болезнь должна из нашей жизни уйти. Это гордость. И притча (о мытаре и фарисее) заканчивается словами: «Всякий возносящийся смирится, а смиряющий себя вознесется». Кстати, девиз Оптиной пустыни, ее духовное содержание было именно такое (старцы говорили): «Только не по-моему». Всегда жили в духовном совете: Лев с Макарием, преподобный Амвросий с Макарием и Львом советовался, Иосиф – с Амвросием, а Амвросий еще с кем-то из старцев, то есть никогда не было такого: «Я все знаю». Все знает только невежда. И кто-то из мудрых людей сказал: «Кто сам себе советчик, тот сам себе враг». Так что это время как раз нас настраивает на то, чтобы подумать: не надо быть семи пядей во лбу, не надо себе навешивать никаких духовных орденов, медалей.

Одна телезрительница на «Союзе» как-то спрашивала: «Вы не подскажете, на какой духовной ступеньке я нахожусь?». Наверное, на нулевой или первой. (Смеется.) Наша ступенька должна быть одна: «Боже, милостив буди нам, грешным». Но самое главное направление прозвучало накануне: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче...». Здесь важен настрой, чтобы задуматься, чтобы вернуть нас внутрь самих себя. Кто-то из мудрых людей сказал: когда корабль плывет по воде, он не тонет, когда вода начинает попадать в корабль, тогда он начинает тонуть. Мы живем среди зла, зло не должно проникать в нас и тем паче не должно исходить от нас. Более того, Писание говорит: «Уклонись от зла и сотвори благо».

Так вот, как раз пост и настраивает на это: то, что внутри тебя происходит, гораздо важнее того, что происходит вокруг тебя. И то, что в твоем сердце, делает это место или адом, или раем. Старец Никон (Воробьев) пишет своим чадам: «Вы знаете, я уже даже не говорю, как апостол Иоанн Богослов: дети, любите друг друга. Это для нас сейчас слишком высоко. Хотя бы жалейте друг друга». А оптинский старец Анатолий говорил: «Пожалей – и не осудишь». Почему есть осуждение? Потому что нет жалости, нет сострадания, нет внимательности. Какая сейчас самая высокооплачиваемая специальность, связанная с говорением языком?

Даже не могу предположить, много вариантов.

– Подскажу: адвокат. А вот прокурор получает только государственную зарплату, он даже взятку не может брать. Взятки – это ужасно, но ему никто ее и не даст, потому что посадят еще и за взятку. А адвокат оставит без последних штанов. А что делает? Одним только языком говорит. А какая его задача? Из черного сделать белое. Так вот, нам надо учиться по отношению к нашим ближним быть адвокатами, а к себе прокурорами. И как раз время Великого поста дается нам на изменение себя. А у нас почему-то открываются глаза, как у фарисеев, на всех.

Я вспоминаю первые годы прихода в храм Божий: вообще ничего не видел. Я только потом начал замечать: и батюшка вроде не так служил, и говорил вроде не так, и читали вроде не эдак, и чтецы, оказывается, делают ошибки, когда читают кафизмы. А до этого глаза были закрыты, они были открыты только на собственный грех и на собственное покаяние. Почему они открылись? Зачем? Это непонятно. И вот как раз весь пост – «дай мне видеть мои прегрешения и не осуждать брата моего». А сразу этого не будет. Как раз эта подготовительная неделя позволяет об этом задуматься. Василий Великий сказал: «Давайте сейчас делать то, что за нами пойдет в вечность». Сейчас что за нами пойдет в вечность? Человечность.

Интересно, у Антона Павловича Чехова есть выражение: «Берегите в себе человека». Чрезвычайно важно! Мы все думаем, что мы «человеки», мы человечно относимся вроде, как бы... А вот ты посмотри: в твоей голове больше светлых мыслей или каких-то других в отношении родных, близких, собратьев, сослуживцев, соработников? Ты (проще) «включаешь добрый помысел», как говорил старец Паисий?

А настроение настроение – от устроения. Когда правильное устроение, тогда будет нормальное. Даже когда настроение плохое при нормальном устроении (так тоже бывает – беспричинное уныние или печаль), то свое настроение надо оставить за порогом своего дома, чтобы оно осталось там. Как только ты попал к людям, то пусть об этом настроении, если оно плохое, никто не знает. Потому что тогда будет испорчено еще чье-то настроение. Это тоже надо уметь, надо об этом думать, об этом переживать и внимательно к этому относиться. Пост как раз на это нас и настраивает.

Храните в себе человека. Это, я думаю, одна из самых главных составляющих, что находящееся внутри нас гораздо важнее того, что вокруг. Это главный наш внутренний фундамент, вектор начавшейся недели Великого поста. И, кстати, Василий Великий говорил тоже, чтобы особо не задумывались, сколько есть, сколько пить, сколько калорий сжечь: мы не калории должны сжигать Великим постом, а должны сжигать свои грехи, страсти, свои недостатки. Об этом нам надо больше всего думать.

Вы говорили о завете Оптинских старцев: «Только не по-моему». Как это понять? «Не по-моему» уже подразумевает несвободу, зависимость от чего-либо, но нельзя же сказать, что святые Оптинские старцы были зависимые люди, – в какой-то мере они были свободны. Как найти эту грань?

– Мысль такая: «Кто сам себе советчик, тот сам себе и враг». В Оптиной пустыни была такая ситуация: где похоронить отца наместника? Одни предполагали в одном месте, другие – в другом… В конце концов остались два варианта и выбрали тот, который был выбран соборным разумом. Но был же и другой вариант. Значит, человек (или группа людей, которая его выбирала) не прислушался к общему мнению. Казалось, что вот так правильно. Но надо же было посоветоваться.

Я сегодня тоже говорил на проповеди: даже муж и жена уже в совете, но есть нюансы. Решили купить машину – начинают советоваться. Муж в машине разбирается, а жена, к примеру, тоже имеет права. Механическая коробка дешевле – он про себя подумал исходя из финансов. Но жена попросила купить «автомат». Дороже? Дороже, но зато ей проще. И вот так, через нюансы, через рассматривание всех положительных моментов, особенно в серьезных случаях, надо обязательно решать с совета. И с пожданием, то есть не рубить с плеча. Есть мудрый совет: идея должна переночевать. То есть не руби с плеча, пусть хотя бы сутки пройдут.

Вопрос телезрительницы: «Вы сказали, самое главное – прийти туда, в иной мир, настоящим человеком и победить свои страсти. Вы же понимаете, что это очень сложно. Господь говорит: просите – вам дастся, ищите – и найдете. Я прошу-прошу, ищу-ищу, а страсти все увеличиваются и увеличиваются. Может, я не так прошу? Вы очень хорошо объясняете. Объясните мне, пожалуйста, почему не дается? Я не прошу ни злата, ни серебра...».

– Что-то дается, не все же не дается. Святитель Филарет, митрополит Московский (его мощи в Храме Христа Спасителя почивают, он был основателем строительства этого храма-памятника российским воинам Отечественной войны 1812 года), говорил: «Тяжело жить по-христиански, а не жить по-христиански еще тяжелее». То есть безумнее, из-за этого тяжелее.

Поэтому если стремимся, ползем, что-то пытаемся делать, то уже Господь это все примет, тем более есть желание, есть стремление. Кто-то из мудрых людей сказал: «Нам все время надо двигаться в направлении к пути спасения. Если не можешь идти по пути к спасению, хотя бы ползи в направлении ко спасению, не можешь ползти – хотя бы лежи в направлении к спасению». У вас, дорогая телезрительница, есть желание и стремление быть с Богом, и, самое главное, вы правильно уловили эту мысль всей нашей христианской православной жизни – это, прежде всего, человечность. Она складывается из многих факторов.

Господь вообще другими словами о человечности сказал: «Будьте милосердны, как милосерден Отец ваш Небесный». Милосердие – проявление человечности, забота, внимание, искренность, правда, не эгоизм, а жертвенное служение и любовь. Все это – проявления человечности, то есть она многогранна. О человечности кто-то из мудрых людей сказал: «Доброта – это такое свойство и такое явление, которую увидит слепой и услышит глухой». И вот нам надо все время держать нос по ветру, всегда надо быть начеку…

В отношениях с людьми и в повседневной обстановке всегда строго за этим следить. Вообще вся наша жизнь в мелочах. Поэтому взгляд, интонация, настроение – все чрезвычайно на всех нас влияет. Вот Евангелие. Зло вокруг нас, но оно не должно входить в нас и, тем более, не должно исходить от нас. По такому принципу мы с вами и должны жить. Я думаю, Господь вас услышит за усердие, за настроение быть с Ним. Думаю, все у вас получится. Помоги Господи!

Один из вопросов телезрителей: «Объясните, как Исповедь превратить в покаяние?». Это действительно важный вопрос: часто мы как под копирку говорим одни и те же грехи и со спокойной душой уходим.

– Это совсем не правильно. Наоборот, Исповедь является финалом покаяния и даже не всегда совпадает с ним: покаяние – это целый процесс, а Исповедь – словесное оформление того процесса, который созревал в душе человека. И покаяние и раскаяние в том или ином грехе может совпасть с моментом Исповеди, а может не совпасть: может быть, все выплакано, выстрадано и испрошено прощение перед Богом в келье, в комнате, в квартире, на кухне, посреди улицы, когда человек вдруг что-то вспомнил, осознал, понял. Или решил: «Все, больше никогда не скажу, не сделаю, не посмотрю, не возьму, не обращусь». Это необязательно было в момент самой Исповеди. Если этого не было в жизни человека, в его молитвенном предстоянии перед Богом, вряд ли будет и на Исповеди. Но если покаяние совершилось до Исповеди, в Исповеди оно может только повториться или вылиться уже в какую-то форму покаяния, своего открытия души перед священником, который властью, от Бога данной, простит этот грех. И самое главное, что дается человеку в таинстве Покаяния, – силы и благодать этот грех в будущем не совершать.

Цель Исповеди – не услышать, что тебе за это ничего не будет, не в этом смысл. Ты должен понять, что этого вообще делать не надо. Не в том дело, что ты на Исповеди услышал: «Прощаю и разрешаю». Ты получил силы, трамплин и старт, получил новый чистый лист, все – у тебя есть шанс к этому больше не возвращаться. Но желание не возвращаться должно было созреть до Исповеди. Поэтому покаяние – это целый процесс, и, может быть, не такой быстрый, не мгновенный. За три недели перед Великим постом начинается великая покаянная стихира: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче...». Это не значит, что о покаянии, об исправлении, изменении мы должны думать только Великим постом – нет, мы вообще должны свою жизнь соотносить с Евангелием. У епископа Игнатия есть такие слова: «Пусть всякий христианин, тем более, монах, на каждую мысль, на каждое слово и на каждое дело имеет свидетельство Священного Писания. Если мысль, слово или дело одобряются Священным Писанием, пусть это дело совершится. Если оно не одобряется, пусть оно и не произносится, и не делается, и не думается».

Был еще такой вопрос: как узнать волю Божию? Вот если это в русле Священного Писания, – можешь делать, можешь не делать. Например, паломничество в монастырь: полезно или нет? Полезно. А обязательно надо? Ну, это уже какое у тебя настроение будет. А ночной клуб: полезно? Конечно, неполезно. Но если ты знаешь, что это не соответствует Евангельской жизни и духу Евангелия, значит, на это точно воли Божией нет. А уж какой-то выбор, конечно, в нашей жизни уже существует: здесь и благословение, здесь и совет. Сначала соотносим то или иное действие или мысль со Священным Писанием, чтобы понять в принципе: Господь благословляет такое решение? А если есть какие-то варианты решений, тогда – с советом.

В Вашей жизни бывали чудеса?

– Ну, это отдельный разговор. Когда я познакомился с отцом наместником, мне было 17 лет. Знакомство длилось 3 года, пока я учился в медицинском училище; поработал немного на «скорой помощи», и настало время идти в армию. Я приехал к нему в лавру, сказал, что у меня уже повестка, и самый главный волнующий вопрос тогда был: а как в армию идти – с крестом или без креста? Это был 1979 год, я уже был наслышан, что ждет людей, которые идут с крестом: это стройбат, лопата, другие национальности, которые служат в стройбате. В общем, все это предполагало очень небеспечальное служение.

И мне вспоминается момент в святоотеческом духе. Когда я ему задал этот вопрос, он говорит: «Ты знаешь, я должен посоветоваться со старцами, со своими духовниками». Ушел где-то на полчаса к отцу Кириллу и отцу Науму, как я потом уже выяснил. А когда вернулся, сказал: «Ты знаешь, старцы благословили идти с крестом, и за тебя будет молиться вся лавра». Я так испугался, ожидал всего, но благословение уже было, пошел с крестом. На пересылочном пункте, когда нас уже призвали, было где-то 500 человек, всех начали по разным частям отправлять. И когда члены медицинской комиссии увидели на мне крест (простой софринский крестик, купленный за 15 копеек, повешенный на веревочку), написали: «Верит в Бога». Из-за этого меня не взяли в 1002-ю команду, которую 2 года готовили. Вся эта команда в 250 человек ушла в Польшу. А Польша – это заграница, колючая проволока. Потом я попал в полк учебного собаководства под Дмитровом всего на 3 месяца, и уже там имел возможность через 2 месяца пойти в самоволку – быть в воскресный день в храме, причащаться. Это первое (одно из многих) чудо, которое было связано с отцом наместником, с благословением. Мы храним крест, а крест хранит нас.

Бог не выдаст, свинья не съест. То есть хотели куда-то загнать, хотели выписать волчий билет, а оказалось, что вся армейская служба чудесным образом сложилась благодаря надписи на личном деле красным карандашом. Приговор: «Верит в Бога». Я это увидел, думаю: «Вот это да, еще служба не успела начаться, она уже закончилась, уже волчий билет выписали». И много чего еще было, это один из самых ярких моментов. Отец Иоанн (Крестьянкин) говорил: «Я нигде так не молился, как в тюрьме». А я нигде так не молился, как в армии. И масса была всяких таких интересных историй, но это отдельный разговор.

Кстати, пользуясь моментом, приглашаю дорогих телезрителей в наш храм Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе – это город Москва, метро «Ясеневское». Своими глазами увидите византийскую мозаику, а в нижнем храме увидите точные копии Гроба Господня, гробницы Божией Матери, Камень Помазания, Голгофу – все в точных размерах, как в Иерусалиме, на Святой Земле. Не все знают, что есть Новый Иерусалим под Истрой, а есть еще Новый Иерусалим на окраине Москвы, мы, самая южная точка.

Да, удивительный храм. Я когда в него попал, убедился, что не всегда нужно ездить за границу, в Грецию или еще куда-то... Здесь, в Москве, это доступно. Давайте подытожим нашу сегодняшнюю передачу.

– Когда я ехал сюда, мне пришла замечательная телеграмма, которая, надеюсь, будет полезной для всех нас на подготовительных неделях Великого поста и в самом Великом посту. Телеграмма была следующего содержания: «Живи, как Ной, греби, не ной». Если из всей передачи мы запомним хотя бы это, я думаю, и это будет добрым и полезным назиданием.

Давайте вспомним: самое главное – человечность, живи сегодняшним днем...

– Сердечность и, самое главное, – Священное Писание, им надо напитываться, его надо читать, запоминать, для того чтобы исполнять. Вот это и будет жизнь по воле Божией, когда мы будем в духе и русле Священного Писания. Это и будет нашим стержнем, нашим светом и фундаментом, оплотом, ориентиром в жизни и не даст нам уклониться ни влево, ни вправо, потому что это слова нашего Отца. Если мы это помним, тогда мы дети Божии. И это будет нашу жизнь делать абсолютно правильной. Всего вам доброго, братья и сестры, и постарайтесь человечность в себе хранить больше всего. Бог вам в помощь в этом великом деле – жизни по заповедям Господним.

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс