Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №03 (948) → Живописец, близкий к народу

Живописец, близкий к народу

№03 (948) / 10 января ‘18

Этот день в истории

«…Среднего роста, крепкого сложения, с упрямым сосредоточенным лицом человека, привыкшего достигать намеченного; в нем нет чрезмерной интеллигентности, он прост и народен…», – так описывал 63-летнего В. Сурикова поэт Всеволод Рождественский. Живописец и был таким – близким к народу и знавшим чего хочет добиться от жизни. Его предки по отцу и матери принадлежали к казачьим семьям: «Мои предки покоряли Сибирь вместе с Ермаком, а дед мой атаманом был. Со всех сторон я – природный казак». Мать Сурикова рано овдовела и обеспечивала троих детей одна. Когда денег не хватило даже на то, чтобы Василий смог продолжить обучение в гимназии, юноша устроился на работу писцом. А занятиям живописью посвящал все свободное от работы время. Упорство характера проявилось и позднее, когда он провалил экзамен по рисунку с гипса в Петербургскую Академию художеств. А поступив со второго раза, уже не отступал. Награды за рисунки и живописные композиции посыпались на него как из рога изобилия. Суриков даже нашел себе мецената. Золотопромышленник Петр Кузнецов не только оплатил талантливому студенту учебу в академии, но и позвал жить к себе на золотые прииски, в Хакасию. Однако захватила тогда воображение художника Москва, куда его пригласили для написания фресок для строящегося Храма Христа Спасителя.

«Началось здесь, в Москве, со мною что-то странное. Прежде всего, почувствовал я себя здесь гораздо уютнее, чем в Петербурге…Как только начинало темнеть, я отправлялся бродить, по Москве и все больше к кремлевским стенам. И вот однажды иду я по Красной площади, кругом ни души... И вдруг в воображении вспыхнула сцена стрелецкой казни, да так ясно, что даже сердце забилось. Почувствовал, что если напишу то, что мне представилось, то выйдет потрясающая картина», – так художник описывал свои ощущения, впоследствии выраженные им на холсте.

«Картина Сурикова „Утро стрелецкой казни” делает впечатление неотразимое, глубокое на всех. Все в один голос высказались дать ей самое лучшее место, она наша гордость на этой выставке…», – так отвечал Илья Репин коллекционеру Павлу Михайловичу Третьякову.

Полотно экспонировалось на выставке Товарищества передвижных художественных выставок и стало первым, которое В. Суриков выставил на суд зрителей: «Никто не начинал так. Он не раскачивался, не примеривался, и как гром грянул этим произведением». Так же молниеносно живописный шедевр был куплен П.М. Третьяковым за 8100 рублей. «…Я беру ...все только то, что нахожу нужным для полной картины нашей живописи...», – говорил П.М. Третьяков, пополняя коллекцию картин новым шедевром. Впоследствии он приобрел у В.И. Сурикова еще два полотна: «Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова», что позволило художнику не думать о заработке, а всецело посвятить себя творчеству.

Однако, несмотря на свою положительную рекомендацию картины В. Сурикова, И.Е. Репин уже не в первый раз давал оценку как масштабу его дарования, так и самому художнику: «…Я был уже на выезде за границу, когда Суриков стал выдвигаться и готовился быть „конкурентом”. Я видел его только мельком и мне очень врезались его выразительные глаза; я был не прочь с ним познакомиться. Но однажды, встретившись со мною в коридоре Академии художеств, он взглянул мне так холодно в упор, что я сразу охладел к нему…». И позднее именно И.Е. Репин на коленях просил В.И. Сурикова преподавать в Академии художеств, на что тот ответил твердо: «Не пойду!» – художник не хотел тратить свое время вхолостую, он предпочитал творить. Часто в поисках натурщиков для своих картин он сутками колесил по городу, пока не находил нужный типаж.

Но, несмотря на охлаждение отношений между двумя знаменитыми художниками, в дневнике И. Репина о В. Сурикове было написано: «Да у Сурикова было много страсти к искусству…Искусство он горячо любил, более всего на свете…Он понимал все и глубоко и верно ценил…».

 

В других номерах:

№19 (1012) / 27 мая ‘19

Этот день в истории

Византия не умерла

№11 (956) / 13 марта ‘18

Этот день в истории

«Дни и ночи у мартеновских печей...»

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс