Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №48 (945) → Иеромонах Никодим (Шматько): История нехристианских религий в свете Библейской истории

Иеромонах Никодим (Шматько): История нехристианских религий в свете Библейской истории

№48 (945) / 12 декабря ‘17

Беседы с батюшкой

Тема нашей передачи сложная – «Нехристианские религии в свете Библейской истории». Почему именно ее Вы выбрали, почему эта тема актуальна сегодня?

– Она актуальна в связи с тем, что многие старцы говорили: мы можем оказаться (или уже сейчас находимся) в апокалиптических временах. Конечно, некоторые могут ужасаться, а некоторые, наоборот, радоваться – в Апокалипсисе написаны слова: ей, Господи, гряди! Там нет ужаса. И если мы читаем Апокалипсис с отчаянием, унынием, какой-то апатией, значит, мы его неправильно читаем. А чтобы жить в апокалиптические времена и не отчаиваться, не унывать, а совершать дело спасения своей души, не попадать под настроение всяких революций, искажений, попыток собственными силами, без Божией помощи исправить себя и весь мир, мы должны научиться как же нам относиться к окружающим. Каждый человек – это тайна. Более того – община, национальность, народ могут иметь определенное, конкретное мировоззрение. Люди могут быть приверженцами той или иной религии и говорят, что она истинная.

На этой основе мы видим очень многие конфликты. Конфликты в той же самой Украине. Христиане воюют друг с другом. Почему? По официальным или неофициальным данным, полтора миллиона христиан уничтожено в Сирии. Там воюют друг с другом мусульмане – шииты с суннитами. Почему они воюют? Одна религия? И в Ираке, и в Иране, и в Сирии идут не просто политические войны, а религиозные. Как же нам быть? Ведь Господь призывал нас к миру и в то же время призывал нас к войне. Где же нам воевать, а где мириться? Как, пребывая в нашей многонациональной, многоконфессиональной Родине, не устраивать здесь революций, а, в первую очередь, преображать себя и окружающих? Ведь Православная Церковь (Православная вера) стала народообразующей. Были язычники. Но мы приняли византийскую веру (а на самом деле христианскую, просто через Византию), которая накопила колоссальный опыт. Работая со многими нациями, многими народами, Византия смогла простоять тысячи лет. Почему бы нам не воспринять этот опыт и опыт многонациональной, многоконфессиональной России?

В связи с этим возникает вопрос: где те критерии, по которым бы нам правильно миссионерствовать, катехизировать, не быть предателями, не попадать в расколы, не впадать с отчаянием, унынием в депрессивное состояние, не пить таблетки, буквально отравляя свой организм? Этому помогает Православная вера. Откуда именно она, Православная? Фундамент всей нашей веры – это Священное Писание Ветхого и Нового Заветов, Библейская история. Именно правильное, концептуальное, если сказать по-современному, понимание происходящих событий. Ведь все, что у нас сейчас происходит, происходило. Модель этих событий происходила до потопа, до Вавилона, в Ассирийском царстве, в Вавилонском царстве. Эти пророчества Даниила о сне Навуходоносора... Именно в библейской концепции мы увидим, что собой представляли греки, римляне. Это же были религиозные образования. А что же происходило в Индии, Ираке, Шумере в ветхозаветные времена? Что происходило в Египте? Как развивалась религия у нас, на территории, скажем, ариев или праславян?

Ничего нового в этом мире нет. Все суета сует, томление духа. Знание религиозного языка, богоспасительного, помогает нам воевать на уровне духа и побеждать на уровне духа, как это делали апостолы.

Вопрос телезрителя: «У меня две иконочки – Архангела Михаила и Архангела Гавриила. Архангел Михаил изображен с мечом, а Гавриил – с цветами. Какая разница? Объясните, пожалуйста».

– Спасибо за вопрос. Отвечая на него, свяжу его с нашей тематикой. Дело в том, что Господь создал этот мир по любви, и по любви Он создал ангелов. Но почему-то один ангел с веточкой благовестия, а другой – Михаил – с мечом. А дело в том, что в ангельском мире произошла война. И Православная Церковь на символическом языке отображает ту или иную функцию ангела, которую он выполняет уже в воинствующей Церкви. Ведь Церковь разделилась на тех, кто с Богом, и тех, кто против Бога. Уже в ангельском мире… Архистратиг Божий Михаил воскликнул: «Кто равен Богу?» – и вступил в войну с противником, Люцифером, который захотел быть равным Богу. И одержал победу. Есть другая икона (можете посмотреть в интернете), где Архистратиг Божий Михаил держит не только меч, а еще и копье и поражает дьявола в шею или в голову. А дьявол лежит связанным.

Архангел Гавриил изображается как благовестник – это символ того, как ангелы благовествуют волю Божию, – он благовествовал Матери Божией, что Она станет Девой, от Которой родится Богочеловек.

Переводя тему на нашу, скажем, что Православная Церковь (у нас даже тематика уже была) говорит с нами на символически покаянном языке. То есть любые символы в Православной Церкви обозначают покаяние. Архистратиг Михаил побеждает врага рода человеческого и защищает тех, кто приносит покаяние в Церкви. Архангел Гавриил – для тех, кто приносит покаяние, с радостью ожидая спасения. Матерь Божия так же.

Везде у нас покаяние. Мы в покаянной одежде темного цвета. Покаяние принесли и все мученики – они в красном цвете; без покаяния Господь не даровал бы им мученического венца. Преподобные – зеленый цвет, символ покаяния: как зеленый листочек берет «страдания» (углекислый газ) и отдает кислород, так мы берем страдание и отдаем добро. Где ненависть, сделай ее орудием любви, где недоверие, – сделай его орудием доверия, где презрение, – сделай орудие помощи, поддержки человека. И так далее. Есть древняя молитва.

Следующее. Это язык не только символически покаянный, соединяющий человека с Богом и людей друг с другом (что и говорится в Заповедях блаженств), духовное возрастание по Заповедям блаженств – это возрастание в покаянии. Но говорится это, чтобы мы соединялись с Богом. То есть это язык богочеловеческий, а еще язык православно-церковный (или церковно-православный). Христоцентрический язык – здесь говорится, что Библейская история основана на пророчествах, прообразах, символах, указывающих на Христа как на Спасителя. Наша православная религия – та, которую Господь утвердил в раю Адама и Евы, а Адам передал Авелю, Авель передал Сифу, Сиф – Еносу, Енос – Еноху, Енох – Мафусалу и так далее до Ноя. Ной продолжил линию богоизбранного народа и передал ее своим сыновьям – Симу, Хаму и Иафету (особенно – через Сима). Один из предков, Евер, не участвовал в строительстве Вавилонской башни, и он стал продолжателем.

Эта тоненькая ниточка передачи опыта жизни в Духе Святом называется богочеловеческой религией. Бог создал человека таким, чтобы потом воплотиться, воспринять человеческую природу. Это богочеловеческая религия.

Эту линию продолжил Авраам. Он передал это Исааку, Исаак – Иакову, Иаков – Иосифу, Иосиф через Иуду и Иосифа – царю Давиду. Царь Давид передал Соломону, а вот Соломон не удержался; произошло развращение, разделение царств. Но покаянное чувство сохранили пророки – они его передавали из поколения в поколение, несмотря на то, что их убивали: пророка Исаию деревянной пилой перепилили, пророка Иеремию камнями забили. Пророка Даниила неоднократно пытались убить, но все они пронесли эту линию покаяния, передали Маккавейским. Впоследствии – Матерь Божия… То есть авраамическая религия стала истинной религией, и Господь пришел, чтобы возродить ее.

Это я сейчас сказал об истинной религии, которую Господь возродил. Он даровал Духа Святого апостолам, через апостолов. А есть лжерелигии. Что означает слово «религия»?

Мы знаем: ре-инкарнация, ре-анимация, ре-ставрация (то есть «восстановление» – «ре-»). А есть еще «делегировать»; этимологически, по звуку немножко похожее «религия» – это восстановление полномочий, восстановление утраченной связи, благочестия, благополучия пребывания в Боге. Православная религия это прекрасно делает… Представьте себе табличку из трех колонок. Первая колонка – 7 пунктов: единобожие, двубожие, многобожие (множество богов), всебожие (безличностная религия), безбожие (атеизм), противобожие (сатанизм), вместобожие (это антихрист). Вот структура, очень простая. Берем любую религию – или мусульманство, или иудаизм, или католицизм – и можно в этой рамочке разместить.

Почему же мы именно эту тему выбрали сегодня? Очень много признаков (не скажу, что все уже есть, но очень много), что в христианстве идет подмена. Мы должны разобраться, в чем эта подмена, чтобы остаться в нашем пункте – Православная вера, единобожие, чтобы не скатиться в безблагодатное состояние...

Каков критерий истинности?

– А критерий – дополним еще два столбика. Второй столбик – вероучение, или мировоззрение. Третий столбик – нравственность, или совесть, или жизнь в обществе. Где у нас единобожие, Православие, 12 положений Символа веры – вот они, критерии нашей веры. Человек говорит: «Я верующий» – «А Символ веры знаешь?» – «Не знаю». – «А во что ж ты веришь? В загробный мир веришь?» – «Нет, не верю. Ну, православным быть модно...». И как вы думаете, куда он попадет? Он попадет на низший уровень. Он себя называет православным, а по сути верит, как язычник.

Всему же...

– Да, некоторые умудряются верить во всебожие, многобожие, умудряются себя называть православными, а на самом деле верят в реинкарнацию (переселение душ). Вера дает определенную нравственность – это два крыла. Назовем первое крыло – Православная вера, правая рука, а левая – это наша нравственность. Так вот, если человек верит поистине в Пресвятую Троицу, Отца, Сына и Святого Духа, то его нравственность будет по 19 заповедям. В Ветхом Завете Господь дал 10 заповедей, в Новом Завете 9 заповедей блаженств, раскрыл 1-ю и 10-ю заповедь: люби Истинного Бога и даже не завидуй, а все остальное – приложение. Если ты по-настоящему веруешь, то не будешь завидовать; соответственно, не будешь лжесвидетельствовать, прелюбодействовать, убивать, будешь почитать свой род...

Именно в этой парадигме, в этом мировоззрении 12-ти и 19-ти заповедей, первая строка буквально светится и освещает все остальные религии. Поэтому тема – «Нехристианские религии в свете Библейской истории». А Библейская история дает нам основы. Ведь вся она написана в одной концепции – жертвенной любви. Где она наблюдается? В 19-ти заповедях. Если мы всецело исполняем 10 заповедей Божиих, мы осознаем свои грехи, мы понимаем, что без Бога ничего сделать не можем, мы нищие духом, плачем о своих грехах, мы кротки, читаем Священное Писание, совершаем дела милосердия, стремимся к чистоте сердца, умираем за други своя; блаженны миротворцы – мы готовы изгоняться за правду. И высшая добродетель, девятая заповедь блаженств: мы готовы отдать свою жизнь за Христа.

То есть жертвенная любовь и есть критерий?

– Да, жертвенная любовь. Но эти два слова расшифровываются в 31 критерий: 12 положений Символа веры – вера в Бога Отца, что Он наш любящий Отец, вера, что Сын Божий пришел на землю, воплотился, распялся, Он Воскрес, Вознесся, паки грядет (7-е положение). То есть со 2-го по 7-е положение говорится о Второй Ипостаси Пресвятой Троицы. Скажите, Магомет за нас распялся? Будда за нас распялся? Кришна? В индуизме кто распинался? Там такого понятия даже нет. Оставили много учений, но единственный, Кто за нас распялся, – это Христос. Кто за нас вошел во ад и потом Воскрес? Христос.

Поэтому в свете христианского учения мы во всей полноте можем видеть все остальные религии. Они – человекобожеские, а лучше сказать – приспособленческие; может, грубо звучит, но это искажение. А любое искажение – это приспособление вероучительных и нравоучительных критериев Православной Церкви к земным меркам. И получается, дьявол – клеветник, двоящийся («сатана» – один из древних переводов не просто «противник», а «паразит»). Очень интересно, и я считаю, это самое ключевое, важное понимание. Мы думаем, что противник имеет какое-то право противиться. Имеет ли право гельминт или плесень в нашем организме трудиться, работать и паразитировать? Да, имеет право, но наше дело – не допустить гельминта. Грязную пищу есть, не разбираться ни в чем, допустить плесень, всякую гадость генномодифицированную современную? Есть и духовная гадость – то, что нам непригодно. Соответственно, мы попадаем в ту или иную концепцию. А лжеконцепции начинаются с двубожия.

Если посмотреть на историю мировых религий, на линию от Сифа, от Авеля, помните, Сам Господь сказал: да взыщется от рода сего кровь всех пророков, пролитая от создания мира, от крови Авеля до крови Захарии, убитого между жертвенником и храмом. Захария – отец Иоанна Предтечи. А кто же основатель всех остальных религий, кто патриарх всех ересиарх? Интересный вопрос: где заложены основы, которые потом проявятся в различных религиях, лучше сказать – лжерелигиях (настоящее пробуждение может быть только в Православной Церкви)? Мы сохранили заповеди, мы стали их проводниками, мы соблюдаем и 10 заповедей, и те 9, которые Сам Господь нам дал, мы через святых отцов соблюдаем нашу веру, которая была раскрыта в семи Вселенских Соборах – это не признание нашей гордости.

Знаете, я себя сравниваю с человеком, который находится в больнице с перебитыми ногами, руками: сколько бы мы ни выполняли 10 заповедей (это наши ноги), 9 заповедей блаженств (это наши руки), – все равно какая-то червоточинка проберется: где-то не так посмотрим, не так подумаем – ну, мы калеки; Господь пришел к нам и поместил нас в больницу. И вдруг я смотрю из окна больницы и вижу: люди такие же больные. Я спрашиваю сам себя: чем мы отличаемся от них? Он калека вне больницы, я калека в больнице. Отличаемся тем, что я в православной больнице, вот и все – я разрешаю Господу меня лечить. В Церковь мы приходим и разрешаем от имени священника Господу лечить нашу душу. Мы приходим ко кресту, к Евангелию. Сначала идет крест, потом Евангелие. Когда мы прикладываемся, обратите внимание, на аналое сначала крест, потом Евангелие. Прикладываться положено сначала ко кресту, потом к Евангелию. Крест – это жертвенная любовь, 19 заповедей, а Евангелие – это проповедь о Воскресшем Христе, это наша вера. Наша больница отличается тем, что мы знаем, Кто нас лечит: нас лечит Господь, Который прошел все страдания, распялся, сошел во ад, и только Он единственный на Страшном Суде нас будет судить, потому что Он Воскрес.

Я верую в Него и разрешаю Ему лечить мою искалеченную, покореженную страстями, страданиями душу. И я переживаю, как любой христианин, за всех людей, которые исповедуют ту или иную неправославную религию. Они тоже больные.

А в других религиях нет такого положения, что человек болен, что нуждается в лечении?

– Нет такого. Вот буддизм вообще религия пантеистическая – двубожие там уже признается: что злой бог всегда существовал, и не было такого времени, когда не было бы зла. Понимаете, людям внушают мысль (это зороастризм, шумеры – Ирак, там был зороастризм до мусульманства, произошло разделение)... Действительно, борьба шла. Если внимательно посмотреть на индуизм, на шумеров, на Египет, они начинают развиваться приблизительно после Вавилона: если взять Великий потоп, Господь этой каинитской линии, каинитской цивилизации, религии дал время на покаяние.

Помните, Каин себе выпросил печать, чтобы его не убили? Господь ему: хорошо, вот тебе для покаяния. И он пошел на восток – пошел против Бога: на восток – это против Бога, Восток – имя Ему, то есть Христу. То есть это наглость (кстати, слово «наглость» – «нахаш», змей. Наглый человек – это «человек, который соединился со змеем», если перевести). Каинитская цивилизация создала урбанизацию, проституцию, всякие искусственные предметы, музыку и так далее. Но есть разная музыка. Ведь царь Давид тоже использовал музыку, инструменты, но их использовали для преображения души. Псалтирь мы знаем. А есть музыка, которая развращает. Все эти шоу на 8 Марта, 23 февраля – это отголоски каинитского духа, который возбуждает человека. Поверьте, я занимался в реанимации, 6 лет тюремным служением: после 8 марта, 23 февраля, особенно после 1 января сразу человек 20 заезжает в нашу тюрьму, в следственный изолятор города Сергиева Посада. Реанимация – как минимум, освобождают сразу 10 или больше коек, 200 человек приблизительно после 1 января поступает, чтобы им просканировали сломанные ноги, перебитые челюсти. Вот это 1 января. Что это за праздники? Это каинитские праздники, праздники лжетрадиций, которые внедряют в христианскую систему для дехристианизации.

Так вот, каинитская цивилизация проникла в сифитскую цивилизацию (если считать, что Сиф первый призвал имя Божие). И религия каинитская (соединение не с Богом, а с сатаной и противодействие Богу с помощью сатаны) привела к первой катастрофе – потопу. Вот они, две религии. Одна не может жить без другой. Это надо четко понимать: каинитский дух нас не оставит в покое, он будет постоянно пытаться проникнуть в Православие. Отсюда и такие понятия, как униатство, протестанты и другие. Они все противодействуют, они пытаются перехватить инициативу. И нас, православных, особенно в период перестройки, с 90-х годов, вдруг хлынули просвещать. У нас что, непросвещенный народ? Да, он был непросвещенный, но по душе мы православные, и мы проснулись. Вот уже двадцать пять лет, как мы проснулись, уменьшилась эта экспансия, окно из Европы мы уже почти закрыли. Но опять пытаются к нам проникнуть.

Так вот, после потопа вавилонский дух, хамитский дух, каинитский дух передались, вторая религия стала опять пробуждать людей к соединению, создалась вавилонская религия, смешение, разъединение. Соединить в сатанинском духе и отделить человека от Бога… И Господь смешал языки, и появились собственные религии. (Окончание в следующем номере)

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс