Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №48 (945) → Протоиерей Александр Трушин: Мы просим земного утешения, не понимая, что Господь нам готовит жизнь вечную

Протоиерей Александр Трушин: Мы просим земного утешения, не понимая, что Господь нам готовит жизнь вечную

№48 (945) / 12 декабря ‘17

Беседы с батюшкой

Дорогие друзья, идет Рождественский пост; уже скоро мы в храме услышим «Христос рождается, славите», скоро будет праздничное настроение. Но пока все-таки пост, есть определенные запреты. Вопрос, каждый раз повторяющийся с началом каждого поста: для чего нам нужен пост?

– Предваряя разговор о посте, хочется сказать, что у человека церковного, как только он слышит слова песнопения «Христос рождается, славите», сердце замирает, наверное, так же, как в детстве у ребенка, который слышит песенку про елочку и у него уже ассоциации, что скоро подарки, скоро Новый год, – вот так для людей церковных, как только мы слышим песнопения Рождества Христова.

3 декабря, в канун праздника Введения во храм, как раз во время праздничного канона поется катавасия «Христос рождается, славите».

– Конечно. И мы с радостью ощущаем приход праздника. Ну и, по традиции, самым великим праздникам, как и Пасхе, предшествует пост – то, что мобилизует человека, заставляет его собраться с силами духовными и физическими, собраться в прямом смысле. Пост от нас требует сдержанности, молитвенного подвига. Зачастую люди верующие стараются на время поста увеличить свои молитвенные правила, прекратить всевозможные пустые передвижения в пространстве и времени. Прекращается супружеская жизнь. Ну что же, это способствует укреплению воли.

Но, как всегда, хочется предупредить об одном и том же. Как сказал один мудрец, человек, который все время волнуется о еде, немножко напоминает рыбу, заглатывающую червя, не замечая, что червь на крючке; и потом за крючок рыбу вытаскивают – она попадается, проще говоря. У человека, который все время занят мыслями «поел, не поел» или «что есть», и жизнь постепенно превращается в постоянную заботу о еде. Не должно быть так; враг нас ловит на этом вроде бы маленьком, но таком немаловажном вопросе для каждого человека.

Поэтому все-таки основное, ради чего мы постимся, – чтобы возрастать духовно, очищаться от своих страстей, прекратить пустые разговоры. Сколько к посту говорят: возьмитесь не только поститься в еде, но и прекратите пустую болтовню по телефону, меньше сидите у телевизора, тогда у вас будет время заглянуть в самого себя! Наверное, пост для этого нам и дан.

Вопрос из соцсети «ВКонтакте»: «Как бороться с чревоугодием, если в дни поста хоть что-то получается, а после снова тяжело? Как соблюдать меру телесного поста, чтобы не навредить себе и хоть немного продвинуться вперед (в духовном плане)?» Человек спрашивает, с чего начать – реже есть масло, в чем-то себя ограничивать? Как строить свой пост?

– Дорогие друзья, есть некоторые вопросы, которые, по моему мнению, по опыту священника, должен бы вести духовник спрашивающего. Каждый из нас наблюдает за своим прихожанином.

Одному можно сразу что-то ограничить, и он это достаточно легко перенесет, а другой рухнет в обморок. Помню, много лет назад, когда я еще был мирянином, ездил к одному старому священнику – каждый отпуск я себе откладывал две недели от отпуска и ездил к нему на послушание, это в Прибалтике еще было (у отца Василия Борина); он внимательно посмотрит и говорит: «Ладно, надо в этот раз стену класть, постом будете рыбу есть». Мы тогда: как это так – рыбу? Поблажка… Но однако же никто со старым священником не спорил, и со временем я понял, что одно дело быть каменщиком на улице, когда тебе облегчается пост, другое дело – когда ты на конторском служении, в теплых условиях. Тут можно и строже.

Затем – личные свойства человека. Один легко переносит уменьшение своего питания или замену рациона, а другой очень тяжело. Хорошо бы все-таки это советовал духовник, учитывая личные свойства человека. Тогда человек будет легко переносить.

В моей практике лет 15 назад был такой случай. У меня был рабочий, приходил на территорию храма. Когда начинался пост, он настолько добросовестно постился, что только вечером вкушал кусок черного хлеба с водою. А весь день на улице был занят тяжелой работой. Я его упрекнул: «Александр, нельзя так, дорогой, нужно, чтобы ты был полон сил». Он: «Нет, батюшка, Вы не знаете, я все сделал что нужно». Финал был естественный – где-то через три дня он упал в обморок, притом поднимался к своей квартире, слетел с лестницы… В результате вместо поста и добросовестной работы он пролежал в больнице, охваченный бинтами. Будем говорить, смирили его гордыню.

Поэтому с чего начинать? Начните с самого малого. Постарайтесь проследить, чтобы ваше молитвенное правило было ежедневным. Это будет ваш первый ход. А затем уже будем говорить о еде.

Вопрос телезрителя: «Изначально этот пост был Филиппов, то есть это память апостола Филиппа, которого распяли. Апостолы остальные постились в это время. Когда пост стал Рождественским и почему?»

– Это название поста мы увязываем с преддверием празднования Рождества Христова. Поэтому, назовем ли мы его Филиппов в память святого апостола Филиппа или Рождественский, думаю, святого апостола Филиппа ничем не оскорбим. Он будет так же рад и радуется в жизни вечной Рождеству Христову, как и мы с вами здесь, на земле. Поэтому будет ли пост Филиппов, в честь первого дня перед началом поста, как всегда, или Рождественский, думаю, это не принципиальный вопрос.

Главное, чтобы мы духовно готовились. Почему-то меньше вопросов, какое можно духовное правило взять на время поста. Что есть или не есть – задают вопросы, назвать его Филиппов или Рождественский – задают, а спросить: «Батюшка, с чего было бы легче начать пост? Чтобы я духовно не просто приблизился (Господи, помилуй!), но хотя бы не скатился ниже по духовной лестнице»? Вот какие мы с вами пути ищем. Это было бы очень важно. Поэтому вновь возвращаюсь, друзья мои: поду-майте, что на время поста вы могли бы сделать для усмирения своих страстей, вредных привычек. Каждый уже подберет по своим силам.

Вопрос от многодетной матери, которая ждет 4-го ребенка. Пост соблюдать, по понятным причинам, она не может. Как она может провести его? Может быть, есть какие-то правила для беременной женщины. И как с детьми говорить о посте, как меняется жизнь в это время в такой семье?

– Храни Господи, вопрос хороший, тем более от многодетной матери услышать... Во всяком случае, те священники, которых я знаю, всячески идут навстречу таким добросовестным женщинам: для них пост – это уже забота и попечение о большом количестве деток. Чего там с нее спрашивать, съест ли она лопухи или выпьет стакан молока. Она растит детей, она их любит, заботится о своем супруге (а бывает и большая семья, где и родители рядом находятся). То есть заботы у нее увеличиваются, круг опекаемых ею растет.

Поэтому давайте сделаем так – предлагаю таким матерям: по силам. Дети в силу развития, роста пост переносят труднее. Порой растительная пища не очень сытная для них. Но при этом у нас есть ряд положительных примеров, где не говорят при детях о посте, а просто мама мудро меняет потихоньку блюда, которые она подает на стол. То есть снимает мясные, молочные, оставляет пищу постную. И дети первое время не замечают, что начался пост. Почему дети волнуются в семье? Очень много разговоров перед началом поста: «Ой, скорей бы кончился, вот кончится, я вам дам молочка»… Не надо! Если вы сами к посту относитесь ровно, то и дети будут так же ровно относиться. Если вас самих (а вы даже не замечаете этого!) волнует пост, то и детям это волнение передается. Поэтому учтем, что детская потребность в молочной пище велика (может быть, не столько в мясной, сколько в молочной). Попробуйте не 2 постных дня вводить в течение седмицы, а 4. А 2 других (суббота, воскресенье) давайте детям молочную пищу. Я считаю, так.

А так ни с беременных, ни с кормящих строгого поста требовать не надо. Бывает у людей очень хорошее качество – естественная потребность. Начался пост, и они, даже кормя детей, не хотят мясную, молочную пищу, хватает той постной, которая есть. Прекрасно, слава Богу! Очевидно, такую же благодать Господь дал и в семьях преподобного Сергия или святителя Николая: они с детства отказывались от молока.

Но насильно детей лишать скоромной пищи не имеет смысла. Повторяю, опыт показывает печальные вещи. Во-первых, это ослабление здоровья, если ребенок не приучен, не мобилизован родителями, во-вторых – воровство. Они дома постятся смиренно, а в школе или в общественном месте начинают тащить скоромные продукты… Такой печальный опыт есть. Поэтому очень прошу вас, если дома идет речь о посте, все-таки перейдем к духовно-нравственным формам воспитания. Например, пост – это ограничить просмотр телевизора, количество мультфильмов. Не будем мороженого есть. «Ребята, давайте попостимся и ради Бога, нас любящего, нас спасающего, не будем есть мороженого». Для ребенка это целое событие! У нас это вызывает улыбку, а для ребенка – целое событие. Я предлагаю, чтобы во время поста было такое отношение. А так, конечно, многодетным мамам – честь и хвала, дай Бог им сил поднимать детей. Пусть вырастут люди, любящие Церковь – не так просто сейчас в нашем обществе воспитать детей, любящих Церковь, не боящихся ее, чтобы у них это не вызывало страх: поститься, сидеть на длинной службе... А чтобы участие в церковной жизни вызывало радость.

Вопрос телезрительницы: «Как мне поступить с моим мужем? Он хочет причащаться и причащается, но не хочет читать каноны, хотя знает, что их нужно читать. Он мне говорит: „Ну, прочитай сама“. И идет причащаться. Как мне себя вести? Оставить все как есть, пусть хотя бы причащается – и Господь его Сам вразумит? Настаивать я боюсь. Я стараюсь при случае ему говорить, как нужно делать, но он делает так, как сам решил».

– Как поступить с вашим мужем? Хочется вас похвалить, что вы так волнуетесь о своем муже, честь и хвала. Надеюсь, и молитвенное ваше волнение выражается еще и в послушании ему. Раз духовник его допускает, оставьте это на волю Божию. Оставьте право за духовником, невзирая на чтение (или нечтение) канонов, допускать к Причастию. Если вы волнуетесь, что он не читал, – поступите, как с ребенком: уложите его спать, а сами рядышком встаньте – и читайте над ним каноны. И он будет слушать, и у вас душа спокойна. Мне кажется, это самый лучший вариант, чем все время пилить: читай, читай, читай… От этого он читать не будет. А вот дать ему возможность отдохнуть и почитать рядышком – думаю, хорошо. Он сам вам сделал такое предложение – «читай сама». Подразумевается, что рядышком, вслух. Это будет очень хорошо.

Вопрос телезрителя: «Чем отличается благословение священника от разрешения на какое-либо дело? Имеется в виду благословение на какое-либо дело в жизни».

– Благословением священник преподает благодать Божию, обращаясь к человеку. Разрешить то или иное дело или не разрешить – здесь все-таки мы вспоминаем Евангельский сюжет, когда Господу Иисусу Христу человек жалуется: скажи брату моему… На что Господь отвечает: кто поставил Меня судить или делить вас?

Итак, немало вопросов священнику под видом послушания задается чисто мирских – иногда, честно говоря, даже не имеющих важного значения. Особенно беда с женщинами: идти вразрез с мнением своего мужа. Муж возразил против ее решения, а она: «Я у батюшки спрошу. Если он благословит, будем делать». Вот этого быть не должно.

Задача священника – благословлять, то есть укреплять человека в духовной жизни, а не решать, в какой цвет покрасить стены или какие обои поклеить, поехать туда отдыхать или в другое место… Хотя в этом плане, кстати, порой бывают абсолютно непослушные. Они уже ставят священника перед фактом: «Батюшка, благословите, улетаем в Турцию…». Ну а почему в Турцию? Подойди пораньше, спроси, куда бы благословили вас отдохнуть: на Кипр или в Турцию. Батюшка вдруг говорит: «Езжайте-ка на Кипр, страна православная, вы не будете пропускать богослужения и отдохнете хорошо».

И святыни есть.

– Конечно, конечно. То есть совместить отдых телесный с отдыхом духовным. Но чаще всего люди ставят священника уже перед фактом. Поэтому давайте так: чтобы получить разрешение на то или иное дело, подумайте, имеет ли смысл поднимать разговор у священника об этом. А просить благословить в укреплении духовном, конечно, надо, и мы встречаемся с благословением и расстаемся всегда с благословением.

Вопрос телезрителя: «Зачем в молитвах что-то просить, если Бог все равно сделает для человека так, как будет полезнее его душе и для него в целом? Или я заблуждаюсь и нужно просить то, что тебе кажется нужным?»

– Вы знаете, конечно, что молитвы с какими-либо прошениями появились со временем. В древности, в первые века христианства, как таковых молитв не было: читалась Псалтирь, все время благодарили Господа, возносили Ему благодарения. Со временем появились нужды. Но призываю к одному, друзья мои: чего бы вы ни просили в своих молитвах, заканчиваем словами: «Господи, да будет воля Твоя, а не моя!» Обязательно! Порой нам кажется, что мы просим то, что нам нужно, а это оказывается нам неполезным, мягко выражаясь. А иногда и ведущим к разрушению человека. Поэтому любую молитву, раз у нас нет с вами терпения и хочется о чем-то конкретном попросить, заканчиваем словами: воля Твоя, а не моя. А самое распространенное прошение в молитвах: первое – здоровье, а второе – о замужестве. Это, наверное, самое большое количество просьб, которые сыплются в Церкви. Поэтому дай Бог, Господь Сам знает, кому что нужно.

Вопрос: «В Библии написано: просите, и дано будет; и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите. Почему же тогда мы просим и иной раз не получаем?»

– Хороший вопрос: мы просим и не получаем по множеству причин. В двух словах можно было бы попробовать сказать: мы не можем понести того, что Господь нам дает. Не можем. Мы просим, но при этом просим нас помиловать, а грубы с другими людьми. Мы просим нам дать здоровья телесного в основном, чтобы мы могли прыгать и скакать, продолжать свои греховные мероприятия до 100 лет.

Мы просим мирское для нашего земного утешения, не понимая, что Господь нам готовит жизнь вечную. Поэтому и не получаем. Господь говорит нам: не понимаете, что просите. Наконец, если Господь дает то, что мы попросили, – оказывается, мы не можем это удержать. Очень много таких примеров. Сказать, что Господь нас не слышит… Да нет. Конечно, святые отцы нам напоминают, что Господь медлит в наших просьбах в трех случаях. Первое: когда просим не полезное для нас. Второе: когда мы не готовы принять. Третье: когда Он нам готовит больше, чем мы просим. Вот видите, сколько заботы Господа о нас самих. Поэтому, когда мы просим что-то (а в основном просят мирское утешение), то Господь по милости Своей этого не дает, чтобы мы не обезобразились, не потеряли образ Божий в себе. Это будет самое правильное, наверное. Дай Бог нам всем прийти ко спасению. Мы не говорим: дай Бог новую машину, что-либо другое…

Вопрос телезрителя: «В Новый год очень много утренников, праздников, елок. Для двух маленьких детей полезно ли во время поста посещать их? Вообще – полезно ли это?»

– Почему для двух, а не для пятерых?

Вопрос телезрителя, у которого двое детей. Волнуется за своих малышей.

– Мы возвращаемся тогда к предыдущим вопросам. Если вы хотите ребенку устроить праздник, – устраивайте без оглядки. Не пугайте ребенка, мол, сейчас пост, но я тебя в виде исключения веду на праздник: ребенок съеживается и чувствует себя виноватым перед родителями, окружающими. Ну, пусть порадуется! Придет время, когда он сам поймет, что пост. А сейчас пусть радуется.

Единственное, лучше бы заранее знать программу. Знаете, есть жуткие спектакли, такое впечатление, что чем выше уровень организации, которая устраивает эти спектакли, тем безобразнее они подбирают содержание именно под Великий пост. Почему-то основными героями стали ведьмы. Не дополнительными, случайными (баба Яга где-то там мелькнула на заднем плане), а становятся ведущими. Какие-то страшилки и прочее. Будьте внимательны. Лучше уж пойти на какой-то праздник, который будет ему приятен и весел, а не так, как дети вошли и, как рассказывают потом, их встречают какие-то страшилища, а дети начинают плакать от их вида. Хорошенький праздник! Поэтому будьте добры, лучше здесь внимательно посмотрите.

А так – пусть дети ходят на праздник, пусть радуются. Можете так и объяснить, что в преддверии Рождества Христова мы идем на праздник, скоро Рождество Христово, – создайте у ребенка перспективную радость, что «он идет сегодня на праздник – ведь скоро Рождество Христово!» И пусть радуется от всей души. Тогда дети растут крепкими здоровьем, с крепкой психикой. Придет время – и вы расскажете им о посте, о том, что надо воздержаться всего несколько дней, и так далее. Но ребенок уже, как взрослый, будет понимать и будет соучастником в посте и богослужении... Храни вас Господи, радуйтесь вместе с детьми – будьте, как дети.

Я помню, как совсем недавно было в праздники. Воскресная школа делает рождественские праздники после Рождества, 9-го и 10-го числа. Я, помню, 9 января ходил со своими маленькими сестрами на праздник (и 13-го, и 14-го), и все это было после Рождества. А школьные праздники (учился в светской школе) – это была некая формальность. Как настроишь: действительно, это так.

– Конечно, конечно, настрой в семье. Но не надо забывать, что у нас так называемое светское государство. Благо, сейчас уже объединили ряд праздников. Например, очень радует, что в основном День города подвязывается часто к престольному празднику центрального храма, День России мы празднуем на день образа Божией Матери «Казанская». Такие объединения уже очень радуют. Ну а календарные счисления – думаю, с этим со временем разберемся.

Спасибо, отец Александр, за прекрасную беседу. Сегодня мы очень активно пообщались с нашими телезрителями, за что им тоже огромное спасибо.

– Спаси Господи, дорогие друзья наши, дорогой ведущий. Простите, никого обидеть не хотел. Надеюсь, что все встанет на свои места и каждый получил то, что хотел бы услышать. Для меня наша встреча – большая радость.

Для нас тоже это очень большая честь и радость общаться с Вами. Благословите наших телезрителей.

– Господь благословит вас, дорогие друзья. Как любой священник, прошу ваших святых молитв обо мне грешном.

Записала:
Маргарита Попова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс