Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №46 (943) → Протоиерей Александр Трушин: Рождественский пост и искушения

Протоиерей Александр Трушин: Рождественский пост и искушения

№46 (943) / 3 декабря ‘17

Беседы с батюшкой

Сейчас Рождественский пост, скоро уже и предпразднество Рождества начинется. «Христос раждается, славите…». В пост бывает очень много искушений (сам могу подтвердить это: как только пост начинается, начинается очень много проблем). Давайте сразу перейдем к теме: как постом бороться с искушениями?

– Дорогие мои, дорогой Сергей! Мы же не можем с вами делить календарно, астрономически, что вот период без искушений, а с такого-то по такое-то число будут искушения.

Такое ощущение, что так и есть… (Смеется.)

– Такого быть не может. Действительно, идет замечательный Рождественский (Филиппов) пост. Искушения – это вылезают наши внутренние «червяки», или даже «змеи», просто постом они обостряются. Человек, что ни говорите, немножко голодает, немножко находится впроголодь. Мы ограничиваем себя от сытных белковых продуктов, но самое ценное, конечно, то, что мы духовно очищаемся.

Те, кто старательно подбирает продукты для своего стола, столкнулись с проблемами – не такого качества продукты, как тогда, когда пост создавался. Сейчас насытиться тем или иным растительным плодом не так просто.

Раз уж вы привели свой пример, я могу привести свой. Когда-то много лет назад мне довелось длительное время проводить в командировке в Ташкенте. Утро мы, молодые люди, начинали с того, что шли на рынок, брали гроздь винограда и лепешку. И нам этой грозди и небольшой лепешки вполне хватало на несколько часов, до обеда мы были вполне сыты. Попробуйте сейчас купить в магазине гроздь винограда, лепешку с конвейера и быть сытыми. В лучшем случае вы через полчаса опять будете хотеть есть. То есть продукты, по сравнению с живыми, снятыми только что с куста гроздьями винограда или другими продуктами, изменили свое качество, и мы не можем ими сейчас наесться. Это очень заметно, когда люди садятся на огурцы и помидоры: огурцы прибыли из одной страны, помидоры из другой, и ясное дело, что конвейерное производство не дает высокого качества. Об этом не любят говорить, но учитывать это надо.

Конечно, человек, будучи полуголодным, порой даже с бурчащим животом, становится раздражительнее, гневливее. И тут, повторяю, на фоне этого гнева, раздражительности, вылезают все наши внутренние «змеи», а то и целые клубки, которые таились в нас, но на фоне такого легкого во славу Божию голодания начинают разворачиваться. Честь и хвала: тут сразу вспоминается наше драгоценное монашество, которое ведет аскетический образ жизни, которое и так живет, сдерживая себя в пище, но сохраняет любовь к окружающим, Богу. То же самое должно касаться и мирянина, абсолютно то же самое. Поэтому искушения на самом деле вылезают из нас: пока мы были сыты, улыбались с полным брюшком, мы были добры, миролюбивы.

Один из путей аскезы – это голод. Вообще, надо бы себя приучать, чтобы такие элементы голода были у человека в его если не ежедневном обиходе, то довольно часто. Ведь мы, люди, психологически очень сильно завязаны на еду. Посмотрите любой праздник. Он начинается с ажиотажа среди людей: «Что купить? Как накрыть стол? Как же на столе не будет того-то и того-то?» А совсем другое состояние праздника, когда ты встречаешься с духовными людьми, когда вообще поставлен на стол нарезанный ржаной хлеб, подали всем сладкий чай – и вполне достаточно. Праздник встречи друг с другом происходит от того, какой дух разговора поддерживается между людьми. Это первое, с чего мы начинаем.

Так что искушения не со стороны нам кем-то подбрасываются, а вылезают наши. И вот тут начинается духовная борьба… Мы помним, как Господь говорит Своим ученикам на вопрос, почему они не могли изгнать беса, что это можно только постом и молитвой. Наверное, самые слабые места в нашей жизни! Первое – не хотим поститься, второе – лень молиться. Лень. Или отношение к молитве такое, что пришло время – ой, скорее отчитать, отработать. Притом пока исполняют молитвенное правило, в это время ухитряются вспомнить, что скоро сериал, успеть бы до начала, еще что-то такое, надо Маше позвонить, надо с Васей повидаться… Ну не молитва, да? Нам многие святые отцы напоминают, что если вы не слышите, о чем Бога просите, как Бог может вас услышать? Очень важно, чтобы человек настроил свое молитвенное правило или исполнял какие-либо молитвенные правила в течение суток со вниманием.

А с едой… Ну давайте тоже обратим внимание. Мы с детства своих детишек приучаем, что, если праздник, – значит, пошли куда-то, вот тебе мороженое, пирожок, еще что-то… И ребенок порой не видит ничего окружающего, зато вспоминает, как он на празднике ел сладости, а бабушка или дедушка умиляются: видите, как он помнит, как мы были там и кушали то-то и то-то. То есть наша привязанность к еде очень сильна.

Там, где должно в силу войти духовное внимание, духовное питание, оно стало подменяться обычным питанием. Наверное, любой священник расскажет еще об одном – это бесконечная война с родителями, особенно с бабушками и дедушками, которые пытаются перед Причастием накормить ребенка и все время дотошно спрашивают священника: «До скольких лет можно кормить? До 6-ти, 7-ми? А если я просто чаю дам? А он у меня съел полсосиски, это не считается?» То есть понятно, что ребенка пытаются накормить – боятся, что он придет на Литургию и помрет от голода. Хотя там такие крепыши стоят с такими щеками хорошими...

Это проблема не поста – это наша внутренняя проблема. Мы еще с вами не дошли до каких-либо искушений извне, мы боремся во время поста со своими внутренними искушениями, боремся с самими собой, а не с чем-то внешним – еще Господь нам не попустил каких-либо внешних искушений. Поэтому, конечно, чадца мои возлюбленные, очень хорошо было бы, если бы мы обратили внимание на эти свои свойства. И если бы действительно мы с вами добросовестно постились, предположим, в среду и пятницу, то эти внутренние искушения у нас вылезали бы среди недели, помимо больших постов, многодневных. Даже однодневный пост к вечеру дал бы такой результат, и мы бы увидели свое раздражение. Посмотрите на человека, несытно поевшего… С курильщиком имели дело? Попробуйте заядлому курильщику не дать несколько часов покурить. Он ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Вот точно так же у нас с вами происходит с едой. Мы буквально становимся наркоманами еды. Мы рычим на всех, если мы не сыты до отвала.

Второе, о чем хотелось бы сказать. Поскольку мы зацикливаемся на еде, многие начинают отцеживать комара и проглатываь верблюда, когда начинают: «Ой, батюшка, я не могу причаститься, я на работе ем в столовой, а там нам дают щи со сметаной» или человек был в больнице, «а там кормили мясом и яйца давали». Значит, я не буду причащаться… Ну, миленькие мои, вы находитесь в общественном месте, кормят – и слава Богу, что вообще кормят. И не надо устраивать муки для окружающих, что «это я не ем, это не буду». Примем со смирением то, чем кормят где-либо, особенно во время болезни. Святой Амвросий Оптинский нам с вами об этом говорит, что сама болезнь есть пост, поэтому не надо копаться в тарелках, находясь в общественном месте.

Но мы можем с вами пойти по такому пути: если ты не можешь поститься в пище или достаточно часто нарушаешь пост в силу обстоятельств, то найди его для себя в другом. Посмотри, к чему другому ты пристрастен, в чем твоя страсть выражается. У одного пристрастие сидеть у телеэкрана целый день – вот и устрой себе пост: есть программы «Союза», этот канал смотришь, а на все остальные не переключаешься. Склонен болтать по телефону по 45 минут, часу? На время поста скажи своим друзьям или подружкам: «Простите, пост начинается, не больше 3-х минут. Вы мне позвонили, Ваш вопрос ко мне должен уложиться в 3 минуты, мой ответ включительно. Больше разговаривать не буду». Вот это будет пост. Склонен болтаться по магазинам? Вот и начни поститься: батюшка, благословите в течение поста не ходить, не таращить глаза на манекены и блестящие вещи, один раз в неделю выйти в магазин, закупить продукты – и больше не ходить. Вот это будет пост! И это будет духовный пост.

Совсем не обязательно, чтобы мы с вами кинулись вычитывать огромные правила или бить по 200 поклонов. Да не может мирянин столько! И зачастую происходит (если упустит ваш духовник или исповедник) так – начинают приходить: «Батюшка, благословите на пост, собираюсь по полтора часа стоять на коленях и все правила вычитывать стоя на коленях». Если батюшка упустит, он благословит. А если не упустит, то скажет: «Э, нет, не надо по полтора часа стоять на коленях. Ты этого не выдержишь, бросишь через несколько дней – колени твои опухнут, тебе будет больно, и ты начнешь сачковать. Сначала начнешь одеяльце подстилать, а потом просто будешь стоять и всем жаловаться, как у тебя коленочки болят, ведь ты всю первую неделю пытался на коленях стоять». И так множество всяких выдумок бывает перед многодневными постами.

Поэтому, чадца мои возлюбленные, попросите благословения у батюшки (может быть, даже во время Исповеди), можете у него спросить: «Отче, Вы слушаете мою Исповедь, как Вам кажется, к чему я больше пристрастен?» Батюшка вам скажет вашу страсть, нездоровую наклонность, и попросите благословения поститься на эту страсть, чтобы ее угасить, постараться если не полностью удушить эту змею, то хотя бы загнать ее в нору, чтобы она и головы своей не показывала. Любишь всех поучать, все вокруг чуть ли не рыдают, когда ты появляешься? Закрой рот на время поста – скажи батюшке: «Благословите никого не поучать. Что хотят, то пусть и делают!», вот это будет пост! А то мы только и говорим: вот, еда, сметана, яйцо – «я ела макароны, а потом посмотрела: на пачке написано, что там яичный порошок…». Да отойди ты от этой пачки, а взгляни лучше на свою страсть, к чему ты склонна (или склонен)! Вот тогда это будет пост, тогда честь тебе и хвала и милость Божия, что ты смог справиться с гадостью, которая в тебе процветала.

Посмотри, из-за чего ты больше всего нервничаешь. Кофе тебе запретили пить, и ты из-за этого психуешь, не можешь свое утро начать? Брат, дело-то не в кофе, а в твоей страсти к этому напитку. Вот и замени его: полстаканчика чистой воды… Что тебе важно? Ритуал, чтобы это была красивая чашечка? Вот налей в чашечку горяченькой водички и похлебай утречком немножко. Дело не в том, что мне жалко кофе для тебя, и ты еще не настолько кофеман, чтобы жаловаться на это. Дело в твоей страсти. Как закон: страсть проявляется не только в чем-то одном – она и в другом проявляется, просто ты не замечаешь, любимый мой. Ты просто, дорогой мой, не замечаешь, что на самом деле ты кокетлив, болтлив, завистлив… Вот тут нам с вами и нужен пост – на эти свои стороны, и тогда нас не будет впечатлять, положили нам в столовке сметаны или не положили: мне не до сметаны в этих щах, мне бы справиться со своей ненавистью.

Вот едет человек за рулем… Извиняюсь, только что отстоял Литургию, причастился, а потом, едучи в машине, открывает окно – и такой мат летит во все стороны! За голову хватаешься… А если учесть, что еще девушка или молодая женщина сидит, думаешь: миленькая, и ты себя считаешь христианкой? Во-первых, несдержанность на язык, а во-вторых, сколько злобы, оказывается, в тебе. Вот пожалуйста: попостись на матерщину… Поставь себе банку, напиши на ней «Пост»: как ругнулся матом – так тысячу рублей туда опустил. И эту банку потом отнеси в церковь, скажи: «Жертвую на храм, на нужды. Пожалуйста, поставьте цветы перед иконой – перед образом „Благое молчание”...». Вот это будет пост. А мы выясняем, можно съесть пирожное, нельзя ли съесть… Ну нельзя же сводить все время к такому примитивизму! Что касается поста, такое наблюдение.

Вопрос от телезрителя Владимира: «Вы только что сказали: если у человека есть пристрастие к чему-либо… А если у меня нет пристрастия? Предположим, есть кофе, я его пью, нет – не пью, есть халва – я ее ем, нет ее – не ем. Нет ли критерия насчет этого? Если есть горячая вода, я ее пью? Либо это привязанность к какому-то основному продукту или к какой-то своей внутренней страсти, как Вы говорите?»

– Спаси Господи, вопрос чисто в ключе нашей беседы. Очень ценно, когда люди слушают и слышат, о чем говорят. Радость моя, вы сейчас сказали свое отношение к еде; мы видим, что у вас пристрастия к еде нет. Во всяком случае, до поры до времени. Помоги вам Бог найти те пристрастия, которые у вас есть. Поэтому (уже повторяюсь), я бы предложил поговорить с духовником, с тем священником, у которого вы исповедуетесь. Он бы вам подсказал ту страсть, которая есть в вашей душе – или, если это не страсть, то грех, к которому вы больше всего привязаны.

И необязательно весь пост сводить к вопросам, связанным с едой. Можешь ты ржаной хлеб с водой есть? Слава Богу, помоги тебе Бог. Значит, посмотри в свой внутренний мир, посмотри, не является ли это гордыней – это змея, заползающая в любую щель настолько, что мы можем впасть в гордыню, потому что постимся, потому что не привязаны к еде: «Видите, какой я хороший, я к еде не привязан! Вы что, не обратили внимания? Меня не интересует, будет у меня черный или белый хлеб…». И гордыня, эта змея, смотришь, начинает подниматься, головой покачивать. Думаешь: «А, вот она – дело не в хлебе, а в самолюбовании!» Или есть какие-либо другие примеры...

Поэтому мы перечислили наши привязанности, пристрастия, и помоги вам Бог, чтобы вы смогли разобрать их – как, знаете, бывают нитки скручены в жгут, и пока этот жгут, канат у тебя есть, ты его разорвать не можешь. Страсти, греховные привязанности – как отдельная ниточка, а пост нам помогает развернуть этот канат: ага, это ниточка гордыни, а это ниточка пристрастия к еде, а эта – к мотоциклу: «Я лучше есть не буду, зато по 8 часов буду кататься на мотоцикле, когда у меня выходной, – а это у меня пристрастие к скорости: мало ли, что все жалуются, мол, я пугаю их, а я люблю такое дело!»...

Я вам честно скажу, мне недавно пришлось благословить одну свою прихожанку, которая вообще не выдерживает знаки меньше 80 километров. Она водит машину и говорит: если меньше 80-ти, я начинаю психовать. Было благословение на то, чтобы она соблюдала дорожные знаки, скоростные ограничения. Вы бы видели… Я думал, она меня покусает прямо там же, в церкви, за то, что я ей сказал: «Вот твой пост. Ты вынуждена на работе есть все, что придется, домой поздно вечером приезжаешь… И как ты говоришь: „Я и так не ем, и так пощусь…“? Ну тогда вообще какая заслуга в том, что ты «и так» постишься?» И вот мы выявили, что у нее огромное пристрастие к скоростям. Значит, тебе на время поста это ограничение.

Дело не в том, что мы съели или не съели. Дело в том, как мы к Богу готовим себя, как мы относимся к Богу. «Господи, да, у меня нетерпение, у меня страсть к скоростям!»...

Мы сегодня достаточно много поговорили о посте. Последний вопрос – дети и пост...

– Наверное, самая непростая тема, ведь детей воспитывают в разных условиях. Дети постятся, и я вспоминаю разговор с отцом Валерианом Кречетовым. Он говорит, что нам в детстве было легко поститься: вся семья постилась – просто мама, ни слова ни говоря, в этот день готовила постную пищу, и они воспринимали это, как он рассказывает, естественно. Если в этот день щи без мяса или когда многодневные посты, – никто не поднимал речи, ели то, что приготовила мама. Это, наверное, лучший вариант: очень тяготит детей, когда в доме все время говорят: «Ой, пост, ой, сейчас похлебай пустых щец, а пост закончится – я тебе с мясцом сделаю, со сметанкой!»… Чем больше мы об этом говорим, тем сильнее мы, во-первых, себя разжигаем, а во-вторых, приучаем детей к тому, что лжем: на самом деле хотим мяса, хотим жареную курицу или чего-то еще, но вынуждены в связи с постом есть пустую картошку или пустой суп. Давайте не лгать, давайте не говорить о проблемах в доме, и ребенок тогда будет легко относиться к тому, есть мясная пища или нет.

Малышам, как обычно, предлагается так называемая молочка: не отказывайте ему в этом, это связано с развитием, физиологией ребенка. Нет такого священника, который сказал бы: не давайте детям творог. Вот мороженое не давайте, это не благословляется детям на период поста. Вы можете сказать: прости, мороженое – это баловство, постом давай воздержимся, попостимся, мороженое есть не будем. Поверьте, для ребенка это такое испытание, что ему вдруг не дают мороженого… Он понимает, что ради Бога он должен поститься. Поэтому, если в доме не стонут без конца «ах-ах, скорей бы пост закончился, мы бы приготовили поесть», то дети переносят пост вполне нормально.

Я помню, когда мы восстанавливали храм, совсем было мало народу, у нас были такие руины… Местные деревенские дети стали приходить, матушка их приобщила к клиросу, они пели. И дети выстаивали всенощную по 3 часа, 3 с половиной, мягко говоря, не только не жалуясь – никуда не уходя! Они пели, слушали чтение. Но как только храм построился и появился нормальный хор, некоторые мамы начали стонать: «Ой, мой ребенок не выдержит такой большой службы, батюшка, можно я его привезу к концу Литургии?» А ребенок уже выше меня ростом. Ну, мы об этом уже как-то говорили. Все от того, как в семье относятся. Есть такие замечательные семьи: в 8 утра начинается Литургия – смотришь, вся семья приехала в 7 утра, включая маленьких детей 4-х и 3-х лет. И ничего. Сначала сидят на лавочке, болтают ногами. Началась Литургия – они возле ног родителей стоят, прекрасно переносят: если родители не стонут, не жалуются, то дети все переносят прекрасно. И пост точно так же.

Так что поищите пути – допустим, не может ребенок полностью переносить многодневный пост. Предложите ему для начала среду и пятницу попоститься. Для маленьких детей – то, что мы предложили, например, с мороженым или с конфетами, чтобы ребенок потихоньку отличал период поста…. И я думаю, дети будут прекрасно это переносить, готовясь к Литургии.

Дай Бог, все у всех получится.

– Да, когда с любовью к Богу, с терпением, не с роптанием, а с терпением, – все прекрасно получается.

Мы благодарим Вас за то, что Вы к нам вновь пришли. Думаю, еще увидимся. Напоследок благословите наших телезрителей.

– Спаси всех Господи за ваше внимание! Простите меня, если что не так сказал или вдруг в своих неаккуратных речах кого-то обидел. Храни всех Господь. Всех с приближающимся новолетием и Рождеством Христовым!

Записала:
Маргарита Попова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс