Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №46 (943) → Архимандрит Александр (Глоба): Духовная польза поста

Архимандрит Александр (Глоба): Духовная польза поста

№46 (943) / 3 декабря ‘17

Беседы с батюшкой

Отец Александр, что такое христианский, православный пост?

– В Православии пост – особенное благоприятное время, когда у православного человека есть возможность подготовиться к значимым в его жизни духовным действиям, которые позволяют ему правильно принять Христа, Господа и Спасителя нашего.

В Православии пост всегда имел и имеет некоторые составляющие. Это телесный пост, когда мы принимаем в пищу особые продукты, не содержащие жиры животного происхождения. Все, что содержит жир животного происхождения, в постные дни не употребляется. Душевный пост – это когда православные люди находятся в определенном душевном состоянии: меньше уделяют времени просмотрам развлекательных передач, не ходят в театры. Раньше, в царской России, когда страна была православной, в это время закрывались театры, увеселительные заведения, и люди находились в определенном состоянии души. И, конечно, в духовный пост люди борются со своими страстями, мыслями, похотями, с различным недержанием воли. Когда все это соединяется вместе, то называется христианским православным постом. Каждый из нас должен уметь отделять настоящее от ненастоящего, пшеницу от плевел. Мы вместе должны уметь находить самое главное в нашей жизни – духовное и путь ко Христу.

А в чем особенность именно православного поста?

– Дело в том, что православная традиция имеет глубокие духовные корни и мы являемся преемниками этой традиции. Все, кто крестился в Православной Церкви, являются ее преемниками. Следовательно, они должны этим традициям следовать, выполнять то, что ими предписывается, и, не нарушая, передавать их своим потомкам до Пришествия Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Почему «православные»? Это проистекает из самого слова «православный» – правильно славим Господа: никуда не отходили, не вступали в различные советы и сборища, которые отводили бы нас от истинной Православной веры и Церкви.

Какие качества несут с собой православные посты?

– Они имеют под собой в основном духовные качества. Допустим, такое качество, когда в человеке рождается чувство покаяния. Это, можно сказать, духовное качество, имеющее в своем составе и душевную составляющую, – человек кается. Вот, допустим, пророк Нафан обличил царя Давида в его грехе… Мы помним 50-й псалом: конечно, сердечная боль, раскаяние, тоска, ожидание присутствия Бога или чуда от Него, но вместе с тем слезы, упадок сил, какая-то эмоциональная невоздержанность, присущая каждому человеку, стресс, естественно… Это чувство покаяния. Идет речь о чувстве покаяния и когда, допустим, пророк Иона пришел в Ниневию и проповедовал, что она будет уничтожена Богом и что необходимо возложить на себя вретище, посыпать свою голову пеплом… И Господь помиловал этих людей и эту страну.

Такое же качество – пост крещаемых. Это был особенный пост. Когда люди крестились в первые века христианства, это не было бытовой требой, а было время особенной подготовки, когда Крещения совершались перед Пасхой, перед Рождеством – перед особенными событиями и воспоминаниями Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, Божией Матери, святых угодников Божиих, в основном мучеников. Это тоже особое качество поста.

Другое качество – подражание примеру Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа: Сам Господь и Бог наш Иисус Христос постился – Он был безгрешен, а мы, люди грешные, должны следовать Спасителю, должны делать примерно то же самое, но учитывая нашу человеческую слабость. Если установлен сорокадневный пост (в Писании сказано, что Господь в это время ничего не ел и не пил и наконец взалкал, то есть пришел в крайнюю степень жажды и голода), то Церковь для нас определяет особенный постный стол, когда мы можем поесть каждый день, но определенные продукты, определенного состава и качества.

Пост – это и как прошение. «Где двое или трое соберутся во имя Мое, там буду Я посреди них», – сказал Христос. Но если будут просить двое или трое человек (или в молитве по соглашению), когда они начинают молиться и поститься и накладывают на себя пост по благословению духовника, то это тоже становится духовным выражением поста.

Пост – это и аскетический духовный опыт. Допустим, монахи, в отличие от мирян, даже в непостные периоды постятся и в понедельник. Это ангельский пост: считается, что Господь создал Силы Небесные в понедельник, и монахи добровольно накладывают на себя такое духовное бремя и воздерживаются в эти особенные дни.

Пост есть и перед праздниками – мы сейчас находимся в Рождественском посту и ожидаем Рождества Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Были нарочитые посты, когда были какие-то трагические события – например, моровая язва. Святители Русской земли призывали к посту, чтобы все князья, все православные постились, когда были набеги монголо-татар. Когда были какие-то торжества, празднества, явления иконы Божией Матери или святых, чудесные явления в каком-то месте, тоже накладывались иногда нарочитые посты.

Скажите, а может ли православный христианин взять пост лично, с благословения духовника, перед каким-то важным для него событием или перед принятием какого-то важного решения? Не по церковным канонам, а в индивидуальном порядке?

– Да, конечно. Посты могут накладываться и самим духовником. Допустим, человек живет греховной жизнью, ему надо избавиться от какой-то страсти, зависимости – духовник имеет право наложить на него определенное постное время даже в непостные дни: чтобы избавиться от какой-то зависимости, задает ему определенный духовный ритм и качество духовной жизни. Бывает, человек хочет усилить личный пост, – тогда, естественно, духовник сначала общается с таким человеком, смотрит его духовно-душевный статус. Если находит обоснованным и необходимым удовлетворить просьбу, то благословляет. Но если этот человек просто пустослов, в церковь не ходит, даже креститься правильно перед иконой не умеет, то какой ему еще пост нужен? Такому человеку надо, как особое благословение, дать книжечку «Закон Божий» (хотя бы Серафима Слободского или другие, более новые), чтобы он ознакомился за определенный промежуток времени с новоначальной жизнью Православной Церкви, а потом уже говорить о таких более серьезных вещах, как пост.

А в чем духовная польза поста? Каковы ее критерии?

– Духовная польза поста прежде всего в том, что человек, когда воздерживается от определенных продуктов, приходит в определенное состояние, – состояние негневливости, усидчивости на молитве, внимательности, когда сердце его становится мягче. Он начинает понимать, слышать окружающих его людей.

Физиологически под этим тоже есть особенное основание: если рассматривать человека биохимически, то непостные продукты, содержащие холестерин в составе животных жиров, позволяют вырабатываться в нашем организме многим гормонам, среди которых и половые гормоны – у мужчин тестостерон, у женщин – женские гормоны (прогестерон, эстрогены и другие). Эти гормоны при определенном количестве влияют на поведение человека, на его душевные качества, характер, умение общаться с окружающим миром. И уже древними было замечено, особенно первыми христианами (и даже в языческом мире): когда человек воздерживается от продуктов определенного состава и происхождения, то становится более мягким. Он может свои духовные качества лучше проявить в дни поста, чем когда употребляет пищу, богатую жирами.

Если пост так благотворно действует на человека, его характер, то почему бы не продлить пост?

– Дело в том, что мы живем в многогранном, многофункциональном, многонациональном обществе, где мы должны являть пример всему миру. Жизнь наша должна складываться так, чтобы пост был и личным делом, и проповедью о Христе. Ведь мы живем не только как особая община, но община, на которую смотрят как изнутри, так и извне.

Посты установлены Церковью, чтобы правильно, умело подготовить людей к определенным событиям, праздникам, торжествам или, наоборот, невзгодам, поэтому они имеют особенное духовное, душевное и телесное значение. Представьте себе общество, которое полностью будет мягкое, душевно ранимое, ведь в дни поста люди на самом деле становятся душевно ранимее, ведь пост оказывается неким стрессом для организма, который перестраивается, обновляется… И даже если смотреть в масштабах страны, то пост даже не все держат. Военные пост не держат – им благословляется несение трудной военной службы, сторожить, охранять границы нашего государства. Люди, которые исполняют спасательные функции (МЧС) – какой же им пост? У них духовный пост, чтобы воздерживались от мата, воровства, блуда. Они несут душевный, духовный пост, а телесный пост им разрешается не нести. В монастырях же наоборот – усиливается пост и телесный, и духовный, и душевный. Общество сложное, «разноцветное», поэтому необходимо к каждому (к каждой группе населения, к каждому человеку) подходить по мере нужности поста, по мере церковной необходимости.

Что мы можем прочитать о посте в Библии и у святых отцов?

– В Библии и у святых отцов о посте написано очень много. Иоанн Златоуст говорил, что в пост прежде всего необходимо, чтобы мы воздерживались от душевных и духовных перевесов в плохую сторону: от гневливости, раздражительности, обмана, блуда, воровства, убийства, осуждения – всего, что делает нас недостойными того, чтобы мы вошли в Царствие Небесное и назывались христианами. Иоанн Златоуст говорит, повторяя слова апостола, что пост нас не удаляет от Бога и не приближает к Нему (пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем), но какой пост? Еда, естественно. Если человеку больше нечего перекусить или съесть, а будет только непостная пища – ради Бога, пусть ест. Только пусть поблагодарит Бога, и чтобы не было крена в сторону разврата, какого-то нехристианского поведения или образа жизни.

Патриарх Иоанн Константинопольский был действительно постник (это историческое лицо, можно проверить), он жил и постился настолько строго, что в неделю употреблял просфорку и воду, фрукты (дыню, фиги), еще какие-то такие продукты, которые в небольшом количестве позволяли ему сохранить свою жизнь, плодотворно трудиться, молиться и показывать пример постнического воздержания и неследования похотям, желаниям, безнравственным поступкам. Он – пример постнической жизни.

И Моисей, когда водил народ к Святой Земле, обещанной Богом, и когда получал скрижали Завета, то на Синайской горе постился 40 дней и ночей. И в конце Господь ему дал скрижали. Потом, когда он приходит и видит разврат общества, которое он ведет к Богу, он разбивает скрижали и опять уходит, еще раз постится и получает от Бога вторые скрижали Завета.

Мы помним, что пророк Давид, Сам Господь Иисус Христос, Пресвятая Богородица тоже вели постнический образ жизни. Из Предания мы знаем, что Она молилась, воздерживалась от всего, читала Священное Писание, пела церковные гимны, находилась в богомыслии, боголюбии.

Многие явления описаны в Библии. Например, перед войной необходимо было наложить пост на израильский народ, чтобы одержать победу над филистимлянами. В Новом Завете Сам Господь Иисус Христос нам показывает Своей жизнью, Своим служением, как надо поститься. И Он говорит: если хотите чего-то или хотите избавиться от бесов, плохих мыслей и желаний, то универсальное духовное лекарство для человека, – поститься и молиться. Иоанн Златоуст называет пост и молитву крыльями одной птицы, молитва – матушка, пост – батюшка. Эти две составляющие помогают человеку и выживать, и жить в этом мире.

Где можно прочитать о предписаниях поста и об ответственности за их нарушения?

– Конечно, самый первый источник и документ – святая Библия: Ветхий и Новый Заветы, Деяния апостольские, послания апостола Павла к христианам Коринфа, Римлянам, там говорится о посте не только телесном, но и душевном и духовном: «Непрестанно молитесь, непрестанно благодарите Бога, поститесь» – мы уже ожидаем Жениха, это при Женихе мы не постились, а Жених ушел, Он и среди нас, но мы ожидаем его Второго Пришествия:Он Сам предписал нам поститься, воздерживаться.

Потом, есть каноны Православной Церкви, апостольские правила, Соборные постановления, есть мужи апостольские, святые отцы – их труды тоже источники, из которых формировался Типикон (основная книга, по которой строится и совершается наше нынешнее богослужение). На Руси был Номоканон, где расписаны все-все тонкости, как необходимо нам поститься, о постах мы можем найти и в Минеях, и в Часослове, и в Служебнике, где есть «Известие учительное для священников» – о том, как необходимо готовиться к Литургии. Это все церковные документы. Мы говорим, что надо поститься не просто так, а как Господь нам сказал об этом, у нас есть Священное Писание, есть документы, которые мы поднимаем и показываем: когда надо поститься, а когда нет.

Следует ли постящемуся человеку отмечать светские праздники, которые выпадают на время поста? Скажем, Новый год или день рождения…

– Это тема, перекликающаяся с первыми христианами, о которых я говорил, – когда случайно узнавали, что они христиане. Как люди сосуществовали вместе? Если на светском мероприятии не происходит блуда, разврата, нет какой-то антихристианской, антиправославной деятельности, нет хулы на Духа Святого, то можно отметить, побыть вместе с людьми. Христиане как выявлялись? Очень хитрым способом: надо было принести жертву идолам, поклониться императору как богу, сказать ему, что он истинный бог и нет другого бога, кроме императора. Естественно, никакой христианин такое не скажет.

А если эти мероприятия проводятся человечно, нравственно, нет грехов против плоти, против Духа Святого, то можно поучаствовать в этом. Если и придется что-то съесть, то большого греха в этом нет – надо поблагодарить Бога, Который нам ничего плохого не посылает. Так что, если общество не готово принять, что ты христианин, а ты можешь обидеть, если что-то не съешь из того, что готовилось именно для тебя, – можно разделить эту трапезу с кем-то или попросить какую-то альтернативу, найти какой-то консенсус и с радостью поговорить о Христе, о Церкви, показать свою высокую нравственность, духовность.

Какое настроение должно быть у человека во время поста?

– Вопрос очень интересный и серьезный: очень часто бывает, что настроение во время поста страдает, оно упадническое, депрессивное, и его необходимо в корне менять. С настроением приходится настолько серьезно работать, что его надо переворачивать на 180◦. Мы вместе с вами должны людям говорить, что пост – это время особенной работы даже над своим настроением. Если у нас падает настроение, это становится неким следствием изменения ритма жизни, ее качества, и мы должны знать, что в нашем организме, в нашем духовно-душевном статусе такое заложено. А если оно по происхождению естественно, значит, мы должны брать Священное Писание, молитвы, поднимать настроение духовно своим бодрым духом и через «не хочу» улыбаться, через «не могу» оказывать милосердие, давать милостыню (ведь милостыню не каждому хочется давать, а Господь говорит: «Дай»).

Так и здесь: не хочешь молиться, но вопреки – возьми и молись. Клонит тебя в сон или бес нашептывает полежать – отомсти бесу, возьми молитвослов и лежа почитай, он сразу отлетает, а ты уже думаешь: «Нет, лежа не могу читать, надо хотя бы сидя». Сидя почитаешь, думаешь, что «Отче наш» уже надо стоя. И вот так человек все время работает над самим собой – и во время поста надо применять духовную силу.

Записала
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: На Бога Церковь и все верующие возлагают надежду и только в Нем видят опору

– Приветствую всех вас, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, Владыка наместник, братия монастыря!Мы совершили Литургию в очень трогательный день. Ровно сто лет назад по воле Божией в Храме Христа Спасителя из трех кандидатов, определенных Священным Собором Российской Церкви, митрополит Московский и Коломенский Тихон был избран Патриархом – после двухвекового отсутствия Патриаршества в Русской земле.

 
Беседы с батюшкой

Протоиерей Александр Трушин: Рождественский пост и искушения

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс