Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №43 (940) → Архимандрит Савва (Мажуко): О молитве

Архимандрит Савва (Мажуко): О молитве

№43 (940) / 7 ноября ‘17

Свет невечерний

– Друзья мои, когда мы читаем Священное Писание, очень часто проецируем события Евангельской или Библейской истории на себя: как бы мы себя вели, как бы поступили на том или ином месте. Не секрет, что отдельные эпизоды Евангельской истории вызывают у нас недоумение, а порой даже негодование. Сейчас я зачитаю хорошо известный вам отрывок Евангелия от Марка, который вызывал у меня и у некоторых моих друзей недоумение и озадаченность, даже желание порицать поведение апостолов в той ситуации, которую описывает евангелист. Это 14 глава Евангелия от Марка, говорящая о последних минутах жизни Христа перед Его арестом, преданием на казнь, пытками, жутким несправедливым судилищем.

Пришли они в селение, называемое Гефсимания; и Он сказал ученикам Своим: посидите здесь, пока Я помолюсь. И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать. И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте. И, отошед немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей; и говорил: Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты. Возвращается и находит их спящими, и говорит Петру: Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. И, опять отошед, молился, сказав то же слово. И, возвратившись, опять нашел их спящими, ибо глаза у них отяжелели, и они не знали, что Ему отвечать. И приходит в третий раз и говорит им: вы все еще спите и почиваете? Кончено, пришел час: вот, преда-ется Сын Человеческий в руки грешников. Встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня. (Мк. 14, 32.)

Такую трагическую минуту, такую историю, богатую оттенками, богословскими смыслами, евангелист передает очень лаконично, простыми, лапидарными фразами; нет подробного психологического анализа поведения Христа, Его мыслей, каких-то сомнений или борений учеников, нет подробного описания пейзажа, ландшафта, освещения и так далее: сама суть всего происходящего – в тайне служения Христа, в Его мессианском подвиге, в Его добровольном предании Себя на смерть ради человека, ради нашего спасения.

Но что у меня всегда вызывало удивление – это поведение апостолов. Взял с собой верных учеников: Петра, Иакова и Иоанна. Они были с Ним всегда и везде, даже там (например, на горе Преображения), куда не допускались остальные ученики. Они видели великие чудеса, были участниками тайн. И вот, когда Христу пришел час изъявить Свое добровольное согласие на смерть за человека и Он просил их молиться вместе с Собой, бодрствовать, они заснули. Три раза Он возвращался и три раза находил их спящими: никак люди не могли совладать с этой сонной дремой. И мы задаем себе вопрос: «Что, собственно, за апостолы такие, что за ученики, если они не могли по-человечески помолиться, разделить эту чашу страданий со своим Учителем?»

Конечно, мы должны сказать, что они, с одной стороны, не знали того, что мы знаем сейчас, и неоднократно в Евангелии указывается на то, что они не понимали, Кто перед ними, что происходит, что должно произойти. Они не совсем понимали, что Он будет казнен и на эту казнь идет добровольно, и то, что Он Воскреснет.

Но у нас с вами есть личный опыт молитвы, который не позволяет нам порицать апостолов.

Когда я читал эти строки много-много лет назад, будучи еще школьником, я негодовал. Потом пришло время, когда я стал осваивать обычную практику церковной молитвы (не кабинетное чтение из интереса или из-за азарта спорщика, любителя словесных дуэлей, а человека, который должен молиться за этот мир) и понял, как это трудно: бодрствовать и молиться.

Я думаю, вы со мной согласитесь, друзья мои, что молиться очень тяжело. Большинство из нас полагает, что молитва должна происходить в каких-то чрезвычайных обстоятельствах: например, у вас заболел ребенок, при смерти супруг, или же что-то произошло с родителями, или на работе какие-то нелады. Конечно, в ситуации эмоционального потрясения молиться проще, проще всю ночь провести в слезах или в чтении каких-то текстов. Второй момент, который у нас ассоциируется с понятием молитвы: мы часто отождествляем это действие, очень напряженное, сложное, – бодрствование и молитву – с вычитыванием текста. И частично это верно, но на самом деле текст молитвы и молитва – это не одно и то же. Молитва – это все-таки беседа с Богом, это наше к Нему бодрственное обращение даже без надежды быть услышанными, хотя мы понимаем, что Господь знает, чувствует и слышит наше прошение до того, как мы начнем Его о чем-то просить. Но в чем здесь аскетическая сложность? В том, что молиться регулярно, как того требует церковная дисциплина, очень тяжело. Попробуйте молиться так, как положено каждому православному человеку, то есть каждое утро, каждый вечер, перед едой и после еды, посещать богослужения. Раз в неделю каждый православный человек должен быть в церкви, хотя бы на Литургии, иначе какой же он православный?

И вот вы приходите на Литургию или на всенощное бдение. Служба не короткая, и вы понимаете, что мысль ваша далека от той, что можно назвать Божией, от чистоты намерений. Текст молитвы, даже очень понятный, ускользает. Вы сходите несколько раз в церковь, на нескольких службах побываете и осознаете, что, на самом деле, 90% того, что происходит в церкви, понятно, стоит просто немножечко проявить усердие… Сложно удержать внимание, сложно держать какой-то естественный ритм сердечных помышлений. На молитве просто засыпаешь и начинаешь понимать Петра, Иакова, Иоанна, которых попросили молиться, но даже они не смогли сразу совладать со своим сном. Вот валит с ног сон: надо бы молиться, а не получается.

Мы с вами на собственном опыте осознаем, что молитва – это огромный труд и что те люди, у которых есть этот дар, не просто восприняли его от Бога – они еще и несут молитвенный подвиг за всех нас. Нашей земле очень нужен подвиг. Есть такие люди, благодаря чьим молитвам наша Земля жива, ведь молитва – позволение Богу участвовать в нашей жизни. Господь знает все, что нам нужно, но Он как будто спрашивает у нас, свободных существ, позволения участвовать в нашей жизни, в нашей истории, а мы, молитвенно призывая Его, позволяем Ему участвовать в этом. Поэтому так ценны молитвенники, так важно учиться молитвенному бодрствованию.

Начинай с малого: с простой дисциплины, чтения обычных, может быть, маленьких молитв, но регулярно, ежедневно, и тогда постепенно, смиряясь и трудясь, мы с вами хотя бы чуть-чуть прикоснемся к тому молитвенному подвигу, к которому призван каждый из нас.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475